Ii. общая характеристика курса

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и гибели детей при ДТП породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих.

Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге – ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Все это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации.

Пожары часто происходят из-за обычной неосторожности при курении. В одной из школ небрежно брошенный школьником окурок стал причиной возгорания хранившегося для столярной мастерской пиломатериала, что повлекло за собой задымление школы, пожар и экстренную эвакуацию детей.

Серьезные опасения вызывают школы. Целевые проверки органами Государственного пожарного надзора показывают, что педагогическими коллективами в большинстве случаев не приняты должные меры по выполнению мероприятий, связанных с обучением школьников элементарным правилам пожарной безопасности, быстрой ориентации в сложных обстоятельствах на случай пожара и приведению учебных заведений в пожаробезопасное состояние.

Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики пожарной безопасности является работа образовательных учреждений в данном направлении. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения и Пожарной безопасности, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создают предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Овладение умениями распознать основные, угрожающие жизни школьников опасности и явления огня, своевременное экстренное проведение в жизнь необходимых квалифицированных действий и спасательных мероприятий при пожаре нередко предопределяют судьбу детей, буквально могут спасти им жизнь.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:

- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, аудитория с компьютерами и возможностью выхода в Интернет);

- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);

-соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

-расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

-последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития).

Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях и ЧС;

-принцип единства воспитания и обучения (на всех этапах воспитания: культура поведения и т. д.).

Формы учебных занятий:

1. Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей, развивающей и воспитательной задачам.

2. Исследовательская и проектная деятельность предполагает выполнения группами и парами учащихся Научно-исследовательских работ и проектов по формированию школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3. Тематические экскурсии, фестивали. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.

4. Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.

5. Совместная деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи. 6. Выездные формы занятий – экскурсии, соревнования.

Формы организации обучения: групповые и индивидуальные.

Занятия посещают дети, проявляющие интерес к велоспорту, машинам, инспекторской работы Дорожно-патрульной службы, Пожарно-спасательной службы. Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, фестивали, походы, и т. п.)

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, метод взаимодействия, метод коллективной творческой деятельности, метод проектной деятельности, словесные и наглядные методы, практические.

Виды деятельности: беседы, дискуссии, наблюдения, экспериментальные работы, творческие игры, практические работы, проектные работы.

Режим работы

Занятия проводятся 1 раза в неделю по одному академическому часу.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В ПЛАНЕ внеурочной деятельности

Развивающий курс «Юные инспектора дорожного движения» ориентирован на социальное и общеинтеллектуальное направления внеурочной деятельности.

Сроки реализации программы: 3 года. Занятия проводятся один раз в неделюиз расчета 35 учебных часов. Рассчитана на учащихся 5, 6, 7 классов. Набор детей в группу – свободный (по желанию ребенка).

Наши рекомендации