Объяснение нового материала.

Для закрепления учитель может повторить определения, связанные с композицией.

Далее, учитель рассказывает о стилистике композиции. Батик и роспись на шелке относятся к декоративным видам искусства и имеют свою текстильную стилистику. Очень важно найти грань между реализмом и текстильной стилистикой при изображении пейзажа, натюрмор­та, жанровых сцен и монументальных композиций и т. д. Батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности – от реа­лизма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой, – до орна­мента, где она становится тканью. Каж­дый художник, работающий в данных тех­никах, сам себе определяет эту грань.

Затем поясняются законы техники батик. Независимо от того, что обучающиеся хотят изобразить, все строится по законам текстильной графики:

• плоскостное решение;

• стилизованное присутствие планов;

• сочетание орнамента и декоративной живописи;

• сочетание графического пятна и линии.

И наконец, объясняются общие правила работы. Создавая композицию, нужно про­думать графическое, тоновое и цвето­вое решение, и если это необходимо, то изобразить на бумаге в предвари­тельном эскизе. Затем карандашом на бумаге необхо­димо нарисовать шаблон задуманной композиции. Шаблон делается с учетом всех требований текстильной специфи­ки. Все возможные промахи лучше исправить на бумаге, чем на шелке, где это сделать гораздо сложнее.

Практическая часть.

Учитель объясняет технологию работы над декоративным панно или изделием. Ткань закрепляется с помо­щью кнопок или крючков, начиная с середины каждой стороны, и постепенно продвигаясь к краям, контролируя натяжение ткани. Правильно натянутый шелк должен быть гладким, тугим, без складок и провисаний.

Для того чтобы перевести рисунок на ткань, потребуется шаблон с изобра­женным на нем рисунком и закреплен­ная на раме ткань. Нужно положить шаблон под ткань и сначала можно обвести рисунок простым карандашом. Можно не пользоваться карандашом, а сразу обводить рисунок резервом, что ускорит процесс. Также здесь нужно следить за тем, чтобы ткань не соприкасалась с шаблоном.

Наносить резерв можно и вовсе без предварительного рисунка. Это харак­терно для различных импровизаций или абстрактных рисунков на ткани. Если вы хотите про­верить целостность контура, можете нанести с помощью кисти на отде­льные замкнутые контуром участки ткани воду, содержащую 1-2 капли шампуня или жидкого мыла. Если контур не замкнут, вода просочится, нужно подсушить ткань и нанести резервирующий состав.

После того как ри­сунок переведен на ткань, далее работа устанавливается на столе в горизонтальном положении. После того, как резервирующий состав полностью высохнет можно приступить к работе в цвете. Здесь можно применять безграничную фантазию. Для этого пригодятся цветовые спектры, цветовые сочетания, контрастные сочетания цветов. Можно намешать необходимые колера на палитре, либо выполнить предварительный эскиз в цвете. В композициях, с применением геометрии, часто применяется шахматный порядок в цветовых решениях. Оптимально выбрать три – четыре цвета в композиции и работать в цвете так, чтобы они не были рядом друг с другом. Можно выбрать разные тональности одного цвета.

В процессе работы происходит индивидуальная работа с обучающимися, даются советы, как педагогом, так и участниками.

Для того чтобы работа выглядела законченной, рисунок, нанесённый резервирующим составом контур обводим цветным контуром, подобранным к цветовой гамме композиции. При желании можно дополнить композицию бусинами, стразами, камешками, ракушками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы было создание композиции художественного объекта, выполненного в технике «холодный батик», с использованием колористических и художественных приёмов.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.Изучена литература и материал по теме исследования;

2.Рассмотрена и изучена история возникновения и развития искусства росписи текстиля – батик;

3.Изучены существенные характеристики приёмов и средств, применяемых в технике батик.

4.Рассмотрены примеры работ с композиционными вариантами на абстрактную тему;

5.Наиболее сложной для решения из задач для нас представлялась задача c выбором цвета, так как данное панно является не только самостоятельным творческим произведением, но и фоном для постановок по живописи. Выбран сдержанный тёплый колорит, не имеющий открытых ярких оттенков. Достигнуто это с помощью перекрытия оттенков через серый цвет разного тона.

6.Разработаны эскизы на бумаге и в материале, для данного панно, в уменьшенном масштабе;

7.Разработаны серия уроков и методический материал к урокам декоративно-прикладного искусства с целью ознакомления с современными направлениями в искусства декора - техникой росписи текстиля - батик, доступного для восприятия, как детьми, так и взрослыми.

8.Создано панно в технике батика;

9.Разработано и реализовано оформление к данной работе, с точки зрения практичности, по типу переносного экрана, ткань закреплена с помощью карманов вверху и внизу монументального панно, в которые вставлены металлические рейки. Таким образом, панно можно свернуть и упаковать в заранее сшитый специально для него чехол из плотной, непромокаемой ткани. Чехол затягивается на шнур и его также можно транспортировать и хранить без опасения повреждения работы. Панно вешается на регулирующийся штатив, максимальная высота которого может быть от 1 метра до 2 метров 60 сантиметров, штатив также занимает при хранении не очень много места в сложенном виде.

Практическая значимостьс учётом композиции и эстетичного исполнения данной работы заключается в том, что она является не только самостоятельной творческой работой, но фоном для постановки. Данное панно в технике батик предполагается применять для секции живописи при создании следующих постановок: фигура человека в интерьере или фигура человека в цветовой среде.

Новаторский подход данной работывыражается во внедрении современных материалов и приёмов росписи текстиля, а также в использовании технологий оформления работы для удобного практичного применения, хранения и транспортировки панно.

Таким образом, искусство росписи ткани имеет широкий спектр применения произведений и изделий не только с точки зрения красоты и эстетики, но и с точки зрения практического значения. Искусство росписи текстиля всегда было и будет актуальным и востребованным как в искусстве высокого понимания, так и в повседневной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция: пособие для студентов худож.-граф. фак-ов пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1969. – 297 с. ил.

2. Воронова О. Лучшая книга для домашнего декоратора. – М.: Эксмо, 2008. – 64 с. ил.

3. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности искусство и народные промыслы. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 159 с. 32 с. ил. – (Изобразительное искусство).

4. Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 184 с. ил. – (Энциклопедия).

5. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес. – М.: «Знание», 1984. – 80 с. – (Нар. ун-т. Пед. фак.; №3).

6. Ковальчук Н.А. Композиция. Художественные средства. – М.: Плакат. – 1990. – 32 с. ил.

7. Кругликов Г. И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Изд. 2-е. – М.: «Академия», 2007. – 288 с.

8. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 168 с. ил. – (Изобразительное искусство).

9. Основы педагогического мастерства: учеб, пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Криво­нос, Н. Н. Тарасевич; Под ред. И. А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

10. Перелёшина И.А. Батик. От основ к импровизации. – СПб.: «Паритет», 2008. – 208 с. ил., цв. вкл.

11. Практический журнал: Идеи вашего дома. – М.: «САЛОН-ПРЕСС», №11 2004. – 269 с. ил.

12. Робинзон Р. Искусство батика: техники и образцы. – М.: «Ниола-Пресс», 2008. – 96 с. ил. (в пер. с англ.)

13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с. цв. ил.

14. Терешина Г.В. Батик своими руками. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006. – 88 с. ил. (Ручная работа).

15. Техническое творчество учащихся: книга для бакалавров и учителей технологии. Под ред. проф. А.А. Карачева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 430 с. [1] с. ил. – (Высшее образование).

16. Трубникова Л.А. Красота ремесла и творчества. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 138 с.

17. Устин В.Б.. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – Изд.2-е, уточненное и дополненное. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 c. ил.

18. Учимся общаться с ребёнком: руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кралина и др. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.

19. Художественное проектирование: учебное пособие для пединститутов и по спец. «Черчение, рисование и труд». Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.

20. Шёлковые картины в технике холодного батика. Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 187 с. ил. – (Город мастеров).

21. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. В помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю. – «Творческая педагогика», «Новая школа». – М. 1992. – 88 с.

22. Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение, 1986. – 95 с.

23. Эм А. Батик. – Минск: Харвест, 2009. – 320 с. ил. – (Постигаем шаг за шагом).

24. www.wotch.ru

25. www.rusgoods.ru

26. german242.com

27. steampunker.ru

28. www.eyesontutorials.com

29. batikcentr.ru

30. demiart.ru

31. ru.wikipedia.org

32. artnow.ru

33. www.trozo.ru

34. deviantART.com

35. batik4art.com

36. www.ARTGALS.info

37. surrealism.ru

38. petergric.ru

39. ilovehandmade.ru

40. sdsavrora.narod.ru

41. www.livemaster.ru

42. vitrazhizn.ru

[1] Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – с. 6-10

[2] Эм Анна. Батик.– Минск: Харвест, – с. 60

[3] Перелёшина И.А. Батик. От основ к импровизации. – СПб.: «Паритет», – с. 39

[4] Давыдов С.Г. Батик. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – с. 98

[5] В приложении, источники идеи композиции выпускной квалификационной работы.

Наши рекомендации