Педагога с детьми младшего школьного возраста

С ЗПР в третьем классе

Месяц Тема занятия Содержание занятия
Октябрь Сказки А.С.Пушкина, П.П.Ершова (3 часа). Вступительная беседа, актуализация знаний о сказках А.С.Пушкина, П.П. Ершова, чтение отрывков из сказок, дидактические игры и упражнения на материале сказок.
Ноябрь Стихи о человеке и его делах (3 часа). Вступительная беседа, чтение произведений С.В. Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?», С.В. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», беседа о прочитанном.
Декабрь Сказки Г.Х.Андерсена (3 часа). Рассказ о биографии автора, проведение викторин, чтение произведений, проведение «экскурсии» по прочитанным произведениям, беседа о прочитанном, создание иллюстраций.
Январь Рассказы Н.Н.Носова (3 часа). Вступительная беседа, рассказ о биографии автора, просмотр выставки книг, чтение рассказов «Автомобиль», «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша», разыгрывание отрывков из произведений по ролям, литературная викторина.
Февраль Рассказы и повести Л.Ф.Воронковой о детях и для детей (3 часа). Вступительная беседа, рассказ о биографии автора, просмотр выставки книг, чтение рассказов «Подружки», «Бабушкины дела», «Дом под телегой», «Подружки идут в школу», повести «Золотые ключики», обсуждение прочитанного, написание сочинения «Как я помогаю взрослым».
Март Книги о маме (3 часа). Вступительная беседа, просмотр выставки книг, чтение произведений о маме (А.Митяев «Дети кузнеца», С.Михалков, «Десятилетний человек», Н.Саконская «Доброе сердце», В.Осеева «Сыновья», «Печенье») написание сочинения «Моя мама», создание мини-мультфильма «Мама».
Апрель Рассказы о космонавтах (3 часа). Вступительная беседа, чтение рассказов А.Леонова о космосе, беседа о прочитанном, подготовка собственных сообщений по теме, их обсуждение.
Май Мои любимые книги (3 часа). Подведение итогов: какие книги прочитали, какие особо запомнились, о чем они, просмотр книжек – самоделок, мини-мультфильмов, определение произведений для чтения летом.
В течение года Журналы для детей (1 час каждый месяц). Чтение и обсуждение детских журналов «Мурзилка» и «Читайка».

Конспекты коррекционно-развивающих занятий

педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР

во втором классе

Занятие 1.

Тема:«Сказки» А.С.Пушкина, П.П.Ершова»(3 часа)

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина и П.П.Ершова.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать внимание учащихся;

- развивать память детей;

- развивать воображение детей.

Образовательные задачи:

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- познакомить детей с малоизвестной сказкой А.С.Пушкина «Сказка о медведихе».

- формировать интерес к авторским сказкам;

- формировать выразительное чтение.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к книге.

Оборудование занятия:портреты А.С.Пушкина, П.П.Ершова, выставка книг (сказки) этих авторов, карточки с отрывками из произведений А.С.Пушкина, П.П.Ершова, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Сегодня мы будем путешествовать по сказкам А.С.Пушкина и П.П.Ершова. Какие сказки А.С.Пушкина вы помните? А какие сказки П.П.Ершова вам известны? Правильно ответить на вопросы вам поможет наша выставка книг. Какие сказки здесь представлены?

Дети называют фамилию автора и заглавие книги.

Педагог

Чтобы мы могли вспомнить отрывки из сказок А.С.Пушкина, давайте поиграем в литературную викторину И.Г.Сухина «Царь недолго собирался». Каждый из вас берет одну карточку и зачитывает отрывок из сказки. Задача остальных ребят, угадать о каком герое, и из какой сказки говорится в этом отрывке. За каждый правильный ответ вы набираете балл, кто наберет больше всего баллов, тот и победитель этой викторины.

Первую карточку зачитывает педагог. Достаточно если дети назовут хотя бы известную часть названия сказки, например, «О царе Салтане», а затем вместе с педагогом прочтут полное название сказки. Потом каждый из ребят берет карточку и читает отрывок.

Содержание карточек:

1. «И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему».

(О царе Салтане, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2. «… Сидит в палате

На престоле и в венце,

С грустной думой на лице;

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят

И в глаза ему глядят».

(О царе Салтане, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

3. «Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Раболелись, глядучи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!»

4. «Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой».

(О царе из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях).

5. «Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить;

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя».

(О царе Додоне, «Сказка о золотом петушке»)

6. «Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Поднатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать»-молвил он,

Вышиб дно и вышел вон»

(О князе Гвидоне, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

7. «И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами».

(О королевиче Елисее, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Подведение итогов викторины.

Педагог

Вспомнить другие сказки А.С.Пушкина нам поможет еще одна литературная викторина И.Г. Сухина «Хоть бы взял ты с нее корыто…». Условия игры те же. Начинаем. Кто из героев сказок А.С.Пушкина сказал (нужно назвать и героя и название сказки):

1. «Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь»

(Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. «Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою,

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у неё на посылках»

(Старик, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

3 «Дурачина ты, прямой промтофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть чёрной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой».

(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»).

4. «… Теперь моя череда,

Условия сам назначу,

Задам тебе, вражёнок, задачу.

Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь: там сивая кобыла?

Кобылу подыми-тка ты

Да неси её полверсты;

Снесёшь кобылу, оброк уж твой;

Не снесёшь кобылы, ан будет мой».

(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Подведение итогов викторины.

Педагог

Вы хорошо ориентируетесь в сказках А.С. Пушкина. На доске написаны мнения других ребят о разных сказках А.С.Пушкина. Как вы думаете, какое из высказываний ваших сверстников можно отнести к сказке «Сказка о царе Салтане…»?

Список высказываний:

1. Самая светлая волшебно счастливая сказка («Сказка о царе Салтане…»).

2. Зловеще-загадочная сказка («Сказка о золотом петушке»).

3. Самая поучительная сказка («Сказка о рыбаке и рыбки»).

4. Самая большая сказка А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»).

При ответе дети должны объяснить, почему они относят высказывание к той или иной сказке.

Педагог

Вы показали, что хорошо знаете и любите сказки А.С.Пушкина. В нашей литературе есть писатель, сказки которого близки к сказкам А.С.Пушкина. Это Петр Павлович Ершов. Какую его сказку вы знаете? Правильно, это сказка «Конёк-горбунок». Автор написал её в 1833 году. Эту сказку по достоинству оценил А.С.Пушкин. Нравится ли вам эта сказка? Кто в ней главные герои? Чему она нас учит?

Замечательный автор детских литературных викторин и кроссвордов Игорь Георгиевич Сухин придумал викторину и на эту сказку. Давайте в неё поиграем, Условия игры те же.

Если ты читал сказку П.П.Ершова «Конёк-горбунок», то вспомнишь, кто сказал:

1.»Всю я ноченьку не спал;

На моё притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя лил,

Рубашонку всю смочил.

Уж куда как было скучно!..

Впрочем, всё благополучно». (Данило)

2. «Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть будучи при всём,

Не ударил в грязь лицом» (отец)

3.»Эй вы, сони! Что вы спите!

Брату двери отоприте;

Ночью страшный был мороз –

До животиков промёрз». (Гаврило)

4.»Всю я ноченьку не спал,

Звёзды на небе считал;

Месяц, ровно, тоже светил,

Я порядком не приметил.

Вдруг приходит дьявол сам,

С бородою и с усами;

Рожа словно как у кошки,

А глаза-то что те плошки!» (Иван).

Подведение итогов викторины.

Подводятся итоги по всем трем викторинам. Выбирается лучший знаток сказок А.С.Пушкина.

Педагог

Как вы думаете, чем похожи сказки А.С.Пушкина и П.П.Ершова. (Героями, их поступками, необычными волшебными событиями, языком, которым написан текст сказок).

Произведения каких авторов мы сегодня разбирали?

Какие сказки этих авторов вспоминали?

Домашнее задание:

- выяснить у родителей, читали ли они сказки А.С.Пушкина и П.П. Ерщова. Какие? Какие из них ваши родители любят больше всего. Перечитайте её вместе с родителями.

- прочитайте вместе с родителями малоизвестную сказку А.С.Пушкина «Сказка о медведихе». Придумайте к этой сказке викторину аналогичную тем, что мы проводили на уроке.

На последнем занятии месяца (1 час) педагог знакомит учащихся с понятием «периодическая печать». Педагог выясняет, какие газеты и журналы читают в семьях учащихся; какие детские журналы есть в доме. Далее педагог знакомит детей с известным журналом «Мурзилка». Педагог рассказывает историю журнала и представила детям номер журнала, который они будут читать на занятии. Предлагаем для работы взять журнал № 1 за 2009 год. На занятии используются следующие материалы журнала:

1. Чтение обращения Мурзилки к юным читателям (с.2-4).

2. Чтение и обсуждение сказки «Лисичка – сестричка и волк» (с.5).

3. Решение ребусов (с.7).

4. Просмотр, чтение и обсуждение материалов, помещенных в рубрике «Галерея искусств Мурзилки» (с.19).

5. Чтение и обсуждение научно-популярной статьи О.Тихомирова «По морями караванным тропам» (с. 20).

6. Выполнение заданий, помещенных в рубрике «Поиграем в слова».

Занятие 2.

Тема: «Стихи о человеке и его делах»(3 часа)

Цель: расширить представления детей о творчестве С.В.Михалкова С.Я.Маршака.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

-пополнять словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать познавательные процессы учащихся.

Образовательные задачи:

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

-формировать интерес к авторским сказкам;

-формировать выразительное чтение;

-учить передавать свое отношение к прочитанному по инициативе педагога;

-выбирать героев произведения в качестве образца для подражания.

3.Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное отношение к книге;

-воспитывать желание приносить пользу окружающим, трудиться.

Оборудование занятия:выставка книг поэтов С.В.Михалков, С.Я.Маршак, портреты писателей, иллюстрации к произведениям, тексты произведений.

Предварительная работа: объяснение учащимся значение слова «ГТО».

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Девиз нашего занятия «Делу – время, а потехе – час» (Записан на доске). Как вы понимаете эту пословицу? Сегодня мы поговорим о человеке и его делах, а помогут нам в этом произведения С.В.Михалкова и С.Я.Маршака.

Посмотрите на выставку книг (На выставке представлены произведения С.В.Михалкова). Как вы думаете о произведениях, какого поэта мы будем говорить в первую очередь? Какие произведения С.В.Михалкова вы помните? Что можете прочитать наизусть?

Ответы детей.

Педагог

Я прочитаю вам несколько строк из произведения С.В.Михалкова. Ваша задача сказать, что это за произведение.

«В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча…»

Ответы детей.

Педагог

Правильно. Это произведение называется «Дядя Степа». Какие еще строки вы помните из этого стихотворения? Какие поступки совершал дядя Степа?

Ответы детей.

Педагог

Правильно, дядю Степу из стихов С.В. Михалкова любят за то, что он помогал и детям и взрослым.

Давайте прочитаем еще одно стихотворение С.В. Михалкова «А что у вас?».

Чтение детьми стихотворения.

Беседа о прочитанном

Педагог

- О чем дети в стихотворении говорят между собой?

- О каких профессиях говорится в произведении?

- Какие профессии у ваших мам? Важны ли они? Какие строки С.В.Михалкова подтверждают это?

Вы знаете, что у мамы много дел еще и дома. Об этом говорится в стихотворении «Важные дела».

Чтение детьми стихотворения.

Беседа о прочитанном

Педагог

-Как вы понимаете слова «важные дела»?

-Как вы помогаете родителям дома?

-Какой же самый главный труд выполняют дети?

Правильно, основным вашим трудом является учёба.

О человеке и его делах писал и другой писатель С.Я.Маршак. Давайте вместе прочитаем его стихотворение «Рассказ о неизвестном герое».

Чтение стихотворения по цепочке.

Беседа о прочитанном:

Педагог

Понравилось ли вам стихотворение? Найдите и прочитайте ещё раз следующие строки:

«Шаг. Остановка.

Другой. Остановка.

Вот до балкона

Добрался он ловко,

Через железный

Барьер перелез,

Двери открыл –

И в квартире исчез».

-Что вы чувствуете, когда читаете эти строки? (Напряжение, волнение).

-Как автору удалось передать напряжение момента? (Используя однословные предложения).

-Как вы думаете, почему этого человека «ищут пожарные, ищет милиция»?

-Что за подвиг он совершил?

-Как вы думаете, почему автор заканчивает стихотворение строками «К славному подвигу каждый готов»?

Подведение итогов урока.

Педагог

О каких поэтах шла речь на занятии? Какие их произведения мы читали? Что объединяет эти стихотворения?

Домашнее задание:

-найдите и прочтите дома продолжение стихотворения «Дядя Стёпа»: «Дядя Степа – милиционер», «Дядя Степа – ветеран», «Дядя Степа и Егор»;

-придумайте занимательную викторину по этим произведениям для своих одноклассников;

-найдите и прочитайте любое стихотворение С.Я. Маршака по теме («Стихи о человеке и его делах»). Предложить детям на выбор «Пожар», «Почта», «Пограничники».

На последующих занятиях обсудить с детьми прочитанные произведения, обменяться впечатлениями. Провести придуманные детьми викторины.

На последнем занятии месяца работа ведётся на материале журнала «Читайка» №1 2009 год. Педагог представляет детям журнал и рассказывает его историю. На занятии читаются и обсуждаются следующие материалы:

-Л.Уланова «Как мы делаем журнал». Учащиеся знакомятся с названиями и содержанием таких профессий как «корректор», «верстальщик», со значением слова «типография» (с.4-5);

-чтение и обсуждение интервью с писателем М.Ясновым. Чтение его стихотворений «Чучело-мяучело», «Я взрослею», «Горести-печали», «Самое доброе слово» (с. 16-20).

-проведение дидактические игры, опубликованные в журнале;

-Чтение и обсуждение статьи Н. Забродоцкой «Говорим по телефону» в рубрике «Как быть хорошим» (с.34-35).

В конце занятия педагог предлогает детям сравнить журнал «Читайка» с журналом «Мурзилка»:

-Что объединяет два журнала?

-Чем они отличаются?

-Какие рубрики представлены в журналах?

-Какой журнал вам больше нравится и почему?

Занятие 3.

Тема: «Сказки Г.-Х.Андерсена»(3 часа)

Цель:расширить представления учащихся о творчестве Г.Х.Андерсена.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать связную речь детей;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

-развитие внимания детей;

-развивать мышление детей.

Образовательные задачи:

- познакомить детей с биографией Г.Х.Андерсена;

- закреплять навык выразительного чтения;

- учить составлять суждение о прочитанном;

-формировать интерес к творчеству Г.Х. Андерсена.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к книге;

-воспитывать чувство доброты, справедливости, верности, умения дружить.

Оборудование занятия:выставка сказок Г.Х.Андерсена, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, тексты произведений.

Ход занятия:

Педагог

Обратите внимание на нашу выставку книг. Как вы думаете, какие произведения мы будем с вами читать? Правильно, сказки. Кто автор этих замечательных сказок? Верно, Ганс-Христиан Андерсен.

Андерсен родился больше 200 лет назад в городе Оденсе, который находится в Дании, 2 апреля 1805 года. Родителя его были простыми людьми: отец – сапожник, а мама работала прачкой в богатых домах.

С детства маленький Ганс помогал родителям, работал ткачом, учился в гимназии за казенный счет. Но призвание у него было одно – служение искусству. В 14 лет Ганс уезжает из дома. Он работает художником, актером, певцом. Сначала Андерсен не имеет успеха. Зато будущий сказочник приобретает богатого покровителя – директора Королевского театра. Именно благодаря его помощи Андерсен поступает в университет, где и начинает писать свои замечательные сказки. Первая его сказка была издана в 1835 году. Она сразу полюбилась и большим и маленьким читателям. За свою долгую жизнь Ганс-Христиан Андерсен написал более 150 сказок, стал самым известным писателем Дании (его сказки переведены на 100 языков мира). В настоящее время в Дании существует премия Г.Х.Андерсена, которая вручается каждые два года одному писателя и одному иллюстратору. Контроль над вручением премии осуществляет сама королева Дании.

Сам писатель был очень высоким, худым, с большим носом. Ему казалось, что он очень уродлив. В его сказках отражено все то, что пережил автор: разное отношение к бедным и богатым, насмешки над внешностью. В своих сказках автор высмеивает тщеславие, заносчивость, учит нас видеть красоту и доброту в самых неожиданных героях.

Скажите, какие сказки Андерсена вы читали, какие из них вам полюбились? (ответы детей).

Предлагаю вам сыграть в викторину по сказкам Г.Х.Андерсена. Угадайте, из каких сказок эти отрывки.

Отвечать на вопросы викторины учащиеся должны полным ответом: назвать автора произведения, как оно точно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросе или нет:

1.«Ни один человек не сознался в том, что ничего не видит, никто не хотел прослыть глупцом или признать, что он ни на что не пригоден.

И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул:

-А король-то голый!

-Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец. – Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится. Значит, он говорит правду.

И все стали шепотом повторять:

-А ведь это верно! Король-то голый!» («Новое платье короля»).

2.«На эту постель и уложили принцессу спать.

Утром ее спросили, хорошо ли она спала.

-Ах, очень плохо! – сказала принцесса. – Я всю ночь не могла сомкнуть глаз. Бог знает, что за постель у меня была! Мне казалось, что я лежу на булыжниках, и теперь все тело у меня в синяках. Ах, я спала очень, очень плохо!» («Принцесса на горошине»).

3.«Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, а на края тарелки положила цветы, и длинные стебельки цветов купались в воде» («Дюймовочка»).

4.«Солдата посадили в королевскую карету и повезли во дворец. Три собаки плясали перед каретой и кричали «ура». Мальчишки свистели, а войска отдавали честь. Принцесса вышла из медного замка и сделалась королевой. Понятно, она была очень довольна.

Свадебный пир продолжался целую неделю. Три собаки тоже сидели за столом, ели, пили и вертели своими громадными глазами» («Огниво»).

5.«Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки. Все солдатики были одинаковые, и только один-единственный был немножко не такой как все, у него была только одна нога, потому что олова не хватило» («Стойкий оловянный солдатик»).

6.«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочь, которую звали Элизой. Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; у каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Принцы писали алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и без книжки, на память. Конечно, так хорошо читать могли только настоящие принцы. Пока принцы учились, сестра их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, которая стоила полкоролевства» («Дикие лебеди»).

Подведение итогов викторины.

Педагог

Давайт прочитаем сказку Ганса-Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Сказку будем читать по цепочке. Первой начну я. После того как мы все ее прочтем, я предлагаю вам провести экскурсию по этой замечательной сказке. Давайте начинать читать.

Сказку начинает читать педагог. Затем по цепочке продолжают учащиеся. После окончания чтения «проводится» экскурсия по сказке.

Педагог

Предлагаю провести экскурсию по сказке. Начинаю я: «Я прочитала сказку Ганса-Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Эту сказку мне было легко и интересно читать. Главным героем является маленький лебедь, который родился вместе с утятами. Все думали, что это страшненький утенок. Все смеялись и обижали его. Однако, он сумел преодолеть все препятствия и стать красивым белым лебедем. Автор хотел нам сказать, что нужно верить в свои силы, стараться преодолевать препятствия, встречающиеся на пути. Книга мне очень понравилась».

Попробуйте и вы провести такую экскурсию по книге по следующему плану (записывается на доске):

1.Автор, название книги.

2.Характер главных героев книги (или тех, кто запомнился ребенку).

3.Что автор хотел нам сказать своим произведением.

4.Мое отношение к книге.

Каждый из учащихся дает характеристику сказке по предлагаемому плану.

Педагог

Предлагаю еще сыграть в викторину по сказкам Г.Х.Андерсена. Попробуйте ответить наследующие вопросы:

1.В кого были заколдованы одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.Х.Андерсена? (В лебедей, «Дикие лебеди»).

2.В кого превратился Гадкий утенок? (В лебедя, «Гадкий утенок»).

3.Что бы вы попросили у Оле-Лукойе? (Зонтик и волшебную спринцовку, «Оле Лукойе»).

4.Что бы вы попросили у солдата, героя сказки Г.-Х.Андерсена? (Огниво, «Огниво»).

5.Кто из литературных героев был другом Герды? (Кай, «Снежная королева»).

6.О ком говорится в следующих строчках:

- «Кай взглянул на нее. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…» (О Снежной королеве, «Снежная королева»).

- «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику: один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми… другой совсем простой, гладкий…» (О волшебнике Оле Лукойе, «Оле Лукойе») .

7.Какое литературное произведение дало жизнь такому крылатому выражению: « А король-то голый!»? Что оно означает? («Новое платье короля». Так говорят, когда люди выдают за очевидное то, чего нет на самом деле).

Подведение итогов викторины.

Педагог

Предлагаю прочитать еще одну сказку Андерсена «Соловей». Первой начинаю читать я, а вы продолжаете по цепочке.

Чтение сказки по цепочке.

Проведение экскурсии по сказке «Соловей» без образца педагога. Педагог при возникновении затруднений детей помогает выделить главную мысль сказки.

Подведение итогов занятия.

Педагог

Ребята, сказки какого автора мы читали? Как они называются? Что вам наиболее запомнилось из биографии автора? Как факты жизни писателя отражены в его сказках?

Домашнее задание:

- спросите у родителей читали ли они в детстве сказки Г.Х.Андрсена? Прочтите вместе с родителями их любимые сказки Г.Х.Андерсена.

- письменно проведите экскурсию по любой сказке. Обсудите эти книги в классе.

-Нарисуйте героя из сказок Г.Х.Андерсана, который вам наиболее симпатичен.

На последнем занятии месяца проводится работа с журналом «Мурзилка» № 2 за 2009 год. Возможно использование следующих материалов журнала:

-чтение и обсуждение стихотворений современных авторов: Н.Мазняк «Шарф», С.Дрожа «Снегири», А. Сунгуров «Воробей», В.Степанов «Метелица», Т.Белозеров «В зимнем лесу» (с.6-7);

-разгадывание ребусов в рубрике «Переменка»;

-чтение маленьких рассказов (по материалам «Мурзилки» № 1 за 1946 год) (с. 16-17).;

-чтение и обсуждение сказки В.Капустиной «Лиса и зайцы» (с. 18-19).;

-чтение и обсуждение материалов рубрики «Обо всем на свете».

Занятие 4.

Тема: «Рассказы Н.Н.Носова»(3 часа)

Цель: расширить представления учащихся о творчестве Н.Н.Носова.

Задачи занятия

Коррекционные задачи:

- развивать актерские способности детей;

- развивать письменную речь детей;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- развивать внимание детей;

Образовательные задачи:

- познакомить детей с биографией Н.Н.Носова;

- закреплять навык выразительного чтения

- учить составлять суждение о прочитанном, делать выводы, выделять главную мысль произведения;

- учить воспроизводить содержание текста с элементами рассуждения;

- учить понимать душевное состояние героя, учить эмоционально отзываться на прочитанное;

- формировать интерес к творчеству Н.Н.Носова;

- учить составлять творческие рассказы.

.Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать желание говорить правду, поступать по справедливости..

Оборудование занятия:выставка книг – сборников рассказов Н.Н.Носова, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, тексты произведений.

Ход занятия:

Педагог

Обратите внимание на нашу выставку книг. Как вы думаете произведения какого автора мы с вами будем читать? Правильно Николая Николаевича Носова. Сначала я хочу рассказать вам о самом писателе.

Родился Николай Николаевич 23 ноября 1908 года в городе Киеве.
Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Н.Н. Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».

Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве.

С 1932 года по 1951 год Н.Н.Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был удостоен награды: орден Красной Звезды.

Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей «Затейники» (педагог показывает книгу с этим рассказом). Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов — «Мурзилке». Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры» стали известны всем детям и взрослым огромной страны.

Сегодня и мы с вами познакомимся с его замечательными произведениями о ваших сверстниках.

Давайте прочитаем один из самых известных рассказов Н.Н.Носова «Автомобиль». Предлагаю этот рассказ читать по ролям. (Педагог распределяет роли (автор, Мишка, окружающие люди) между детьми). Слушайте рассказ внимательно, не пропускайте своих слов.

Чтение рассказа вслух по ролям.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главные герои рассказа?

- Из-за чего у мальчиков возник спор?

- Кто из мальчиков больше знал об автомобилях? (Подтвердите свой ответ строчками из текста).

- Как ребята оказались на бампере автомобиля?

- Кого стали обвинять окружающие люди?

- Был ли в случившимся действительно виноват шофёр?

- Как ребята решили исправить свою вину перед шофёром?

-Понравился ли вам рассказ? Как вы думаете, чему учит нас с вами эта история? (Помнить о правилах дорожного движения и о правилах безопасности на транспорте. Знать, что за наше неправильное поведение на дорогах ответственность будет нести водитель).

Следующий рассказ, который я хотела бы предложить вашему вниманию называется «Мишкина каша». Прочтите его внимательно.

Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Беседа о прочитанном

Педагог

-Кто главные герои рассказа?

-Почему ребята остались в доме одни?

-Как ребята провели день без мамы? Расскажите.

-Расскажите, как ребята варили кашу? Удалась ли им каша? Какие происшествия с ними случились?

-Расскажите, как ребята жарили рыбу?

-Кто смог накормить ребят?

-Понравился ли вам рассказ? Что хотел сказать автор своим рассказом? (Не умеешь делать – не хвались!)

-Что общего между рассказами «Автомобиль» и «Мишкина каша»? (Общие в рассказе главные герои).

Предлагаю прочитать вам еще один замечательный рассказ Н.Н.Носова «Огурцы». Читать рассказ будем по цепочке. Начинаю рассказ я, а вы затем продолжаете. Слушайте и следите за текстом внимательно.

Чтение рассказа вслух по цепочке.

Беседа о прочитанном

Педагог

-Кто главные герои произведения?

-Что произошло с ребятами на колхозном огороде?

-Почему Павлик решил отдать огурцы Котьке?

-Какой разговор произошел между Котькой и мамой? (Прочтите разговор Котьки с мамой по ролям)

-Как вы считаете, кто прав: Котька («… просто взял») или мама («украл»)? Почему?

-Как вы думаете, Котька осознал свою вину? (Подтвердите свой ответ строчками из текста. « - Нет, отнесу лучше, а то еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет. Он шел по улице и плакал. Ему было страшно»).

-Какой разговор произошел между Котькой и сторожем? (Прочтите разговор Котьки со сторожем по ролям).

-С каким чувством побежал Котька домой?

-Как бы вы поступили на месте Котьки в такой ситуации?

-Чему учит нас вами эта история? (Чужого не брать).

Предлагаю вам самостоятельно прочитать один из самых замечательных рассказов Н.Н.Носова «Заплатка».

Самостоятельное чтение детьми произведения.

Беседа о прочитанном

Педагог

-Кто главный герой рассказа?

-Что с ним произошло?

-Почему мама отказалась зашивать Бобке Штаны? (Прочтите разговор Бобки с мамой по ролям).

-Кто убедил Бобку зашивать штаны самостоятельно? (Прочтите разговор Бобки с ребятами по ролям).

-Как Бобка пришивал заплатку? Расскажите.

-Чему учит нас этот рассказ? Какая пословиц отражает смысл этого рассказа? (Умеешь кататься – умей и саночки возить).

Произведения какого автора мы с вами сегодня читали? О ком и о чем эти произведения? (Эти произведения о ребятах, наших сверстниках, о событиях, которые случаются с ними каждый день. Эти происшествия учат ребят говорить правду, не брать чужого, признавать свою вину, учат быть самостоятельными). Понравились ли вам эти рассказы и почему?

Домашнее задание:

- спросите у родителей, читали ли они в детстве рассказы Н.Н.Носова. Какие? Прочтите вместе с родителями их любимый рассказ этого писателя. Расскажите об этом произведении в классе.

- инсценируйте отрывки из прочитанных рассказов. Покажите сценки своим одноклассникам.

Педагог вместе с детьми распределяет роли для сценок. Репетирует вместе с детьми. На заключительном занятии по данной теме дети разыгрывают сценки, а их одноклассники пытаются угадать, из какого рассказа представленный эпизод. Варианты сценок: «Автомобиль»: диалог с Мишкой о машинах; «Заплатка»: разговор Бобки с мамой, разговор Бобки с ребятами, разговор Бобки с ребятами после ремонта брюк; «Огурцы»: разговор Котьки с мамой, разговор Котьки со сторожем; «Мишкина каша»: ребята варят кашу, ребята достают воду из колодца, ребята жарят рыбу.

-напишите рассказ (5-6 предложений) о необычных происшествиях, случившихся в вашей жизни. Прочтите свои рассказы в классе.

На последнем занятии месяца проводится работа на материале журнала «Читайка» №2 2009 год:

-чтение и обсуждение стихотворений современных авторов: Т.Бокова «Щенок», Л.Уланова «Спор», Т.Крюкова «Рукодельники», И.Гамазкова «Дрессировщики» (с.4-5);

-чтение и обсуждение познавательной статьи «Великий баснописец И.А.Крылов». Отгадывание ребусов, в которых зашифрованы самые известные басни автора (с.10-11);

- рубрика «Встреча с писателем». Чтение и обсуждение стихотворения М.Лукашиной «Коронная песенка короля» и рассказа «Уроки ОБЖ» (с.18-19);

-проведение игры «Кошки-мышки» на вкладыше журнала;

- чтение рубрики «Как быть хорошим»: Н.Забродоцкая «Пишите письма» (34-35);

-чтение и обсуждение рассказа Е.Даровских-Волковой «Птичье молоко» (с.38-39).

Занятие 5.

Тема: «Рассказы и повести Л.Ф.Воронковой о детях и для детей»(3 часа)

Цель:познакомить учащихся с творчеством Л.Ф.Воронковой.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

-развивать актерские способности детей;

-развивать письменную речь детей;

-учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

-развивать познавательные процессы учащихся.

Образовательные задачи:

-познакомить детей с биографией Л.Ф.Воронковой;

-закреплять навык выразительного чтения;

-учить составлять суждение о прочитанном, делать выводы, выделять главную мысль произведения;

-формировать интерес к творчеству Л.Ф.Воронковой;

-учить составлять творческие рассказы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отно

Наши рекомендации