Педагога с детьми младшего школьного возраста

С ЗПР в третьем классе

Месяц Тема занятия Содержание занятия
Октябрь Сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова (3 часа). Вступительная беседа, актуализация знаний о сказках А.С.Пушкина, П.П. Ершова, чтение отрывков из сказок, дидактические игры и упражнения на материале сказок.
Ноябрь Стихи о человеке и его делах (3 часа). Вступительная беседа, чтение произведений С.В. Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?», С.В. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», беседа о прочитанном.
Декабрь Сказки Г.Х.Андерсена (3 часа). Рассказ о биографии автора, проведение викторин, чтение произведений, проведение «экскурсии» по прочитанным произведениям, беседа о прочитанном, создание иллюстраций.
Январь Рассказы Н.Н.Носова (3 часа). Вступительная беседа, рассказ о биографии автора, просмотр выставки книг, чтение рассказов «Автомобиль», «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша», разыгрывание отрывков из произведений по ролям, литературная викторина.
Февраль Рассказы и повести Л.Ф.Воронковой о детях и для детей (3 часа). Вступительная беседа, рассказ о биографии автора, просмотр выставки книг, чтение рассказов «Подружки», «Бабушкины дела», «Дом под телегой», «Подружки идут в школу», повести «Золотые ключики», обсуждение прочитанного, написание сочинения «Как я помогаю взрослым».
Март Книги о маме (3 часа). Вступительная беседа, просмотр выставки книг, чтение произведений о маме (А.Митяев «Дети кузнеца», С.Михалков, «Десятилетний человек», Н.Саконская «Доброе сердце», В.Осеева «Сыновья», «Печенье») написание сочинения «Моя мама», создание мини-мультфильма «Мама».
Апрель Рассказы о космонавтах (3 часа). Вступительная беседа, чтение рассказов А.Леонова о космосе, беседа о прочитанном, подготовка собственных сообщений по теме, их обсуждение.
Май Мои любимые книги (3 часа). Подведение итогов: какие книги прочитали, какие особо запомнились, о чем они, просмотр книжек – самоделок, мини-мультфильмов, определение произведений для чтения летом.
В течение года Журналы для детей (1 час каждый месяц). Чтение и обсуждение детских журналов «Мурзилка» и «Читайка».

Конспекты коррекционно-развивающих занятий

педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР

во втором классе

Занятие 1.

Тема:«Сказки» А.С.Пушкина, П.П.Ершова»(3 часа)

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина и П.П.Ершова.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание учащихся;

- развивать память детей;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- познакомить детей с малоизвестной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о медведихе».

- формировать интерес к авторским сказкам;

- формировать выразительное чтение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование занятия:портреты А.С.Пушкина, П.П.Ершова, выставка книг (сказки) этих авторов, карточки с отрывками из произведений А.С.Пушкина, П.П.Ершова, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Сегодня мы будем путешествовать по сказкам А.С.Пушкина и П.П.Ершова. Какие сказки А.С.Пушкина вы помните? А какие сказки П.П.Ершова вам известны? Правильно ответить на вопросы вам поможет наша выставка книг. Какие сказки здесь представлены?

Дети называют фамилию автора и заглавие книги.

Педагог

Чтобы мы могли вспомнить отрывки из сказок А.С.Пушкина, давайте поиграем в литературную викторину И.Г.Сухина «Царь недолго собирался». Каждый из вас берет одну карточку и зачитывает отрывок из сказки. Задача остальных ребят, угадать о каком герое, и из какой сказки говорится в этом отрывке. За каждый правильный ответ вы набираете балл, кто наберет больше всего баллов, тот и победитель этой викторины.

Первую карточку зачитывает педагог. Достаточно если дети назовут хотя бы известную часть названия сказки, например, «О царе Салтане», а затем вместе с педагогом прочтут полное название сказки. Потом каждый из ребят берет карточку и читает отрывок.

Содержание карточек:

1. «И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему».

(О царе Салтане, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2. «… Сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице;

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят

И в глаза ему глядят».

(О царе Салтане, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

3. «Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Раболелись, глядучи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!»

4. «Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой».

(О царе из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях).

5. «Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя».

(О царе Додоне, «Сказка о золотом петушке»)

6. «Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать»-молвил он,

Вышиб дно и вышел вон»

(О князе Гвидоне, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

7. «И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами».

(О королевиче Елисее, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Подведение итогов викторины.

Педагог

Вспомнить другие сказки А.С.Пушкина нам поможет еще одна литературная викторина И.Г. Сухина «Хоть бы взял ты с нее корыто…». Условия игры те же. Начинаем. Кто из героев сказок А.С.Пушкина сказал (нужно назвать и героя и название сказки):

1. «Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь»

(Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. «Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою,

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у неё на посылках»

(Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3 «Дурачина ты, прямой промтофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой».

(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»).

4. «… Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражёнок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь: там сивая кобыла?

Кобылу подыми-тка ты

Да неси её полверсты;

Снесёшь кобылу, оброк уж твой;

Не снесёшь кобылы, ан будет мой».

(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Подведение итогов викторины.

Педагог

Вы хорошо ориентируетесь в сказках А.С. Пушкина. На доске написаны мнения других ребят о разных сказках А.С.Пушкина. Как вы думаете, какое из высказываний ваших сверстников можно отнести к сказке «Сказка о царе Салтане…»?

Список высказываний:

1. Самая светлая волшебно счастливая сказка («Сказка о царе Салтане…»).

2. Зловеще-загадочная сказка («Сказка о золотом петушке»).

3. Самая поучительная сказка («Сказка о рыбаке и рыбки»).

4. Самая большая сказка А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»).

При ответе дети должны объяснить, почему они относят высказывание к той или иной сказке.

Педагог

Вы показали, что хорошо знаете и любите сказки А.С.Пушкина. В нашей литературе есть писатель, сказки которого близки к сказкам А.С.Пушкина. Это Петр Павлович Ершов. Какую его сказку вы знаете? Правильно, это сказка «Конёк-горбунок». Автор написал её в 1833 году. Эту сказку по достоинству оценил А.С.Пушкин. Нравится ли вам эта сказка? Кто в ней главные герои? Чему она нас учит?

Замечательный автор детских литературных викторин и кроссвордов Игорь Георгиевич Сухин придумал викторину и на эту сказку. Давайте в неё поиграем, Условия игры те же.

Если ты читал сказку П.П.Ершова «Конёк-горбунок», то вспомнишь, кто сказал:

1.»Всю я ноченьку не спал;

На моё притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя лил,

Рубашонку всю смочил.

Уж куда как было скучно!..

Впрочем, всё благополучно». (Данило)

2. «Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом» (отец)

3.»Эй вы, сони! Что вы спите!

Брату двери отоприте;

Ночью страшный был мороз –

До животиков промёрз». (Гаврило)

4.»Всю я ноченьку не спал,

Звёзды на небе считал;

Месяц, ровно, тоже светил,

Я порядком не приметил.

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усами;

Рожа словно как у кошки,

А глаза-то что те плошки!» (Иван).

Подведение итогов викторины.

Подводятся итоги по всем трем викторинам. Выбирается лучший знаток сказок А.С.Пушкина.

Педагог

Как вы думаете, чем похожи сказки А.С.Пушкина и П.П.Ершова. (Героями, их поступками, необычными волшебными событиями, языком, которым написан текст сказок).

Произведения каких авторов мы сегодня разбирали?

Какие сказки этих авторов вспоминали?

Домашнее задание:

- выяснить у родителей, читали ли они сказки А.С.Пушкина и П.П. Ерщова. Какие? Какие из них ваши родители любят больше всего. Перечитайте её вместе с родителями.

- прочитайте вместе с родителями малоизвестную сказку А.С.Пушкина «Сказка о медведихе». Придумайте к этой сказке викторину аналогичную тем, что мы проводили на уроке.

На последнем занятии месяца (1 час) педагог знакомит учащихся с понятием «периодическая печать». Педагог выясняет, какие газеты и журналы читают в семьях учащихся; какие детские журналы есть в доме. Далее педагог знакомит детей с известным журналом «Мурзилка». Педагог рассказывает историю журнала и представила детям номер журнала, который они будут читать на занятии. Предлагаем для работы взять журнал № 1 за 2009 год. На занятии используются следующие материалы журнала:

1. Чтение обращения Мурзилки к юным читателям (с.2-4).

2. Чтение и обсуждение сказки «Лисичка – сестричка и волк» (с.5).

3. Решение ребусов (с.7).

4. Просмотр, чтение и обсуждение материалов, помещенных в рубрике «Галерея искусств Мурзилки» (с.19).

5. Чтение и обсуждение научно-популярной статьи О.Тихомирова «По морями караванным тропам» (с. 20).

6. Выполнение заданий, помещенных в рубрике «Поиграем в слова».

Занятие 2.

Тема: «Стихи о человеке и его делах»(3 часа)

Наши рекомендации