Объяснение нового материала

─ Как вы думаете: могут ли слова рождаться и умирать? ─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов. ─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы. Рассмотрим в учебнике на стр. 74 вещи, изображенные на картинках. -Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вы­шли из употребления). -Где мы с ними можем встретиться? -Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы? -Почему же мы не употребляем эти слова?(Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются). -Каковы же причины устаревания слов? Сообщение ученика: Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них за­бываются, как только исчезает из жизни какое-то явление. Например, в конце XIX — начале XX в., до появления трам­вая, существовала городская железная дорога с конной тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами. Другие слова забываются, если для называния того же предме­та, признака, действия появляются новые слова. Например, в древ­нерусском языке было слово выя. Со временем в этом значении стало употребляться слово шея, а слово выя перестало употребляться. По­добные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами. У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древне­русском языке в этом значении употреблялось слово око. В художественных произ­ведениях устаревшие слова используются, если повествование идет о прошлом. Историзмы и архаизмы по­могают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рас­сказывает.

Сообщение ученика. В поэме И.С.Никитина «Кулак» есть описание того, как был одет один из персонажей:

На гостье был наряд простой:
Покрытый синею китайкой
Шушун, кокошник золотой
И сарафан.

Китайка-сорт гладкой хлопчатобумажной ткани.
Шушун-вид женской одежды вроде кофты или телогрейки.

Кокошник - старинный русский женский головной убор в виде разукрашенного щитка над головой. В «Словаре…» Даля значение слова кокошник предположительно связано со словом кокошь – наседка, курица. Кокошники были разных форм – высокие и низкие. Кокошники носили вплоть до 20 века. И сегодня кокошник можно увидеть не только в музеях, но и на женщинах, выступающих с народными песнями, бережно хранящих наследие матерей и бабушек.

Сарафан – одно из самых древних слов. Оно было заимствовано из тюркских языков, где сарапа – «почетная одежда». В старину этим словом называли мужской длинный кафтан. Но постепенно с этим словом стали связывать женскую крестьянскую одежду, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами. Это стало приметой русской жизни, русского стиля.

-Спасибо, Саша, за интересное сообщение!

Замените устаревшие слова синонимами: брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.

Выпишите слова в два столбика

«историзмы», «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

Слово учителя.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.

Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).

Неологизмы возникают в языке тремя путями.

Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: сахарозаменитель)

Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например,

палантин — «шарф увеличенных размеров»,

дизайнер — «худож­ник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).

В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превра­щаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.)

Теперь посмотрите, пожалуйста в учебнике на страницу 72 и скажите , знакомы ли вы с понятиями, которые представлены в упр.131?

Можем мы сделать вывод, что неологизмы - это новые слова, появившиеся с развитием науки, техники, искусства, общества, а также новые значения многозначных слов.

Но не все новые слова закрепляются в языке, так например в 20-е годы вместо слова учитель стали употреблять шкраб (школьный работник), но, конечно, такое неблагозвучное слово не могло закрепиться в языке.

-Давайте устно выполним упр.132

Вывод:

Язык любого народа, в том числе и русского, не остается неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе языка.

Итог урока.

-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

-Для чего нужны неологизмы?

Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам по лексическому значению определить название слов, связанных с нашей темой:

Вопросы по неологизмам.1. Как называется универсальное устройство ввода информации? (клавиатура)
2. Как называется устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации? (принтер) 3. Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде чего? (файлов) 4. Обязательные платежи, которые взимаются со всех граждан (от их доходов) и предприятий (от их прибыли) в пользу государства. (Налоги) 5. Это человек, который выполняет обязанности по управлению, но не является наемным работником? (менеджер) 6.Как называют человека, который поступает в высшее или специальное учебное заведение? (абитуриент).

Вопросы по устаревшим словам.

  1. Почему мы так говорим? - Грош цена. (Грош – это полкопейки, т.е. самая маленькая цена)
  2. Почему мы так говорим? – Беречь как зеницу ока? (т.е. беречь как глаза)
  3. Загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (шлем)
  4. Почему мы так говорим – ни кола, ни двора? (кол - это небольшой участок земли)
  5. Почему мы так говорим? – Гроша медного не стоит. (полкопейки, самого малого)
  6. Знаете ли вы, что обозначает гривенник? (10 копеек)

Домашнее задание:– Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название.

Наши рекомендации