Методические рекомендации преподавателям по дисциплине
Данная дисциплина направлена на ознакомление будущих магистров с основами психологии воспитания.
Контроль качества знаний студентов осуществляется с использованием рейтинговой системы, в основе которой лежит учет различных видов деятельности студента по освоению учебной дисциплины. В данном курсе используется рубежный и итоговый рейтинг.
Преподаватель использует текущий и итоговый виды контроля, рубежный и итоговый рейтинг. Текущий контроль – на лекциях, практических занятиях (в форме тестов, проверки рефератов); итоговый – по завершению курса во втором семестре студенты сдают зачет. Зачеты проводятся в форме собеседования по вопросам, характеризующим основные проблемы психологии воспитания.
Технологии обучения: технология учебной дискуссии, работа в малых группа, игровые технологии, мультимедийные технологии.
Технология динамического обучения (К. Фоппель) – это интенсивное учебное мероприятие, на котором участники обучаются, прежде всего, благодаря собственной активной работе, и используется анализ и обобщение собственного опыта. Даже необходимые теоретические «вкрапления», как правило, кратки и играют незначительную роль. В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определять цели обучения. Они разделяют с ведущим ответственность за свой учебный процесс.
Технология учебной дискуссии. Учебная дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем все участники участвуют в организации этого обмена. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной интеллектуальной деятельности.
Мультимедийные технологии– это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения – носителей информации (ДСО).
Мультимедийные технологии позволяют:
• повысить информативность лекции;
• стимулировать мотивацию обучения; повысить наглядность обучения;
• осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции (тривиальная избыточность);
• организовать внимание аудитории в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала занятия и последние минуты занятия) за счет художественно-эстетического выполнения слайдов-заставок или за счет разумно примененной анимации и звукового эффекта;
• осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего занятия;
• создать преподавателю комфортные условия работы на лекции или практическом занятии.
Игровые технологии:деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
Деловая учебная игра– моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.
Ролевая играпредполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.
Работа в малых группах — эта технология дает возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе – неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине
Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.
Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.
Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.