VII. Закрепление изученного материала.
– В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Ульяна, Татьяна, Софья, Дарья.)
– Разгадайте кроссворд.
1) Снежная буря (вьюга).
2) Домики для пчел (ульи).
3) Мать, отец, дети (семья).
4) Животное (обезьяна).
5) Ягоды, сваренные в сахаре (варенье).
VIII. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие по городу «Мягкий знак».
Мы познакомились с двумя родными братьями. У каждого из них свой характер, своя работа. Младший брат – знак «смягчительный» – очень добрый. Он дружит с мягкими согласными и стоит в словах рядом с ними.
Старший брат – знак разделительный – очень сварливый. Он постоянно ссорится с гласными и согласными, часто встревает между ними и не дает им дружить.
– Какую роль выполняет каждый из «братьев» в словах?
– Какую роль выполняет буква ь в слове «Ольга»? А в слове «Ульяна»?
– Волшебница Анишит Йокоповна очень довольна вашей активной работой на уроке! Молодцы! Урок окончен!
Урок 30
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь
Цели деятельности педагога:создать условия для формирования навыка правописания слов с мягким знаком в середине слова; способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся употреблять разделительный твердый знак в словах, писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – принимают участие в работе парами; формулируют свою позицию и учитывают мнение партнера; личностные УУД:имеют представление о причинах успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: музыкальный фрагмент; иллюстрации – персонажи из сказки «Белоснежка и семь гномов»; карточки.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Каждый наш урок как происшествие,
Нам на радость всем одно дано.
Ждет нас ежедневно путешествие,
Пусть же не кончается оно!
II. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Ребята, нас ждут тайны русского языка. Будьте внимательны к словам родного языка и друг к другу. Вместе мы раскроем многие секреты. А помогать нам сегодня будут герои известной сказки. Угадайте, какой?
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Меня вы узнаете?
Я − героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю,
Знакомых.
Ответьте-ка без спешки −
Зовусь я … (Белоснежка).
– Как называется сказка? («Белоснежка и семь гномов».)
– На какую сказку она похожа? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А. С. Пушкин.)
Звучит музыка.
Белоснежка. За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
III. Чистописание.
Пальчиковая гимнастика
БУСЫ
Крепкую нитку
В иголку вдеваю.
Имитация движений большими, указательными, средними пальцами обеих рук.
Ягодку к ягодке
Нанижу.
Работа большими и указательными пальцами обеих рук.
Кончики нитки
Я в узел свяжу.
Пальчики полусогнуты, слегка перебираем их – один за другим.
Яркие, крупные
И блестящие –
Бусы из ягод
Как настоящие.
Кисти рук выставлены вперед ладошками вверх, сводим вместе и разводим – растягиваем нитку с бусами.
Гном Пиши-Читай предлагает минутку чистописания.
– Как мы пишем твердый знак (ъ)?
– Твердый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка!
А. Потапова
Самостоятельное написание ъ в рабочих тетрадях.