УЭ№18. Педагогические технологии

Вид занятия: лекции.

Изучив данный УЭ, Вы будете

знать:

- обобщённые педагогические технологии. Выполните тестовые задания: №1,2,4,6УЭ№8МБ№3; №1,2, 3, 4, 5, 6 УЭ № 9 МБ № 3; №1,2, 3, 4, 5 УЭ № 10 МБ № 3; № 2, 3, 4, 5 УЭ № 11 МБ № 3; №1,2, ЗУЭ№ 12 МБ №3;

№ 1,2,3 УЭ№ 15МБ№3; № 1,3,4УЭ№ 16МБ№3; №3,4, 6УЭ№ 18МБ№3.

Педагогическая технология - это модель совместной пе­дагогической деятельности по проектированию и организа­ции образовательного процесса, предполагающая интеграцию грех составляющих: мотивационную, собственно-познавательную деятельность студента и управление этой деятельностью со стороны педагога.

В документах ЮНЕСКО педагогическая технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения зна­ний с учётом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимацию форм обучения.

Любая педагогическая технология ставит своей целью решение таких задач, как:

постановка целей обучения и определение на их осно­ве содержания учебной дисциплины;

структурирование и содержания дисциплины;

проектирование уровней усвоения;

диагностика исходного уровня обученности;

проектирование и конструирование учебного процесса с помощью адекватных методов и средств обучения, контро­ля и оценки;

выбор схем управления познавательной деятельно­стью обучаемых.

Прикладные (конкретные) педагогические технологии -это такие, которые на методическом уровне решают пробле­му конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного ре­зультата.

Обобщенные педагогические технологии определяются как "синтетические теории", построенные на психолого-педагогических основах.

i

Обобщенные педагогические технологии

Название Цель Сущность Механизм
Проблемное обучение Развитие познавательной ак­тивности, творческой само­стоятельности обучающихся Последовательное и целена­правленное выдвижение пе­ред обучающимися, познава­тельных задач, разрешая ко­торые, обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы, постановка познава­тельных задач
Концентри­рованное обучение Создание максимально близ­кой к естественным психоло­гическим особенностям чело­веческого восприятия струк­туры учебного процесса Глубокое изучение предме­тов за счет объединения за­нятий в блоки Методы обучения, учитывающие ди­намику работоспо­собности обучаю­щихся
Модульное обучение Обеспечение гибкости учеб­ного процесса, приспособле­ние его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подго­товки Самостоятельная работа обучающихся с индивиду­альной учебной программой Проблемный под­ход, индивидуаль­ный темп обучения
Развивающее обучение Развитие личности и ее спо­собностей Ориентация учебного про­цесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию   Вовлечение обучае­мых в различные виды деятельности

Дифферен­цированное обучение Создание оптимальных усло­вий для выявления задатков, развития интересов и способ­ностей Усвоение программного ма­териала на различных пла­нируемых уровнях но не ни­же обязательного (стандарт) Методы индивиду­ального обучения
Активное (комплекс­ное) обуче­ние Организация активности обу­чаемых Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности Методы активного обучения
Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвое­ния знаний, навыков, умений Самостоятельная познава­тельная деятельность, на­правленная на поиск, обра­ботку, усвоение учебной ин­формации Игровые методы вовлечения обучае­мых в творческую деятельность

Особенностями психолого-педагогической характеристики модульной технологии являются:

направление на достижение заведомо фиксированной це­ли;

гарантированность достижения поставленных целей за счет обратной связи, пронизывающей весь учебный процесс;

конструированность учебного процесса, алгоритмизируемость.

Эти особенности обусловили наличие в модульной тех­нологии следующие стержневые характеристики:

постановка целей и их максимальное уточнение с обяза­тельной ориентацией обучаемых на достижение конкретных результатов;

подготовка учебных материалов и организация учебного процесса в зависимости от индивидуальных способностей обучаемых;

оперативная обратная связь и на её основе коррекция обу­чения, направленная на достижение поставленных целей;

оценка образовательных результатов и контроль уровня обученности с ориентацией на эталоны;

Для успешного внедрения модульной технологии обучения педагогу необходимо уметь:

диагностировать цели обучения и воспитания;

систематизировать учебный материал на научной основе;

производить переструктуризацию учебного материала с индуктивного изложения в логику индуктивно-дедуктивного изложения модульных блоков и учебных элементов;

моделировать в учебном процессе профессиональную деятельность будущего специалиста;

организовывать самостоятельную работу студентов; - свободно владеть активными методами обучения;

обеспечивать благоприятный психологический климат на основе сотрудничества педагога и студента.

Переход учебного заведения и педагога - эксперимента­тора на модульную технологию обучения осуществляется по следующим этапам:

1. Организационный (разработка программной докумен­тации, разработка пакета учебных материалов, реорганизация учебного пространства).

2. Прогностический (диагностика начального уровня знаний, умений, навыков, а также значимых психолого-физиологических качеств личности студента, составления индивидуальной программы обучения).

3. Обучающий (акцентирование учебной деятельности студента, выполнение педагогом роли мотиватора, консуль­танта - советника, диагноста).

4. Корректирующий (коррекция программного контроль­ного и учебного материала на основе верификации).

Тестовые задания к УЭ № 18

1. Укажите в какой группе указаны обобщенные педагогические технологии:

а) словесные, практические, наглядные, проблемные;

б) концентрированное обучение, модульное обучение,
проблемное обучение, активное обучение, развивающее обу­чение, дифференцированное обучение, игровое обучение;

в) инновационное обучение, программированное обучение,
обучение по опорным сигналам, опережающее обучение.

2. Установите соответствие:

а) модульное обучение;

б) развивающее обучение;

в) концентрированное обучение;

г) активное обучение.

1) самостоятельная работа обучающихся с индивидуаль­ной учебной программой;

2) глубокое изучение предмета за счет объединения заня­тий в блоки;

3) ориентация учебного процесса на возможности уча­щихся и их реализацию;

4) моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

3. Укажите особенности модульной технологии:

а) направленность на достижение заведомо фиксированной
цели;

б) гарантированность достижения поставленной цели;

в) конструированность учебного процесса;

г) глубокое изучение предметов за счет объединения заня­тий в блоки.

4. Укажите логическую последовательность этапов перехода на модульную технологию:

а) диагностика начального уровня ЗУН, составление
индивидуальной программы обучения;

б) разработка программной документации пакета
учебных материалов;

в) коррекция программного, контрольного и учебного
материала;

г) выполнение педагогом роли консультанта - совет­ника, диагноста.

Тестовые задания к МБ №3

1. Укажите среди перечисленных элементы педагогического
процесса:

а) педагогическая цель;

б) педагогические способности;

в) педагогическое содержание;

г) педагогические методы, средства, формы.

2. Какие из указанных элементов относятся к компонентам
педагогического процесса?

а) контрольно - коррекционный;

б) деятельный;

в) системный;

г) содержательный.

3. Выберите этапы педагогического процесса.
а) подготовительный;

б)основной;

в) целевой;

г) анализ достигнутых результатов.

4. Укажите признаки процесса обучения:

а) систематичность;

б) целенаправленность;

в) двусторонность;
г)сознательность.

5. Выберите функции процесса обучения:

а) образовательная;

б) развивающая;

в) воспитывающая;

г) организаторская.

6. Определите этапы познавательной деятельности учащих­
ся:

а) восприятие нового материала;

б) применение знаний на практике;

в) осмысление;

г) повествование;

д) закрепление.

7. Найти соответствие:

а) умения; 1) применение усвоенных знаний на

практике;

б) навыки; 2) автоматизированные действия, дове-

дены до совершенства;

в) способности; 3) понятия, правила, законы, выводы;

г) знания, 4) условия успеха личности в этой или

иной области труда.

8. Какие из указанных вариантов относятся к компонентам
процесса обучения?

а) целевой;

б) содержательный;

в) организационный;

г) результативный.

9. Укажите системы производственного обучения:

а) предметная;

б)операционная;

в) операционно-комплексная.

10. От каких факторов зависит содержание образования?

а) потребности общества в образованных людях;

б) потребности личности в образовании;

в) интеграции содержания образования;

г) оптимальных возможностей учащихся.

11. Установите соответствие:

а) учебный план;   1. содержание учебного материала по каждой теме;  
б) учебная програм­ма; 2. перечень учебных предметов за весь курс обучения;
в) государственный образовательный стандарт; 3. порядок изучения тем по предме­там;  
г) сводно-тематический план. 4. обязательный уровень требований к подготовке специалиста?

12. Что понимается под содержанием образования?

а) знания;

б) умения и навыки;

в) эмоционально-ценностные отношения;

г) потребность личности в образовании.

13. Укажите основные принципы личностно- ориентирован­ного образования:

а) гуманизация;

б) профессиональное самоопределение;

в) общественная направленность;

г) внутренняя активность личности, обусловленная по­требностью в реализации своего опыта и способностей.

14. Дополните дидактические принципы:

а) доступности и посильности;

б) сознательности и активности;

в)...;

г) связи теории с практикой;

д)…; е)...; ж) ...

15. Определите соответствие принципов обучения и правил
их реализации:

а) принцип доступности;

б) принцип наглядности;

в) принцип сознательности и активности;

г) принцип систематичности и последовательности.

1) излагай материал в определённой системе, предъявляй к учащимся последовательные требования, переходи к изу­чению нового материала только после усвоения старого;

2) обеспечивай понимание изучаемого материала, стимули­руй познавательную активность учащихся;

3) золотое правило: всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для воспри­ятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащие вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания;

4) от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, учитывай возрастные и индивиду­альные особенности учащихся.

16. Дополнительные принципы профессионального обучения:

2) принцип профессиональной мобильности;

3) ...;

4) ...;

5) ...

17. К какому принципу профессионального обучения относится данное условие:

ориентация субъекта на перспективу профессиональной подготовки по обучающим модулям?

18. Определите соответствие профессионального обучения
условиям их реализации:

а) принцип создания окружающей среды;

б) принцип моделирования профессиональной деятельно­сти в учебном процессе;

в) принцип соединения обучения с производительным
трудом учащихся.

1) теоретические знания должны быть опережающими и проверяться в практической деятельности;

2) деятельный подход к созданию модели профессио­нальной работы;

3) создание нормальных условий труда учащихся.

19. Дополните группы методов обучения по источнику полу­чения знаний.

1) ...;

2) …;

3) ...

20. Дополните методы обучения по характеру познавательной
деятельности.

1) репродуктивный;

2) ...;

3) ...;

4) ...;

5) проблемный.

21. Заполните пропуски: словесные методы обучения - это рассказ, ..., ..., самостоятельная работа с учебником.

22. Определите методы обучения:

а) изложение материала, целью которого является раскры­тие новых понятий, законов, выведение формул, разъяс­нение характера предстоящего действия;

6) логическое изложение нового материала, относящегося
к изучаемой теме и активизирующее деятельность учащихся;

в) диалог между преподавателем и учащимся по изучению
учебного материала;

г) многократное повторение одних и тех же действий, в
результате которых образуется навыки и умения.

23. Назовите методы производственного обучения:

а)...; б)...; в)...; г)...

24. Укажите инструкционные учебные документы:

а) учебники, учебные пособия;

б) учебные алгоритмы;

в) инструкционные карты;

г) технологические карты.

25. Назовите из предложенных групп методов производст­
венного обучения:

а) словесные;

б) репродуктивные;

в) наглядные;

г) практические.

26. Назовите словесные средства обучения:

а) ...; б)...; в)...; г)...

27. Дополните наглядные средства обучения: а) натуральные объекты:

б)...; в)...

28. Установите соответствие между группами средств обуче­ния и средствами обучения:

а) технические средства обучения;

б) вербальные средства;

в) специальное оборудование.

1) кинескоп, кодоскоп, компьютер;

2) инструментные карты, дидоскопический материал;

3) средство труда, тренажеры.

29. Назовите организационные формы обучения.

1) ...;

2) ...;

3) ...;

4) ...;

5) урок.

30. Определите формы организации обучения:

а) расширяют, и обогащают знания учащихся, развивают творческие способности;

6) учащиеся воспринимают и усваивают знания путём вы­
хода к месту расположения изучаемых объектов;

в) самостоятельная работа учащихся по углубленному
изучению вопросов темы с последующим коллективным
их обсуждением;

г) углубленное изучение отдельных разделов обязательных или не входящих в программу предметов.

31. Назовите типы уроков:

1) комбинированный;

2) ...;

3) ...;

4) ...;

5) ...

32. Составьте алгоритм комбинированного урока.
1)...;

2)...; 3)...; 4)...; 5)...; 6)...

33. Дополните этапы подготовки педагога к уроку:
а)...;

б)...;

в) проектирование,

34. Укажите формы организации производственного обучения:

а) урок в учебных мастерских; б)занятие в учебном цехе; в) индивидуальная;

г) обучение на штатных рабочих местах.

35, Определите типы уроков производственного обучения:

а) уроки по выполнению компьютерных работ;

б) контрольно-проверочный;

в) вводный:

г) обобщающий.

36. Укажите структурные элементы урока производственного
обучения:

а) вводный инструктаж;

б) текущий инструктаж;

в) заключительный инструктаж;

г) подведение итогов.

36. Укажите группы организованных форм производственно­го обучения:

а) производственная экскурсия;

б) формы организации учебно-производственного труда
учащихся;

в) формы организации обучающей деятельности мастера
производственного обучения;

г) формы организации производственного обучения.

37. Дополните функции контроля:

а) проверочная;

б) обучающая;
в)...;

г)...

39. Дополните виды контроля.

2) текущий;

3) рубежный;

4) ...

40. Можно ли проводить контрольные работы на первых
уроках в начале учебного года? Докажите.

41. Дополните методы контроля:

а) программированный;

б) устный;

в)...;

г)...

д) лабораторный.

42. Дополните методы контроля и процессе производствен­ного обучения:

1) ...;

2) текущий;

3) ...;

4) -

43. Определите в какой группе укачаны обобщённые педаго­гические технологий:

а) концентрированное обучение, модульное обучение,
проблемное обучение, развивающее обучение, диффе­ренцированное обучение, активное обучение, игровое
обучение;

б) инновационное обучение, программированное обуче­ние, обучение по опорным сигналам, опережающее обу­чение.

44. Установите соответствие;

а) активное обучение;

б) модульное обучение;

в) развивающее обучение;

г) концентрированное обучение.

1) самостоятельная работа обучающихся с индивиду­альной учебной программой;

2) глубокоеизучение предмета за счет объединения занятий в блоки;

3) ориентация учебною процесса на возможности учащихся и их реализацию;

4) моделирование предметного и социального содер­жания будущей профессиональной деятельности.

Наши рекомендации