Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Преподаватель данной дисциплины должен делать акцент на дидактических принципах активности, прочности и систематичности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами социальные проблемы, которые они обязаны анализировать в течение всего курса; согласовывать содержание тем, по которым проводится занятие, с задачами по формированию компетенций (ОК, ПК, СК).использовать информационные технологии.

С целью повышения качества образовательного процесса, заинтересованности студентов результатами обучения в курсе «История высшего образования в России и за рубежом» используется балльно-рейтинговая оценка знаний обучающихся. Балльно-рейтинговой система ориентированна на оценку текущей успеваемости студентов на протяжении семестра (активность на занятиях, результаты подготовки заданий, качество выполнения поставленных задач, своевременность представления работ, отношение к учебной деятельности и т.д.).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература

Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г. Кинелева. – М.: НИИ ВО, 1995. – 352 с.

Джуринский А.Н. Педагогика России: история и современность. Монография / А.Н. Джуринский. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. – 320 с.

Захаров, И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. – 240 с.

История педагогики и образования: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с.

История российского образования в документах и материалах (XI – XVIII вв.): Научное издание / Мос. пед. гос. ун-т; [составители, авторы предисловия, вводных статей и примечаний А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров]. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 592 с.

Лукацкий, М.А. Педагогическая наука: история и современность: учебное пособие / М. А. Лукацкий. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 448с.

Образование в Москве: История и современность/ Авт. кол.: И.Ф. Юшин и др. Ред. кол.: Л.И. Кезина. – М.: Мосгоархив, Моск. учебник, 2006.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в./ Отв. ред. М.Ф. Шабаева. – М.: Педагогика, 1973

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989

Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1998.- Т. 1 – 1993; Т. 2 – 1998.

б) дополнительная литература

Дополнительная литература

Й - 5-й модули.

Андреев, А. Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. – М., 2005

Антология педагогической мысли в России XVIII в. – М., 1985

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства. – М., 1985

Бобровникова, В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова / В.К. Бобровникова. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1961. -184 с.

Богданов А. П. Борьба за организацию Славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. - 1989. - № 4. - С. 128-133.

Верже Ж. Средневековый университет: учителя// Alma mater (Вестник высшей школы)// 1997.-№2.- С.43-46.

Вишленкова, Е.А. Норма и девиация в Казанском университете в первой половине XIX века/ Е.А. Вишленкова // Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. А.П. Репиной. - № 5. – М.: ИВИ РАН, 2003. – 145 – 166.

Вишленкова, Е.А. Рождение «подлеца», или Стилистика биографического жанра в России / Е.А. Вишленкова // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 5. Специальный выпуск: Историческая биография и персональная история. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – С. 360 – 379.

Вишленкова, Е.А., Галлиуллина, Р.Х., Ильина, К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 656 с.

Гайденко, В.П., Смирнов, Г.А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении / В.П. Гайденко, Г.А. Смирнова. – М.: Наука, 1989. – 352 с.

Зверев, С.В. Новые материалы о русских студентах в Любеке в начале XVII в. / С.В. Зверев // Иноземцы в России в XV – XVII веках / Под общей редакцией А.К. Левыкина; Ред. кол.: Ю.Н. Звездина, В.Р. Новоселов, С. П. Орленко (отв. ред.). – М.: «Древлехранилище», 2006. – С.260 – 269.

История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения: Учеб. пособие / Под ред. Т.Н. Маргулис. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 531 с.

Киселева, М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености / М.С. Киселева. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 472 с.

Ларионов А.А. «Университетская автономия» в московской Славяно-греко-латинской академии / А.А. Ларионов // Вестник Московского университета. – Серия 8 «История». – 2010. - №3. – С. 27 – 39.

Лим, С.Ч. Особенности становления японского студенчества в период Мэйдзи / С.Ч. Лим // Диалог со временем. 48. – М.: ИВИ, 2014. – С. 194 – 215.

Пенчко, Н.А. Основание Московского университета / Н.А. Пенчко. – М.: Издательство Московского университета, 1953. – 192 с.

Пономарёва, В. В., Хорошилова, Л. Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII - началоXX века. – М., 2006

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие/ Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. – М.: Изд-во РОУ, 1996. – 416 с.

Сердюцкая О.В. Преподавательская служба в Российской империи второй половины XVIII в. / О.В. Сердюцкая // Вопросы истории. – 2008. - №10. – С. 99 – 113.

Сысоева Е.К. Московский университет и общеобразовательная школа в XVIII – начале ХХ в. / Е.К. Сысоева // Вопросы истории. – 2008. - № 6. – С. 118 – 127.

Университет для России: Т.1 Взгляд на русскую культуру XVIII столетия; под редакцией В.В. Пономаревой и Л.Б. Хорошиловой. – М.: Русское слово, 1997. – 352 с.

Фараль, Э. Повседневная жизнь в эпоху Людовика Святого: пер. с фр. М.Ю. Некрасова / Э. Фараль. – СПб.: Евразия, 2009. – 432 с.

Феофанов, А.М. Студенчество Московского университета XVIII – первой четверти XIX века / А.М. Феофанов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 253 с.

Фонкич, Б.Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке / Б.Л. Фонкич. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 296 с. – (Россия и Христианский Восток. Библиотека; Вып.7).

Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею, 1755 – 1855 / С.П. Шевырев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 581 с.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Мультимедийное оборудование. Банк мультимедийных презентаций. Опорные конспекты. Раздаточный материал для деловых игр. Учебно-методические материалы для магистрантов (тематика выступлений и рефератов, список литературы и электронных ресурсов, аннотация курса и его краткое содержание).

Наши рекомендации