УЭ 4.2. Особенности работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Повторитьтему «Психологическая характеристика младшего школьного возраста». Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Психология развития».
Задание 2. Повторитьтему «Проблема неуспеваемости в младших классах» Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Педагогическая психология».
Задание 3.Изучите: Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 299 с. Выделите специфику работы с леворукими детьми.
Задание 4. Изучите содержание статьи: Тончева А.В. Причины неуспеваемости современных школьников //Вестник Чувашского ун-та. 2012. №1. С. 181-186. Выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 5. Составить картотеку диагностических методик для детей младшего школьного возраста по выявлению уровня умственного развития, положения его в группе сверстников, особенностей эмоционального развития (не менее 10). Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Детская практическая психология» и «Психодиагностика».

Информационный блок. Основными направлениями работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста являются:

— мотивация и адаптация ребенка к школе;

— работа по развитию познавательных процессов;

— развитие моторики;

— развитие произвольности поведения;

— сопровождение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Работа с младшими школьниками «группы риска»

1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). Одной из специфичных его черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивностъ выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек.

Специалисты выделяют следующие проявления синдрома дефицита внимания у детей: беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок корчится, извивается; неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется; легкая отвлекаемость на посторонние стимулы; нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе; неумение сосредоточиться (на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца); сложности при выполнении предложенных заданий; с трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр; частые переходы от одного незавершенного действия к другому и пр.

Низкая успеваемость - типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Нарушения поведения гиперактивных детей влияет не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении, они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов, быстро становятся отверженными.

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения: органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция); перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного); генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер); социальные факторы.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от взрослых больших усилий и огромного терпения.

2. Эмоциональные нарушения в эмоциональной сфере.

а) агрессивные дети;

б) эмоционально-расторможенные дети. Дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

в) слишком застенчивые, ранимые, обидчивые‚ робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Леворукий ребенок в школе. Леворукими являются около 10% людей. Практически в каждом классе можно встретить 1-2 детей, активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость – это не патология и не недостаток развития, а очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения. Доминирование правой или левой руки обусловлено особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

В деятельности леворукого ребенка особенности организации его познавательной сферы могут иметь следующие проявления:

1) сниженная способность зрительно-двигательной координации: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;

2) недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.);

3) особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по полочкам», на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала;

4) слабость внимания, трудности переключения и концентрации;

5) речевые нарушения (ошибки звукобуквенного анализа).

Леворукий ребёнок может иметь в школе немало проблем. Однако, леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребёнка.

Форма текущего контроля –собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

Наши рекомендации