Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение:

Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение:

Ролевых игр – формы коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.

Индивидуальные творческие задания для магистрантов.

Дискуссионные технологии. Учебная дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем все участники участвуют в организации этого обмена. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной интеллектуальной деятельности.

Мультимедийные технологии– это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения – носителей информации (ДСО).

Мультимедийные технологии позволяют:

• повысить информативность лекции;

• стимулировать мотивацию обучения; повысить наглядность обучения;

• осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции (тривиальная избыточность);

• организовать внимание аудитории в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала занятия и последние минуты занятия) за счет художественно-эстетического выполнения слайдов-заставок или за счет разумно примененной анимации и звукового эффекта;

• осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего занятия;

• создать преподавателю комфортные условия работы на лекции или практическом занятии.

Игровые технологии:деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

Деловая учебная игра– моделирование профессио­нальной деятельности и ролевое взаимодействие по игро­вым правилам участвующих в ней специалистов, в опреде­ленном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оце­ниванием.

Ролевая играпредполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.

Работа в малых группах — эта технология дает возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине

Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся

Работа над понятиями

1. Знать термин.

2. Выделить главное в понятии.

3. Выучить определение.

4. Уметь использовать понятие в различных формах ответа.

5. Работа с источником информации:

1. Познакомиться в целом с содержанием источника информации:

а) чтение аннотации источника;

б) чтение вступительной статьи;

в) просматривание оглавления;

г) чтение источника с выделением основных проблем и выводов;

д) работа со словарем с целью выяснения значений понятий.

2. Составить план темы:

а) выделить логически законченные части;

б) выделить в них главное, существенное;

в) сформулировать вопросы или пункты плана;

г) ставить вопросы по прочитанному.

6. Конспектирование:

1.Определить цель конспектирования.

2.Составить план.

3. Законспектировать источник:

а) указать автора статьи, ее название, место и год написания, страницы;

б) составить конспект по следующим формам (по указанию преподавателя или выбору студента): 1. Цитатный план. 2. Тезисный план.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература

4. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.

5. Савенков А.И. Маленький исследователь: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Самара, 2011. – 24 с.

6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара, 2010. – 185 с.

7. Савенков А.И. Психодидактика. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).

8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: «Генезис», 2010. – 440 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).

9. Феноменология современного детства: сб. научн. ст. / М-во образования и науки РФ / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Федер. ин-т развития образования, 2013 – 226 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).

Первоисточники:

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002.

2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, № 4, 1990. – С. 5 – 13.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. – 456 с.

4. Дзикики А. Творчество в науке. – М., 2001.

5. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. – М., 2001.

6. Леонтович А.С. Исследование как основа построения образовательной деятельности // Научно-исследовательская деятельность учащихся. – М., 2001. – С. 24 – 27.

7. Майерс Д. Интуиция. – СПб.: Питер, 2009. – С. 24 – 66.

8. Матурана Р.У., Варела Х.Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. – М., 2001.

9. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С. 48 – 46.

10. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18 – 23.

11. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

12. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.

б) дополнительная литература

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. – 456 с.

11. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. М., 1996. – 325 с.

12. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32 с.

13. Савенков А.И. Педагогика и психология образования. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).

14. Савенков А.И. Педагогика и психология образования.– В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).

15. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.

16. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис. 2005. – 203 с.

17. Савенков А.И. Я-исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 32 с.

18. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997. – 147 с.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 384 с.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. – 360 с.

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Использование информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому магистранту участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.

Электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия.

Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

39.http: // psy-school.narod. ru –статьи, книги, тесты.

40.http: // psychology.net. ru – тренинги, семинары, тесты, книги, рефераты, консультации.

41.http: //www.ety-deti. ru – новинки детской психологии, статьи, игры, тесты, книги.

42. http: // psycheia. ru – статьи, тесты, методики, книги.

43.http: // www.psy-files/ ru / - статьи, тесты, книги.

44.http://www.psihologu.info/ (Российский) - набор программ и методик психодиагностики дошкольников и школьников, рисуночные тесты, рекомендации для родителей.

45.http://www.psyedu.ru/ (Российский) - Электронный журнал "Психологическая наука и образование" - специализированное научно-практическое издание, предназначенное для широкого круга читателей: психологов, педагогов, студентов, изучающих психологию и др.

46.http://www.voppsy.ru/ (Российский) - Электронная версия журнала "Вопросы психологии".

47.http://www.psyjournals.ru/kip/ (Российский) - Международный научный журнал «Культурно-историческая психология». Периодическое специализированное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.

48.http://magazine.mospsy.ru/ (Российский) - "Московский психотерапевтический журнал" - первое отечественное издание, целиком посвященное вопросам психотерапии и психологического консультирования. Специализированное психологическое научно-аналитическое издание.

49.http://psyjournals.ru/exp/ (Российский) - Московский городской психолого-педагогический университет.

50.http://bologna.mgimo.ru/.

51.http://bologna.spbu.ru/chronicle.php

52.www.europa.eu.int/comm/education/Eras-mus/trend2.pdf

53.www.UNESCO.org/education/studyingabroad.

54.www.hrk.de/vbsmodule/texte/std.../bachelor_master/.

55.www.aha/ru/-moscow64/educational_book.

56.www.ac.wwu.edu/-wwuacs/bachelors.html.

Интернет-ресурсы:

http://imslp.org/wiki/Category:Composers - иностранный ресурс, зато всё есть ;)

http://notes.tarakanov.net/ - тут всё по-русски :)

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_Index.phphttp://fdstar.com/2007/08/11/kpatkoe_posobie_po_teopii_muzyki.html

http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=666

http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=121:norm_doc8&Itemid=134

http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html

http://festival.1september.ru/articles/subjects/14

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается:

· работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;

· презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов;

· наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в высшей школе»

Направление подготовки /специальность

44.04.04 Психолого - педагогическое образование

Профиль подготовки

Психология и педагогика высшей школы

Москва

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры),

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

«16» апреля 2010 г. № 376.

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУ профессор Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение: - student2.ru Коджаспирова Г.М.

Эксперты:

ФГБОУ ВПО МПГУ профессор Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение: - student2.ru Джуринский А.Н.

ГАОУ ВО МГПУ профессор Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение: - student2.ru Воропаев М.В.

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

Теории и истории педвагогики

Протокол № от «_ _» 2016 г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение: - student2.ru

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедры: профессор Данилюк Александр Ярославович Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение: - student2.ru

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

Директор института: д.п.н., д.психол.н., профессор Савенков Александр Ильич

Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение: - student2.ru

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2016

© Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики, 2016

Наши рекомендации