IV. Объяснение нового материала (30 мин.)

Для дальнейшей работы учитель делит класс на группы (по рядам). Каждому ряду дается определенное задание (формируется проблема).

1 ряд анализирует стихотворение Блока «Демон» (1910) («Прижмись ко мне крепче и ближе…»), ищет в нем традиции М. Ю. Лермонтова и новаторство А. Блока. Для более успешного анализа учителем предлагаются наводящие вопросы.

Учитель. В чем специфика осмысления демонизма в этом стихотворении? В чем новаторство А. Блока?

Ученики. В данном стихотворении Демон, всесильный, уверенный, страстный, несет Тамару над Вселенной, хочет приобщить ее к гармонии, новым мирам. «Я пронесу тебя над бездной», «сила мышц», «вознесу тебя туда…» В стихотворении усиливается трагический настрой – Демон осознает безвыходность своего существования и смиряется, горько улыбаясь невозможности быть счастливым.

Учитель. Какие строки стихотворения являются непосредственной аллюзией к поэме М. Ю. Лермонтова?

Ученики. У М. Ю. Лермонтова: «Тебя я, вольный сын эфира / Возьму в надзвездные края…» У А. Блока: «Да, я возьму тебя с собою / И вознесу тебя туда, / Где кажется земля звездою, / Землею кажется звезда».

У М. Ю. Лермонтова: «Без сожаленья, без участья / Смотреть на землю будешь ты, / Где нет ни истинного счастья, / Ни долговечной красоты…» У А. Блока: «Ты знаешь ли, какая малость / Ты человеческая ложь, / Ты грустная земная жалость, / Что дикой страстью ты зовешь?»

2 ряд проводит сравнительный анализ двух стихотворений Блока и прослеживает эволюцию в разработке темы демонизма в творчестве Блока: выявляет отличия «Демона» (1916 г.) от «Демона» (1910 г.).

Ученики. Здесь Демон не всемогущий, а усталый, обессиленный, осознающий невозможность возвращения идеала, невозможность преодолеть одиночество: «Усталые губы и взоры / И плети изломанных рук», «Я, горный, навеки без сил». С любовью к Тамаре Демон связывает возможность спасения: «С тобою, с мечтой о Тамаре…»

Учитель. Какие строки являются непосредственной аллюзией к поэме Лермонтова?

Ученики. Стихотворение является прямой аллюзией к поэме Лермонтова «Демон»: экзотические кавказские мотивы: «зурна», «чадра», «аул», «чеченец». Всего в нескольких словах описаны свадебный пир и пляска Тамары: «Там стелется в пляске и плачет, / Пыль вьется, и стонет зурна…» Гибель жениха Тамары: «Пусть скачет жених – не доскачет! / Чеченская пуля верна». У Лермонтова: «Но злая пуля осетина / Его во мраке догнала!»

3 ряд анализирует стихотворение Блока «Демон» (1916 г.) («Иди, иди за мной – покорной»).

Учитель. В чем специфика осмысления демонизма в этом стихотворении? В чем новаторство А. Блока?

Ученики. В стихотворении 1910 г. Демон не всемогущий, а усталый от своего одиночества. Надежду на спасение Демон связывает с мечтой о Тамаре.

В стихотворении 1916 г. Демон всесильный, уверенный. Но это не помогает ему преодолеть свое одиночество. Так усиливается трагический настрой: Демон горько улыбается невозможности быть счастливым.

Далее учитель подводит итоги работы учеников, вместе с которыми оформляет представленный материал в таблицу.

Образ Демона в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» Образ Демона в стихотворении А. Блока «Демон» 1910 г. Образ Демона в стихотворении А. Блока «Демон» 1916 г.
1. Горд и независим. 2. Сила духа. 3. Страдания и тоска. 4. Страстные мечты. 5. Мятежные порывы. 6. Романтическая ненависть к несправедливости и прозаическому порядку жизни. 7. Зол, но в то же время тяготится своим демонизмом. Демон могучий, всесильный, гордый бунтарь, но в то же время уставший от своего одиночества, своей доли, своего зла. Демон не всемогущий, а усталый, обессиленный, осознающий невозможность преодолеть одиночество. Демон всесильный, уверенный, страстный. Демон осознает безвыходность своего существования и смиряется, горько улыбаясь невозможности быть счастливым.

Учитель демонстрирует работы М. Врубеля: «Демон сидящий» и «Демон поверженный».

Учитель. В жизни часто происходят необычайные совпадения событий, дат, которые потом оказываются судьбоносными. Так, в 1856 г. в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова. И в том же году родился будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал Лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.

В биографии этих людей также много сходных черт. М. Ю. Лермонтов был для М. Врубеля любимым поэтом. Художник делал иллюстрации к поэме «Демон» Лермонтова. В совокупности эти рисунки и поэма представляют собой новое художественное произведение, синтез поэзии и графики, который образует такую вершину творческого совершенства художника и поэта, с которой видны необычайные дали человеческого сознания, не открывающиеся с высот поэмы или серии рисунков, отдельно взятых. Это стало очевидным после нового издания поэмы Лермонтова с рисунками Врубеля.

Духовная жизнь М. Врубеля как художника была невозможной, немыслимой без Демона; недаром через 2 с лишним десятилетия мучительной борьбы над заветным образом, когда жизнь М. Врубеля оборвалась, люди говорили и писали о том, что его Демон – это и есть сам художник.

Задание. Ребятам предлагается обратиться непосредственно к картинам М. Врубеля и соотнести их со стихами Блока и поэмой М. Ю. Лермонтова.

Картина М. Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.)

Ученики. «Лиловый мрак за спиной Демона вспыхнул калейдоскопом радуги, кристаллический узор, похожий на букет цветов из драгоценных камней, в которых мерцают лучи заходящего светила. Отблески заката осветили желтоватыми бликами могучий торс и руки самого неподвижного героя, едва коснулись неземной красоты его молодого лица, на котором как жемчужина, застыла светлая слеза»[1].

У М. Ю. Лермонтова: «…И, чудо! Из померкших глаз / Слеза тяжелая катится…» В этом странно-прекрасном волшебном саду, в озарении то ли зеленых, то ли космических лучей юный гигант, как у Лермонтова, похож «на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..» 5 очерк поэмы (1833-1834 гг.): «Как часто на вершине льдистой / Один меж небом и землей / Под кровом радуги огнистой / Сидел он мрачный и немой…»

Такой Демон и у А. Блока в стихотворении 1916 г. Он сильный, могучий, полон энергии: «… Всей силой мышц и сенью крылий…»

Однако Демон Врубеля и Блока – это олицетворение печали и раздумья о несовершенстве мира, о невозможности преодолеть одиночество. Отсюда неисчерпаемая бесконечная тоска темнокудрого титана, ломающего руки, у Врубеля и, грустного улыбающегося, у Блока.

Картина М. Врубеля «Демон поверженный» (1901 г.)

Ученики. Здесь Демон с мужественным лицом, взгляд из темных глазниц горит мрачным огнем решимости и гнева. Тело же изломанное, слабое. В этом трагический контраст слабости и в то же время величия несломленного духа. Изломанность фигуры не результат простого физического падения низвергнутого с высоты неба в пропасть земную, а изобразительная метафора пережитых пыток духа, нравственных нечеловеческих страданий Демона.

Такой же Демон и в стихотворении А. Блока 1910 г. : «… Усталые губы и взоры / И плети изломанных рук». «… Я, горний, навеки без сил…» Итак, «Демон поверженный» – символ гордого человеческого духа, поверженного в глубокое ущелье.

V. Закрепление (20 – 22 мин).

Учитель включает музыку по теме демонизма, в частности, по «Демону» М. Ю. Лермонтова (либо оперу А. Рубинштейна «Демон» – отрывок, либо «Тамару» Балакирева). Дети получают творческое задание: сочинить под музыку либо стихотворение, либо небольшое эссе на тему демонизма.

Наши рекомендации