Краткий информационный материал. Информационные технологии обучения — педагогические технологии

Информационные технологии обучения — педагогические технологии, использующие специальные методы, программные и технические средства работы с информацией; они предназначены для создания новых возможностей передачи и восприятия учебного материала, оценки качества обучения.

Применение компьютера в учебном процессе позволяет: реализовать принцип индивидуализации обучения, усилить активность обучаемых, интенсифицировать учебную деятельность.

Известны следующие преимущества, которые дает использование компьютера в педагогическом процессе: интенсивное распространение педагогического опыта, собственной модели обучения; возможность индивидуализации процесса обучения; увеличение информационной насыщенности излагаемого материала за счет ис­пользования возможностей мультимедиа; возможность отработки различных навыков и умений обучаемых; осуществление постоянного и непрерывного контроля за процессом усвоения знаний; управление учебной деятельностью через ведение истории обучения каждого ученика и обработку статистических данных; уменьшение количества рутинной работы; рациональная организация самостоятельной работы обучаемых.

При организации педагогического процесса на основе применения компьютера обучаемый имеет следующие возможности:вести работу в оптимальном для него темпе; обучаться тем методом и на том уровне изложения, который наиболее соответствует уровню его подготовленности и психофизическим характеристикам; может вернуться к изученному ранее материалу, получить необходимую помощь, прервать процесс обучения в произвольном месте, а затем к нему возвратиться; может наблюдать динамику различных процессов, взаимодействие различных механизмов, может управлять изучаемыми объектами, действиями, процессами и видеть результаты своих воздействий; легче преодолевать барьеры психологического характера (робость, нерешительность, боязнь насмешек) вследствие определенной анонимности контакта с компьютером; получить доступ к почти неограниченным объемам информации.

Место компьютерана учебном занятии зависит от выполняемой им педагогической функции, что во многом определяется типом педагогических программных средств (далее ППС),к которым относятся все программные средства и системы, специально разработанные или адаптированные для применения в обучении.

Существуют различные классификации ППС.Одна из наиболее распространенных классификаций ППС по их назначению приведена в таблице.

Таблица «Классификация педагогических программных средств по назначению»

Назначение Виды и характеристика ППС
Одноцелевые Среда для изучения объекта процесса, явления, предметной ситуации «Микромир» - воображаемая учебная среда, создаваемая при участии преподавателя. Имитационные - представление того или иного аспекта реальности с помощью ограниченного числа пара­метров для изучения его основных структурных или функциональных характеристик. Моделирующие – обеспечение «самостоятельного добывания» нового учебного материала обучаемым в результате работы с моделью изучаемого объекта или явления определенной реальности
    Обеспечение происхождения отдельного этапа усвоения Игровые - организация обучения через игру. Консультационные - преподнесение нового материала в готовом виде, обычно с блоками. Контролирующие - проверка результатов выполнения заданий обучаемым (через сравнение с эталоном). Тесты - определение уровня знаний, умений или уровня развития обучаемых в данный момент времени на основе выбора верных ответов из предложенных. Тренажеры - отработка умений и навыков в процессе решения задач или выполнения упражнений.
    Сопровождение процесса усвоения Сервисные - текстовые редакторы, графические редакторы, презентационные пакеты, специализированные пакеты и пр.
    Автоматизация рутинных действий    
    Средство аудиови-зуализации    
    Поиск и хранение информации Информационно-поисковые справочные программные системы: базы данных, базы знаний, электронные системы и справочники, поисковые системы.
    Доступ к элект­ронным ресурсам Поисковые системы, сайты, чаты, порталы, электронные конференции и пр.
Комплексного назначения Автоматизированные обучающие системы - программы, учебное содержание которых разрабатывается преподавателем в рамках единых авторских средств подготовки учебного материала с единым интерфейсом пользователя. Электронный учебник - дидактическое средство комплексного назначения для самостоятельной работы над темой, разделом или целым курсом учебного предмета. Экспертные системы - сложные программные комплексы, моделирующие деятельность экспертов, способные к приобретению новых знаний. Адаптивные гипермедиа системы - системы наиболее высокого уровня, реализуемые на базе идей искусственного интеллекта., осуществляющие рефлексивное управление учебной деятельностью обучаемого.

Форма применения компьютераопределяется его ролью на учебном занятии, которая может быть следующей: обеспечение полного усвоения определенной темы; обеспечение прохождения обучаемым или обучаемыми одного из этапов учебного занятия; среда для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации; поддержка учебного занятия.

Для осуществления полного усвоения материала темы компьютер моделирует действия преподавателя, работающего индивидуально с обучаемым, при этом компьютер выступает в форме репетитора.

В настоящее время на основе искусственного интеллекта создаются принципиально новые интеллектуальные обучающие системы с использованием средств гипермедиа.Эти системы осуществляют рефлексивное управление учебной деятельностью, что предполагает построение Модели обучения. Многие из них генерируют обучающие воздействия (учебные тексты, задачи, вопросы, подсказки и др.). Такиесистемы учитывают не только правильность ответа, но позволяют оценивать также способ решения, помогать обучаемому в выборе стратегии решения. Кроме того, они могут совершенствовать стратегию обучения с учетом накапливаемого опыта. Такие системы получили название адаптивныхгипермедиа систем.

Когда компьютер обеспечивает прохождение обучаемыми отдельного этапа занятия, т. е. осуществляет одну из функций: оценка текущего уровня знаний, преподнесение нового материала, выработка одного или нескольких практических умений, контроль знаний и практических умений и пр., применяется в форме квазипреподавателя(использование игровых, консультационных, контролирующих, тестовых программ и программ-тренажеров).

Исследование различных объектов, процессов, явлений, предметных ситуаций с помощью компьютера связано с работой в специализированной среде. При этом изучение реального объекта с помощью его компьютерной модели становится важнейшим инструментом познания. Дополняя и видоизменяя модель, можно добиться полного описания того или иного явления. Использование компьютерных моделейобеспечивает наглядность восприятия материала, позволяет преодолеть трудности, обусловленные сложностью объектов изучения. Такая форма применения компьютера обозначается как устройство моделирования(«микромиры», имитационные, моделирующие, ряд игровых программ).

В современных условиях применение компьютера как средства моделирования приобретает глобальное значение. Речь идет не просто о моделировании какого-либо процесса, ситуации или явления, а о создании собственной модели с последующим управлением ею, так называемой виртуальной реальности.Виртуальная реальность, как и объективная, дается человеку через его ощущения в его воображении. Однако если объективная реальность отражается человеческим воображением, то виртуальная реальность целиком и полностью есть плод такого воображения. При имеющемся уровне развития информационных технологий актуальным является вопрос о создании единого виртуального учебного пространства.

Применение компьютера в качестве средства поддержки учебного занятия предполагает, что на отдельных этапах занятия определенный вид деятельности либо отдельные действия осуществляются с помощью компьютера. Это связано со следующими аспектами: компьютерное сопровождение занятия; компьютерная поддержка де­ятельности учащихся, не имеющей прямого отношения к процессу усвоения (поиск необходимой информации, обеспечение взаимодействия между учащимися и педагогом, доступ к удаленным абонентам и источникам информации); компьютерная поддержка деятельности педагога, связанной с подготовкой учебного занятия и необходимых дидактических материалов (поурочное планирование, разработка индивидуальных заданий, поиск необходимой информации, обмен опытом, ведение архива).

В настоящее время существует необходимость выделить специфическую форму применения компьютера как инструментального средства, обеспечивающего доступ к ресурсам глобальной сети Интернет и локальных сетей. Эту форму обозначают как провайдер.

Наши рекомендации