Педагога с детьми младшего школьного возраста. План коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в первом классе 7

Содержание

Предисловие……………………………………………………………….. 4

План коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в первом классе…………………………………… 7

Конспекты коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в первом классе………………………. 8

План коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР во втором классе…………………………………32

Конспекты коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР во втором классе……………………..33

План коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе………………………………….65

Конспекты коррекционно-развивающих занятий педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе………………………66

Список литературы……………………………………………………….102

Предисловие

Большинство современных младших школьников равнодушно относятся к чтению. Это подтверждается различными социологическими исследованиями, проведенными в нашей стране в последние годы: если в 1998 году чтение детьми книг в общем резерве времени занимало 49, 1 %, то к 2005 году – 18,9 % (исследование «Юнпресс»).

Эти тенденции касаются и младших школьников с ЗПР. Учащиеся классов КРО испытывают значительные трудности в овладении чтением (Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина и другие). Сложности овладения навыком чтения детьми с ЗПР связаны, прежде всего, с особенностями деятельности центральной нервной системы, а не являются признаками проявления лени и непослушания. Недостаточная деятельность ЦНС выявляется в замедленном темпе приема и переработки информации, сложностях установления связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в процессе чтения, медленном темпе протекания мыслительных процессов, которые лежат в основе понимания полученной информации. Также нужно обратить внимание и на низкую мотивационную готовность детей к овладению чтением. При обучении детей чтению нецелесообразно их наказывать и неоправданно завышать требование. Это приведет лишь к непосильной нагрузке на нервную систему и закрепит отрицательное отношение к чтению.

Задача педагогов, работающих в классах КРО, состоит не только в освоении детьми техники чтения, но и в формировании потребности в чтении.

В пособии представлены конспекты коррекционно-развивающих занятий на материале детской литературы. В занятия включены не только различные методы работы с книгой (чтение-рассматривание, ответы на вопросы, беседа, чтение по цепочке, чтение по ролям, пересказ и другие), но и различные игры, упражнения, направленные на развитие познавательной сферы детей, развитие речи, творческих способностей.

В пособии представлены конспекты занятий для 1-3 классов КРО. Занятия в первом классе мы рекомендуем начинать с третьей четверти, когда учитель на уроках внеклассного чтения уже познакомил детей с книгой и сформировал навыки ориентировки в ней. В последующих классах считаем возможным начинать занятия с октября, отводя первый месяц учебного года на занятия диагностического характера. В пособии представлены конспекты занятий по каждой теме, а также варианты домашних заданий. Проверка и обсуждение выполненного домашнего задания осуществлялась также на занятиях учителя-дефектолога в течение месяца.

Содержание занятий отбиралось с учетом требований программы по литературному чтению для классов КРО (автор Ю,А.Костенкова, Н.А.Цыпина), а также читательских интересов и предпочтений самих детей.

На занятиях дефектолога применялись следующие методы работы: чтение-рассматривание книг, пересказ произведений, чтение произведения вслух педагогом, игры, конкурсы, викторины на материале прочитанного, беседы, коллективное чтение детской периодики, самостоятельная творческая деятельность. Использование методов дифференцировалось в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Круг детских книг, предлагаемых на занятиях, был разнообразен: русские и зарубежные сказки, произведения детской классической литературы и современных авторов. Разнообразны и предлагаемые темы. Это не только любимые детьми произведения о волшебстве, приключениях, природе и животных, но и произведения о людях и детях, о Родине, о машинах и предметах, окружающих детей. Структура занятия повторяла как основные этапы уроков, так и включала такие элементы как проведение творческих и дидактических игр на основе изучаемого литературного материала.

Коррекционно-развивающие занятия были проведены в классах КРО школ города Орла. После проведения занятий учителя отмечали у детей возрастание интереса к читаемым произведениям, к детской периодики, проявление инициативы в поиске книг для чтения.

Данное пособие можно рассматривать как один из вариантов проведения подобных занятий. За педагогом мы оставляем право творчески подходить к отбору содержания и приемов работы при использовании предлагаемых материалов.

План коррекционно-развивающих занятий

педагога с детьми младшего школьного возраста

С ЗПР в первом классе

Месяц Тема занятия Содержание занятия
Январь В мире книг (1 час). Экскурсия в библиотеку, закрепление значения слов абонемент, читальный зал, картотека, ознакомления с правилами чтения книг, подготовка выставки книг, с которыми дети будут работать дальнейшем.
Январь Стихотворения А.Л.Барто (3 часа). Вступительная беседа, рассматривание иллюстраций к стихотворениям А.Л.Барто, чтение стихотворений наизусть, чтение стихотворений вслух учителем-дефектологом, проведение беседы о прочитанном, проведение занимательных викторин на материале творчества А.Л.Барто.
Февраль Русские народные сказки (3 часа). Вводная беседа, чтение сказок «Пшеничный колосок», «Легкий хлеб», беседа о прочитанном, дидактические игры на материале русских народных сказок, отгадывание загадок.
Март Сказки К.И.Чуковского (3 часа). Выставка книг К.И. Чуковского, вводная беседа, чтение сказок, беседа о прочитанном, отгадывание загадок, дидактические игры на материале сказок К.И.Чуковского.
Апрель Писатели Орловского края (3 часа). Вводная беседа, чтение стихотворений Н.Сердюковой, В.Катанова, И.С.Тургенева, беседа о прочитанном, дидактические игры.
Май Сказки и рассказы В.А. Осеевой (3 часа). Вводная беседа, чтение произведений В.А.Осеевой «Просто старушка», «Девочка с куклой», «Добрая хозяюшка», «Кто хозяин», беседа о прочитанных произведениях, дидактические игры.
В течение года Моя любимая книга (1 час). Занятия на обобщение и систематизацию знаний детей по изучаемой теме.

Конспекты коррекционно-развивающих занятий

педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР

в первом классе

Занятие 1.

Тема:«В мире книг»(1 час)

Цель: познакомить учащихся с многообразием литературы для детей.

Задачи занятия:

1.Образовательные задачи:

- расширять представления учащихся о мире детской литературы;

- закрепить правила работы с книгой;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- закрепить значение слов «абонемент», «читальный зал», «картотека»;

- учить внимательно слушать чтение педагога.

1. Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать память;

- развивать связную речь детей:

- пополнять словарь детей.

3.Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование занятия:занятие проводится в помещении библиотеки, фишки, стенд для выставки книг, памятка «Как обращаться с книгой».

Ход занятия:

Занятие проводится совместно с работником библиотеки.

В начале занятия библиотекарь напоминает детям значение слов «абонемент», «читальный зал», «картотека». Затем проверяет, все ли дети записаны в школьную библиотеку. Библиотекарь награждает тех детей, которые часто посещали библиотеку в первой и второй четвертях.

Педагог сообщает детям, учащиеся познакомятся с новыми книжками, перечитают старые, нарисуют к ним иллюстрации, придумают ребусы и викторины.

С учащимися проводятся литературные викторины и дидактические игры.

Учащимся демонстрируют выставку книг с русскими народными сказками: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца»», «Гуси-лебеди», «Кочеток – золотой гребешок и жерновцы», «Смоляной бычок». На доске записаны начало каждой сказки (зачин). Учащиеся по зачину должны определить название каждой сказки.

«Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленькие».

«Жили-были старик со старухой. У старика была своя дочка, а у старухи своя…».

«Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь – и корова, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились да горевали…».

«Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…».

«Жили-были муж да жена. И была у них дочка Нюрочка-девчурочка».

«Жил да был себе старик со старухою, бедные-бедные!»

«Жили были дед и баба. И была у них внучка Танюшка».

Подведение итогов викторины.

Затем педагог предлагает провести игру «Кто больше заметит небылиц?». Педагог раздаёт учащимся фишки и даёт инструкцию: «Ребята, я буду зачитывать вам необычные стихотворения. Тот из вас, кто заметит небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы».

Варианты произведений:

Радость

Рады. Рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл на облака

И не град,

То посыпался на облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким медом потекли.

Куры стали павами,

Лысые - кудрявыми.

Даже мельница – и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зеленые луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках. на коньках!

К. Чуковский

Шутка

У нас в переулке есть дом с чудесами, -

Сходите, взгляните – увидите сами:

Под белою шторкой на правом окошке

Лежат и на солнышке греются кошки.

В соседнем окошке, на радость ребятам,

Пять рыбок серебряных плавают рядом.

А в этом окошке – поют канарейки.

А в этом – вьюнки зеленеют на рейке.

А в этом окошке собака большая

Спокойно лежит, никому не мешая,

Вот девочка с куклой сидит на окошке,

А рядом играет старик на гармошке.

Здесь мальчик читает веселые книжки.

Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.

Но знает Володя какое-то слово,

Он шепотом скажет его – и готово!

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

Теперь во дворе мы не знаем покоя.

Какое же слово? Какое? Какое?

З.Александрова

Невпопад

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопард!

Ах нет! Молодой лепард

Свалился в большой водопард.

Что делать – опять невпопад.

Держись, дорогой леопад,

Верней, дорогой лепоард!

Опять не выходит впопард.

И.Токмакова

Подведение итогов игры. Выявление победителя.

Затем под руководством взрослых учащиеся организовывают выставку «Интересные книги». На полках представлена разнообразная по тематике и жанру детская литература. Каждый ученик берет понравившуюся книгу и выставляет ее на стенд.

Педагог

Вы выбрали разнообразные книги. Чем они вас привлекли? (автор книги, название книги, иллюстрации, необычное оформление книги). Действительно, все книги красочно оформлены, над ними потрудились писатели, художники, издатели, чтобы нам, читателям, было интересно. Книги помогут нам с вами узнать много интересного, хорошо провести время, узнать новое об окружающем мире. Поэтому берегите книги и помните (педагог указывает на памятку «Как обращаться с книгой»):

Книгу брать чистыми руками.

Не рвать книгу.

Не загибать уголки страниц книги.

Переворачивать книги за верхний уголок.

Не класть на книгу продукты питания.

В указанный срок сдавать книгу в библиотеку.

Старые книги аккуратно подклеивать.

Подведение итогов урока.

Педагог

Чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось?

Занятие 2.

Тема:«Стихотворения А.Л.Барто»(3 часа)

Цель: расширить представления учащихся о творчестве А.Л.Барто.

Задачи занятия:

1.Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать память;

- развивать воображение детей.

2.Образовательные задачи:

- учить работать с книгой;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- учить внимательно слушать чтение педагога.

3.Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование занятия:книги со стихотворениями «Звонки», «Стали грамотными», «В школу», «Сережа учит уроки», «Что делать с Алексеем», «Мы с Тамарой» и другие, иллюстрации к стихотворениям из серии «Игрушки», портрет автора, гном Путалка, тетради, ручки, доска, мел.

Предварительная работа: разбор значения словосочетания «отложной воротничок».

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Посмотрите внимательно на нашу выставку рисунков. Что здесь нарисовано? (Ответы детей). Правильно, зайка, оставленный на скамейке, мишка с оторванной лапой, котенок в грузовике, бычок на доске. Героев каких стихотворений напоминают Вам эти иллюстрации. (Ответы детей). Правильно, это стихотворения замечательной детской писательница Агнии Львовны Барто (Фамилия автора записывается на доске. Учитель-дефектолог обращает внимание на портрет поэтессы). Со стихотворениями этой замечательной поэтессы вы знакомились еще в детском саду. Многие стихи вы помните наизусть. Прочтите их сейчас. (Дети читают наизусть стихотворения А.Л.Барто из серии «Игрушки»). Молодцы, ребята, я вижу, Вы хорошо знаете стихи Агнии Львовны. Поэтому предлагаю вам провести викторину на лучшее знание стихов поэтессы. Викторина называется «Все равно его не брошу». Придумал викторину замечательный детский писатель Игорь Георгиевич Сухин. Гном Путалка переписывал в тетрадь стихи А.Л.Барто и вот, что у него получилось.

1. Уронили зайку на пол,

Оторвали зайке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший. (Зайку – мишку; зайке – мишке. «Мишка»).

2.Идёт медведь качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается.

Сейчас я упаду! (Медведь – бычок. «Бычок»).

3.Я люблю свою кроватку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (Кроватку – лошадку. «Лошадка»).

4.Наша Таня громко плачет:

Уронила в печку мячик мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в печке мяч. (Печку – речку, печку – речке. «Мячик»).

5.Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут котята

За мной по пятам,

И просят меня:

-Прокати, капитан! (Котята – лягушки. «Кораблик»).

Подведение итогов викторины.

Педагог

Агния Львовна Барто родилась в 1906 году. Её замечательные стихи читали и учили наизусть наши с вами бабушки и дедушки, мамы и папы. Сегодня я хочу, чтобы мы познакомились с другими стихотворениями А.Л.Барто. Вы уже две четверти ходите в школу. У Агнии Львовны много замечательных стихотворений о школе и школьниках.

Послушайте внимательно стихотворение «В школу».

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Почему Петя плохо спал ночью?

- Как вы думаете, почему мальчик волновался перед тем, как идти в школу в первый раз?

- Какие чувства вы испытывали перед первым посещением школы?

- Как вы готовились к поступлению в школу?

- Понравилось ли вам стихотворение и почему?

Послушайте еще одно стихотворение о первоклассниках «Первый урок».

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Почему волновалась девочка перед первым уроком?

- Как нужно правильно вести себя на уроке?

- Что вы чувствовали на первом своем уроке?

- Чем вам запомнился ваш первый урок?

Давайте прочитаем с вами еще одно стихотворение Агнии Львовны Барто «Стали грамотными».

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Ребята, похожи ли вы на героев этого стихотворения?

- Какие трудности были у вас при освоении чтения?

- Можете ли вы сейчас сказать про себя: «Я умею читать!»?

- Случаются ли у вас ошибки при чтении?

Давайте немного отдохнем и проведем еще одну викторину И.Г.Сухина по стихотворениям А.Л.Барто. Викторина называется «Мы с Тамарой…». Я буду читать вам отрывок из стихотворения, а вы должны мне назвать каким именем заканчивается этот отрывок.

1.Мы вымоем в бензине

И пальцем погрозим:

Не будь такой разиней,

Резиновая … (Зина. «Резиновая Зина»).

2.Смастерил я грузовик

Для сестры … (Катюшки. «Кукла»)

3.Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся… (Любами. «Любочка»).

4.Буду шить до вечера,

Завтра рано встану –

Младший брат доверчиво

Смотрит на … (Светлану. «Чепчик»).

5.Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или я – Новиков …(Илья. «Мама или я?»)

1. –Подари мне, подари

Эти бусы-янтари.

Для чего вам бусинки?

Подарите… ! (Люсеньке. «Подари, подари…»).

Проведение итогов викторины.

Педагог:

Ребята, наша с вами викторина называлась «Мы с Тамарой». Вы знаете, что у А.Л.Барто есть такое стихотворение. Помнит ли его кто-нибудь наизусть?

Педагог вместе с детьми вспоминает содержание стихотворения.

Беседа о стихотворении:

- Какие поручения выполняли Тамара с Таней в классе?

- Почему только Тамара «лечила» детей?

- Какие поручения выполняете в классе?

Педагог:

У Агнии Львовны есть стихотворение «Звонки». Послушайте его внимательно.

Чтение стихотворения педагогом.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Как вы думаете, от лица кого написано это стихотворение?

- Как по звонку Володи его сестра определяла, какую оценку он получил?

- Как меняется ваше настроение в зависимости от успехов или неудач в школе?

Успехи в учебе зависят и от того, как выучены уроки. Об этом стихотворение «Сережа учит уроки».

Чтение стихотворения педагогом.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Перечислите, чем занимался Сережа в течение дня?

- Почему Сереже показалось, что уроков задали слишком много?

- Как вы учите уроки дома?

- Как бы вы поступили на месте Сережи?

Мы с вами читали стихотворения А.Л.Барто. О ком и о чем ее стихи? Понравились ли вам они?

Домашнее задание:

- найдите и прочитайте стихотворения А.Л.Барто из серии «Вовка - добрая душа» («Вовка – добрая душа», «Как Вовка бабушек выручил», «Как Вовка стал страшим братом», «Про Вовку и собаку малютку»). Обсудите эти стихотворения с одноклассниками;

- найдите и прочитайте стихотворения А.Л.Барто из серии «Было у бабушки сорок внучат» («Было у бабушки сорок внучат», «Где ты, Павел?», «Обида», «Но поймите и меня»). Обсудите эти стихотворения с детьми в классе;

- спросите родителей об их любимом стихотворении А.Л.Барто. Выучите его наизусть. Расскажите стихотворение в классе.

На последнем занятии месяца (1 час) проводится обсуждение стихотворений А.Л.Барто, прочитанных дома. Учащиеся читают наизусть стихи А.Л.Барто.

Занятие 3.

Тема:«Русские народные сказки»(3 часа)

Цель: расширить представления детей русских сказках.

Задачи занятия:

2. Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать память;

- развивать воображение детей;

- развивать связную речь детей;

2.Образовательные задачи:

- познакомить детей с русскими народными сказками;

- учить работать с книгой;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- учить внимательно слушать чтение педагога;

- учить пересказывать текст.

3.Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование занятия:книги с русскими народными сказками «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко», «Пшеничный колосок» и другие, иллюстрации к сказкам, тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Любите ли вы сказки? (Ответы детей).

Какие вы сказки любите и помните? (Подробные ответы детей)

Как вы думаете, к какому виду творчества относятся сказки? (Устное творчество).

Посмотрите внимательно на нашу выставку иллюстраций к сказкам. Как вы думаете, к каким сказкам эти иллюстрации? Расскажите сюжеты этих сказок. (Подробные ответы детей).

Любите ли вы слушать сказки? Кто вам обычно читает сказки? Сегодня на нашем занятии я тоже хочу предложить вам почитать сказки. Одна из них называется «Пшеничный колосок».

Чтение сказки педагогом.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главные герои сказки?

- Что делала курочка?

- Чем занимались в это время гусь и индюк?

- Что произошло однажды с курочкой?

- Помогли гусь и индюк смолотить колосок курочке?

- Кто испек булочку из муки?

- Почему курочка не пустила гуся и индюка за стол?

- Как вы думаете, правильно ли поступила курочка?

- Какая поговорка подходит к этой сказке? (Кто не работает – тот не ест).

Давайте поиграем в викторину «Угадай сказку». Я буду зачитывать вам отрывки из русских народных сказок, а вы будете говорить название сказки.

«Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку говорит: «Битый небитого везет». («Лисичка – сестричка и серый волк»).

«Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

-Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

-Тепло, Морозушко, тепло, батюшка». («Морозко»)

«Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается». («По щучьему велению»)

«Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная». (Лиса и заяц»)

«Посадил дед репку». («Репка»)

Подведение итогов викторины.

Далее детям предлагается отгадать ребус, в котором зашифрованы слова «Колобок» (нарисованы «колос», «Б», «окно»), «Лиса» (нарисованы «лимон», «коса»).. Затем по силуэтам необходимо было отгадать животных (гусь, заяц, коза, свинья, лошадь, собака, корова, овца). Назвать животных, которые наиболее часто встречаются в сказках.

Подведение итогов выполнения заданий.

Педагог

Давайте прочитаем еще одну сказку «Лёгкий хлеб». Послушайте ее внимательно.

Чтение сказки педагогом.

Беседа о прочитанному:

Педагог

Кто главные герои сказки?

- Почему волку показалось трудным добывать хлеб так, как учил его мужик?

- Как мужик добывал хлеб?

- Что мужик посоветовал волку, чтобы добыть легкий хлеб?

- У кого волк попытался добыть легкий хлеб?

- Что произошло с волком?

- Как вы думаете, чем эта сказка похожа на сказку «Пшеничный колосок»?

- Что мы с вами сегодня читали? Понравились ли вам сказки? Почему? О чем эти сказки?

Домашнее задание:

- прочтите дома сказку «Крылатый, мохнатый и масляный». Обсудите ее с детьми в классе;

- спросите у родителей, какая у них любимая русская народная сказка. Прочтите ее вместе с родителями. Расскажите о ней одноклассникам в классе.

- нарисуйте своего любимого сказочного персонажа. Покажите свои рисунки в классе.

На последнем занятии месяца (1 час) проводится обсуждение сказок, прочитанных дома.

Занятие 4.

Тема:«Сказки К.И.Чуковского»(3 часа)

Наши рекомендации