Профессионально-педагогическая подготовка (педагогические училища, педагогические колледжи, педагогические институты, педагогические университеты)

Система педагогического образования в современных реалиях включает три основных противоречия:

· между требованиями к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических вузов к выполнению своих профессиональных обязанностей;

· между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности;

· между официально заявленного приоритета педагогического образования и реальным государственным отчуждением.

В РФ складывается многоуровневая структура педагогического образования, целью которой выступает:

1. расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных запросов личности и общества;

2. повышение уровня общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования.

Достижение данной цели требует выполнения (решения) ряда задач:

· с позиции личности: осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и др. потребностям;

· с позиции общества: получить специалиста с заданными квалификационными характеристиками;

· с позиции педагога: с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические возможности.

Ниже в применении к специальности "Информационные технологии в образовании" речь идет о высшем профессиональном образовании.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации по определенной специальности.

Профессия - это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, а также опыта работы.

Специальность- отрасль производства, науки, техники, искусства, образования, являющееся областью деятельности, работы, учебы какого-либо человека.

Квалификация- степень, уровень профессиональной под­готовленности человека к труду в соответствующей отрасли.

Профессия, специальность и квалификация являются одними из составляющих личностного трудового потенциала работника. К другим его составляющим относятся психофизиологический и социально-культурный потенциал. Первый из них характеризуется уровнем физического развития, состояния здоровья, работоспособности, выносливости, психической уравновешенности и т.п.; второй - уровнем гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересами, общекультурным уровнем.

Билет №6
Cущность педагогического процесса

Педагогический процесс – это

1) Учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью учителя и учеников и способствующий наиболее полному развитию и реализации ученика.

2) Организованное взаимодействие педагогов и учеников, которая направлена на решение следующих задач:

· Образование

· Обучение

· Развитие личности (личность – проявление личностных качеств в обществе)

- эмоциональная сфера

- мотивационная сфера

- познавательная сфера

Педагогический процесс может быть представлен как ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности, и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Признаки педагогической системы:

1. Наличие компонентного состава, структурность;

2. Многоуровневость, иерархия компонентов;

3. Зависимость функций каждого компонента от положения в системе;

4. Несведение свойств системы к сумме свойств его компонентов;

5. Проявление взаимосвязи в том, что изменение одного параметра ведет к изменению всей системы.

Появление:

1. Типичное событие

2. Постановка задач

3. Реализация задачи

4. Обратная связь (достигнут ли результат, каковы последствия)

Характеристики педагогического процесса:

1. Целостность (все компоненты ПП взаимосвязаны и не противоречат друг другу).Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию деятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю.

2. Целенаправленность;

3. Организуемость и управляемость;

4. Непрерывность;

5. Субъектность;

6. Поликультурность;

7. Цикличность.

Наши рекомендации