Объяснение нового материала. По изобразительному творчеству

Конспект занятия

По изобразительному творчеству

«Гуашь, как художественный материал»

Педагог

дополнительного образования

Елена Анатольевна Рыжова.

Иваново

Пояснительная часть

Дата проведения:

База проведения: кружок рисования

Количество воспитанников: 12 человек

Возраст: 9-10 лет

Год обучения : 3

Форма организации занятия: фронтальная

Тема:Выполнение натюрморта с передачей тональных и цветовых отношений в технике послойной живописи.

Цель занятия:Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Задачи занятия:

Обучающие: Обучать воспитанников приёмам работы гуашью. Изучать основные свойства материала. Обучать последовательности ведения работы гуашью. Формировать видение художника-живописца. Развитие навыков работы гуашью, как живописным материалом. Изучение выразительных средств применяемых в живописи.

Развивающие: Развивать навыки работы гуашью в технике стилизованной живописи, интерес к познавательной деятельности, развивать творческие способности. Развивать эстетические чувства.

Воспитательные: Воспитывать утонченность цветовосприятия.Формировать аккуратность и трудолюбие. Воспитывать потребность достижения цели. Привитие интереса к творчеству.

Методическое обеспечение:Иллюстрации из книг, фотографии, таблицы Работы из методического фонда, выполненные гуашью в разных техниках; гуашь, ватман формат А4, ёмкости для воды, кисти колонок №3,5; натюрморт из 2 простых предметов (кувшин и яблоко) на драпировке.

Концепция занятия:В курсе преподавания изобразительного творчества учащиеся знакомятся с основными средствами выражения своих замыслов, побуждаются к изучению различных художественных материалов и техник.

Конспект проведения занятия.

1.Организационный этап.Воспитанники и педагог приветствуют друг друга, проверяют готовность к занятию.

Педагог: «Здравствуйте ребята. Прошу вас приготовиться к занятию. На столах должны быть гуашь, ватман формат А4, А3, ёмкости для воды, круглые и плоские кисти».

Ученики: Рассматривают инструменты, проверяют готовность к занятию.

Этап мотивации и целеполагания.

Живописные приемы разнообразны. Выбирая свою манеру письма, необходимо познакомиться с уже существующими приёмами работы. Наряду с реалистичной живописью существует декоративное изображение предметов.

: Рассказывает о важности данных знаний. Беседует с детьми для определения цели и темы занятия, мотивирует воспитанников к изучению темы и практической работе с материалами.

· Повторить, что такое натюрморт.

· Какими средствами создается образное решение произведений (живописи, музыки, театра)

· Важность освоения художественной грамоты для создания художественного образа.

Этап усвоения новых знаний и умений.

Постановка учебной задачи и введение нового материала.

Повторение пройденного материала

- Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность

- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:

- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.

- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?

“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.

- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные этом жанре?

Рассматриваем репродукции картин художников.

- Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.

Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.

Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец, цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).

Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:

Во-первых, цвет можно по-разномувоспринимать и передавать красоту окружающего мира;

Во-вторых, цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.

В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторимвсе, что касается “цветового контраста”.

- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:

1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.

- Что называется хроматическими цветами?

- Все цвета солнечного спектра.

2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.

- Что называется ахроматическими цветами?

- Это цвета черный, белый и серый.

- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?

- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.

- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:

- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.

- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?

- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

2. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под

действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст

а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.

б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки

дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый

оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.

Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной

светлотой, т.е. тоном.

При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:

- объем предметов натюрморта;

- фактуру предметов (их материальность);

- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма гуашевыми красками.

- Ребята, давайте их перечислим.

Традиционные техники

1. Гуашевые работы можно начинать легко в акварельной технике иногда даже и останавливаться, когда чувствуете, что вот оно свершилось. Но, как правило, художники переходят, где нужно, к более корпусному, мазковому письму, сродни масляной живописи, по сюжету и приему оставляя места первоначальных лессировок. Нельзя забывать, что этот материал работает наиболее мощно и цельно плоскостью, локально. Тонкое лессировочное письмо наносится же в гуаши изначально, а не в конце. В этом одно из отличий этого материала от других. Можно работать гуашью и как пастелью или карандашом, выявляя образ небольшими мазками.

2. В связи с тем, что гуашь — материал «быстрого реагирования», то очень хорошо и удобно работать им на пленэре. Делая этюды, а порой и законченные произведения, быстро и уверенно, ловить неповторимые мгновения вечно меняющегося и уходящего мира, как вокруг, так и внутри нас. Гуашь сохнет быстро, поэтому мобильность в передвижении, которая так необходима художнику, раскрывается в полной мере, позволяя делать большое количество совершенно разных работ.

3. Приём «а-ля прима» - письмо по-мокрому. В основе этого метода - вливание одного красочного слоя в другой на еще не просохшей поверхности бумаги.

4. В декоротивном рисовании используют технику заливки цветом(одним или с переходом цвета в цвет).

Нетрадиционные техники

1. Монотипия(от греч. monos – один, typos – отпечаток) – вид печатной графики, в которой жидкие масляные краски наносятся на гладкую поверхность металлической или стеклянной доски. Единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке. Монотипия отличается тонкостью цветовых отношений и напоминает живопись или акварель. Часто применяется в соединении с офортом.

2. В основе пуантилизма лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Краски смешиваются не физически(на палитре), а благодаря оптическому эффекту

3. Гротаж. Лист бумаги покрывают слоем воска, затем рисуют изображение гуашью, после чего выцарапывают различные по толщине и пластике линии, точки. Здесь главное – проявить фантазию.

4. Оттиски поверхностей с разной фактурой и текстурой (ткань, листья, цветы и т.д.) на бумаге.

Для большей выразительности техники работы можно комбинировать, а так же использовать не только бумагу, но и картон, грунтованный холст, обои и т.д.

Рассматриваем работы по живописи, представленные в таблицах

Объяснение нового материала

Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работы в цвете.

1) После построения всех предметов жидко без белил раскладываем основные светотоновые отношения, начиная с фона.

2) Прописываем непрозрачными мазками, те места, где это не требуется, не трогаем.

3) Анализируем, обобщаем, прописываем мелкие детали на переднем плане.

Перед работой над натюрмортом в цвете:

· определяем самый светлый и самый насыщенный по тону и цвету предмет натюрморта и следим, чтобы в работе это отношение сохранялось.

↓Повторяем понятия

1. Свет на предмете + касание с фоном

↓2. Полутень на предмете

↓3. Собственная тень на предмете

↓4. Падающая тень от предмета на плоскости

↓5. Рефлекс на предмете + касание с фоном

Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предыдущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет. Каждый раз, приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предыдущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.

Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.

Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они контрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).

Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.

Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а, наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.

Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и , наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.

- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.

.

Необходимо работать сразу по всему листу, не выписывая отдельных деталей, а идти по принципу от общего к частному. Смотреть нужно на всю постановку в целом, сравнивая тоновые и цветовые отношения по светлоте, насыщенности и общему колориту, стараясь достичь цветового единства.

Операционный этап.

Педагог: Осуществляет контроль над работой детей, в случаи необходимости помогает советом, действием.

Ученики: Выполняют задание.

Аналитический этап.

Педагог: Организует мини просмотр работ с совместным обсуждением. Подводит итог выполненному заданию. Настраивает детей на дальнейшее применение полученных на этом занятии знаний и умений.

«Думаю, сейчас устроим небольшую выставку наших рисунков. И посмотрим, как вы справились с заданием».

Ученики: Обсуждают работы, представленные на просмотр. Высказывают пожелания применять полученные знания в дальнейшем творчестве.

Наши рекомендации