УЭ№18. Педагогические технологии
Вид занятия: лекции.
Изучив данный УЭ, Вы будете
знать:
- обобщённые педагогические технологии. Выполните тестовые задания: №1,2,4,6УЭ№8МБ№3; №1,2, 3, 4, 5, 6 УЭ № 9 МБ № 3; №1,2, 3, 4, 5 УЭ № 10 МБ № 3; № 2, 3, 4, 5 УЭ № 11 МБ № 3; №1,2, ЗУЭ№ 12 МБ №3;
№ 1,2,3 УЭ№ 15МБ№3; № 1,3,4УЭ№ 16МБ№3; №3,4, 6УЭ№ 18МБ№3.
Педагогическая технология - это модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса, предполагающая интеграцию грех составляющих: мотивационную, собственно-познавательную деятельность студента и управление этой деятельностью со стороны педагога.
В документах ЮНЕСКО педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимацию форм обучения.
Любая педагогическая технология ставит своей целью решение таких задач, как:
постановка целей обучения и определение на их основе содержания учебной дисциплины;
структурирование и содержания дисциплины;
проектирование уровней усвоения;
диагностика исходного уровня обученности;
проектирование и конструирование учебного процесса с помощью адекватных методов и средств обучения, контроля и оценки;
выбор схем управления познавательной деятельностью обучаемых.
Прикладные (конкретные) педагогические технологии -это такие, которые на методическом уровне решают проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.
Обобщенные педагогические технологии определяются как "синтетические теории", построенные на психолого-педагогических основах.
i
Обобщенные педагогические технологии
Название | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися, познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания | Поисковые методы, постановка познавательных задач |
Концентрированное обучение | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса | Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки | Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся |
Модульное обучение | Обеспечение гибкости учебного процесса, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки | Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой | Проблемный подход, индивидуальный темп обучения |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию | Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности |
Дифференцированное обучение | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей | Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях но не ниже обязательного (стандарт) | Методы индивидуального обучения |
Активное (комплексное) обучение | Организация активности обучаемых | Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности | Методы активного обучения |
Игровое обучение | Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации | Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность |
Особенностями психолого-педагогической характеристики модульной технологии являются:
направление на достижение заведомо фиксированной цели;
гарантированность достижения поставленных целей за счет обратной связи, пронизывающей весь учебный процесс;
конструированность учебного процесса, алгоритмизируемость.
Эти особенности обусловили наличие в модульной технологии следующие стержневые характеристики:
постановка целей и их максимальное уточнение с обязательной ориентацией обучаемых на достижение конкретных результатов;
подготовка учебных материалов и организация учебного процесса в зависимости от индивидуальных способностей обучаемых;
оперативная обратная связь и на её основе коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
оценка образовательных результатов и контроль уровня обученности с ориентацией на эталоны;
Для успешного внедрения модульной технологии обучения педагогу необходимо уметь:
диагностировать цели обучения и воспитания;
систематизировать учебный материал на научной основе;
производить переструктуризацию учебного материала с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного изложения модульных блоков и учебных элементов;
моделировать в учебном процессе профессиональную деятельность будущего специалиста;
организовывать самостоятельную работу студентов; - свободно владеть активными методами обучения;
обеспечивать благоприятный психологический климат на основе сотрудничества педагога и студента.
Переход учебного заведения и педагога - экспериментатора на модульную технологию обучения осуществляется по следующим этапам:
1. Организационный (разработка программной документации, разработка пакета учебных материалов, реорганизация учебного пространства).
2. Прогностический (диагностика начального уровня знаний, умений, навыков, а также значимых психолого-физиологических качеств личности студента, составления индивидуальной программы обучения).
3. Обучающий (акцентирование учебной деятельности студента, выполнение педагогом роли мотиватора, консультанта - советника, диагноста).
4. Корректирующий (коррекция программного контрольного и учебного материала на основе верификации).
Тестовые задания к УЭ № 18
1. Укажите в какой группе указаны обобщенные педагогические технологии:
а) словесные, практические, наглядные, проблемные;
б) концентрированное обучение, модульное обучение,
проблемное обучение, активное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение;
в) инновационное обучение, программированное обучение,
обучение по опорным сигналам, опережающее обучение.
2. Установите соответствие:
а) модульное обучение;
б) развивающее обучение;
в) концентрированное обучение;
г) активное обучение.
1) самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой;
2) глубокое изучение предмета за счет объединения занятий в блоки;
3) ориентация учебного процесса на возможности учащихся и их реализацию;
4) моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.
3. Укажите особенности модульной технологии:
а) направленность на достижение заведомо фиксированной
цели;
б) гарантированность достижения поставленной цели;
в) конструированность учебного процесса;
г) глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки.
4. Укажите логическую последовательность этапов перехода на модульную технологию:
а) диагностика начального уровня ЗУН, составление
индивидуальной программы обучения;
б) разработка программной документации пакета
учебных материалов;
в) коррекция программного, контрольного и учебного
материала;
г) выполнение педагогом роли консультанта - советника, диагноста.
Тестовые задания к МБ №3
1. Укажите среди перечисленных элементы педагогического
процесса:
а) педагогическая цель;
б) педагогические способности;
в) педагогическое содержание;
г) педагогические методы, средства, формы.
2. Какие из указанных элементов относятся к компонентам
педагогического процесса?
а) контрольно - коррекционный;
б) деятельный;
в) системный;
г) содержательный.
3. Выберите этапы педагогического процесса.
а) подготовительный;
б)основной;
в) целевой;
г) анализ достигнутых результатов.
4. Укажите признаки процесса обучения:
а) систематичность;
б) целенаправленность;
в) двусторонность;
г)сознательность.
5. Выберите функции процесса обучения:
а) образовательная;
б) развивающая;
в) воспитывающая;
г) организаторская.
6. Определите этапы познавательной деятельности учащих
ся:
а) восприятие нового материала;
б) применение знаний на практике;
в) осмысление;
г) повествование;
д) закрепление.
7. Найти соответствие:
а) умения; 1) применение усвоенных знаний на
практике;
б) навыки; 2) автоматизированные действия, дове-
дены до совершенства;
в) способности; 3) понятия, правила, законы, выводы;
г) знания, 4) условия успеха личности в этой или
иной области труда.
8. Какие из указанных вариантов относятся к компонентам
процесса обучения?
а) целевой;
б) содержательный;
в) организационный;
г) результативный.
9. Укажите системы производственного обучения:
а) предметная;
б)операционная;
в) операционно-комплексная.
10. От каких факторов зависит содержание образования?
а) потребности общества в образованных людях;
б) потребности личности в образовании;
в) интеграции содержания образования;
г) оптимальных возможностей учащихся.
11. Установите соответствие:
а) учебный план; | 1. содержание учебного материала по каждой теме; |
б) учебная программа; | 2. перечень учебных предметов за весь курс обучения; |
в) государственный образовательный стандарт; | 3. порядок изучения тем по предметам; |
г) сводно-тематический план. | 4. обязательный уровень требований к подготовке специалиста? |
12. Что понимается под содержанием образования?
а) знания;
б) умения и навыки;
в) эмоционально-ценностные отношения;
г) потребность личности в образовании.
13. Укажите основные принципы личностно- ориентированного образования:
а) гуманизация;
б) профессиональное самоопределение;
в) общественная направленность;
г) внутренняя активность личности, обусловленная потребностью в реализации своего опыта и способностей.
14. Дополните дидактические принципы:
а) доступности и посильности;
б) сознательности и активности;
в)...;
г) связи теории с практикой;
д)…; е)...; ж) ...
15. Определите соответствие принципов обучения и правил
их реализации:
а) принцип доступности;
б) принцип наглядности;
в) принцип сознательности и активности;
г) принцип систематичности и последовательности.
1) излагай материал в определённой системе, предъявляй к учащимся последовательные требования, переходи к изучению нового материала только после усвоения старого;
2) обеспечивай понимание изучаемого материала, стимулируй познавательную активность учащихся;
3) золотое правило: всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащие вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания;
4) от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, учитывай возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
16. Дополнительные принципы профессионального обучения:
2) принцип профессиональной мобильности;
3) ...;
4) ...;
5) ...
17. К какому принципу профессионального обучения относится данное условие:
ориентация субъекта на перспективу профессиональной подготовки по обучающим модулям?
18. Определите соответствие профессионального обучения
условиям их реализации:
а) принцип создания окружающей среды;
б) принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе;
в) принцип соединения обучения с производительным
трудом учащихся.
1) теоретические знания должны быть опережающими и проверяться в практической деятельности;
2) деятельный подход к созданию модели профессиональной работы;
3) создание нормальных условий труда учащихся.
19. Дополните группы методов обучения по источнику получения знаний.
1) ...;
2) …;
3) ...
20. Дополните методы обучения по характеру познавательной
деятельности.
1) репродуктивный;
2) ...;
3) ...;
4) ...;
5) проблемный.
21. Заполните пропуски: словесные методы обучения - это рассказ, ..., ..., самостоятельная работа с учебником.
22. Определите методы обучения:
а) изложение материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предстоящего действия;
6) логическое изложение нового материала, относящегося
к изучаемой теме и активизирующее деятельность учащихся;
в) диалог между преподавателем и учащимся по изучению
учебного материала;
г) многократное повторение одних и тех же действий, в
результате которых образуется навыки и умения.
23. Назовите методы производственного обучения:
а)...; б)...; в)...; г)...
24. Укажите инструкционные учебные документы:
а) учебники, учебные пособия;
б) учебные алгоритмы;
в) инструкционные карты;
г) технологические карты.
25. Назовите из предложенных групп методов производст
венного обучения:
а) словесные;
б) репродуктивные;
в) наглядные;
г) практические.
26. Назовите словесные средства обучения:
а) ...; б)...; в)...; г)...
27. Дополните наглядные средства обучения: а) натуральные объекты:
б)...; в)...
28. Установите соответствие между группами средств обучения и средствами обучения:
а) технические средства обучения;
б) вербальные средства;
в) специальное оборудование.
1) кинескоп, кодоскоп, компьютер;
2) инструментные карты, дидоскопический материал;
3) средство труда, тренажеры.
29. Назовите организационные формы обучения.
1) ...;
2) ...;
3) ...;
4) ...;
5) урок.
30. Определите формы организации обучения:
а) расширяют, и обогащают знания учащихся, развивают творческие способности;
6) учащиеся воспринимают и усваивают знания путём вы
хода к месту расположения изучаемых объектов;
в) самостоятельная работа учащихся по углубленному
изучению вопросов темы с последующим коллективным
их обсуждением;
г) углубленное изучение отдельных разделов обязательных или не входящих в программу предметов.
31. Назовите типы уроков:
1) комбинированный;
2) ...;
3) ...;
4) ...;
5) ...
32. Составьте алгоритм комбинированного урока.
1)...;
2)...; 3)...; 4)...; 5)...; 6)...
33. Дополните этапы подготовки педагога к уроку:
а)...;
б)...;
в) проектирование,
34. Укажите формы организации производственного обучения:
а) урок в учебных мастерских; б)занятие в учебном цехе; в) индивидуальная;
г) обучение на штатных рабочих местах.
35, Определите типы уроков производственного обучения:
а) уроки по выполнению компьютерных работ;
б) контрольно-проверочный;
в) вводный:
г) обобщающий.
36. Укажите структурные элементы урока производственного
обучения:
а) вводный инструктаж;
б) текущий инструктаж;
в) заключительный инструктаж;
г) подведение итогов.
36. Укажите группы организованных форм производственного обучения:
а) производственная экскурсия;
б) формы организации учебно-производственного труда
учащихся;
в) формы организации обучающей деятельности мастера
производственного обучения;
г) формы организации производственного обучения.
37. Дополните функции контроля:
а) проверочная;
б) обучающая;
в)...;
г)...
39. Дополните виды контроля.
2) текущий;
3) рубежный;
4) ...
40. Можно ли проводить контрольные работы на первых
уроках в начале учебного года? Докажите.
41. Дополните методы контроля:
а) программированный;
б) устный;
в)...;
г)...
д) лабораторный.
42. Дополните методы контроля и процессе производственного обучения:
1) ...;
2) текущий;
3) ...;
4) -
43. Определите в какой группе укачаны обобщённые педагогические технологий:
а) концентрированное обучение, модульное обучение,
проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, игровое
обучение;
б) инновационное обучение, программированное обучение, обучение по опорным сигналам, опережающее обучение.
44. Установите соответствие;
а) активное обучение;
б) модульное обучение;
в) развивающее обучение;
г) концентрированное обучение.
1) самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой;
2) глубокоеизучение предмета за счет объединения занятий в блоки;
3) ориентация учебною процесса на возможности учащихся и их реализацию;
4) моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.