Самообучающиеся организации.
Исследуется в орг-ции в 2х вариантах для обеспечения
1) Модель организации для развития посредством постоянного обучения и самообучения персонала.
2) Для обозначения реального типа современной организации т.к они трансформируются путем постоянного обучения и переобучения персонала.
Самообучение орг-ции. Описание идеи модели.
Самообучающаяся компания для описания реальной орг-ции в рамках вышеназванной модели.
Теория самообучения орг-ции сформировано в 2 половине 80х начала 90х
Сама проблема начала использоваться в 50-е годы специалистом который начинал работать в рамках системного подхода.
Основное классическое понимание СО принято «петля двойного обучения»
Признаками «петли» является то, что наряду с обычным для любой орг-ции обязательством обучения персонала является предпосылкой для ее деятельности.( первая петля обучения)
Модель предл. вторую петлю обучения: представляет собой организационный и сознательно управляемый процесс рефлексии Первичные действия и самообучение всех сотрудников.
Рефлексия - это самоанализ. Оно анализирует первичное обучение чтобы дополнять его внутренними проблемами самой орг-ии
Питер Сенге выпустил свою книгу «5 дисциплин» 1990г искусство и практика самообуч. орг-ций, в этой книге он описал весь накопленный опыт.
Согласно Питеру Сенге есть 5 дисциплин, необходимо практиковать
в любой организации, каждому человеку, чтобы перейти в статус развивающегося и обучающегося.
1) Достижения и поощрения личного мастерства.
2) Создание общего виденья будущего.
3) Поощрения командного обучения.
4) Осознание и исследование когнитивных моделей и хар-тик усвоения.
5) Объединяющая: развитие способностей системно мыслить.
Личное мастерство:
1) Эта дисциплина побуждает людей постоянно помогать прояснить для самих людей что им важно, собственную концепцию.
В тоже время они должны постоянно переоценивать то, как идут дела сейчас, т.е. текущую ситуацию.
2) Эта дисциплина концентрироваться на общих идеях, она позволяет открыть навыки, необходимые организации для достижения желаемого будущего.
Развивает в коллективе принципы общей деятельности, которые должны привести их в это общее будущее.
Целое становится больше суммы частей каждого индивидуума, открывает доступ к коллективному мышлению. Учитывает энергию для достижения общих целей.
4) Эта дисциплина размышления и исследования, нацеленная на достижение более точного понимания тех установок, которые влияют на мышление и поступки людей.
Убеждения и верования активно влияют на наше мышление, они могут помешать нам продолжить обучение.
Их исследование и анализ создает пространство для применения.
5) Когнитивные процессы – познавательные процессы.
Объединяет все предыдущие. Эта дисциплина дает возможность людям лучше осознать свою взаимосвязь, ситуацию изменения и стабильности, учит управлять силами, определяет последствия их действий в особенности обучения взрослых «андрагогика».
Андрагогикараздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Каппом.
Способность к обучению у человека сохраняется долго, у человека кривая способности к учебе спадает очень медленно от 18 до 22.
Обучаемый являющийся совершенствовавшейся личностью ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправления.
· Взрослый человек обладает ЗУН
· Взрослый ищет скорейшее применение полученным ЗУН
· Процесс обучении в значительной степени определяется временными, пространственным, бытовыми, социальными факторами, либо ограничивает, либо способствует ему.
· Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучаемого на всех этапах
Основное положение андрогогики в том, что ведущую роль в процессе играет обучаемый
Основные методы:
· Дискуссии
· Деловые игры
· Кейсы
Какие принципы андрогогики существуют на современном этапе
1. принцип приоритетности самостоятельного обучения
Как его можно реализовать
-необходимо подготовка состава
-программа обучения
2. Принцип совместной деятельности группы и преподавателя (нужно выявить потребности)
3. принцип использования имеющегося жизненного опыта, прежде всего социального и профессионального, использование ЗУН
- благодаря активным методам обучения
-индивидуальная работа
-диалог, направленный на взаимную передачу информации и знаний
4. корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний
5. принципы индивидуального подхода
С учетом социально- психологических характеристик. Ограничения могут налагаться деятельностью, свободным временем, финансовыми ресурсами.
6. Принцип элективности обучения. Предоставление обучающему свободы выбора форм, методов, источников, средств, сроков времени, места обучения, оценивания результатов обучения.
7. Принцип рефлективности. Основана на сознательном отношении к обучению, что является главной частью самомотивации обучающего.
8. Принцип востребованности. Результат обучения к практической деятельности обучающегося. Применение знаний, умений в хоз. деятельности предприятия.
Таким образом, перед планированием и организацией обучения необходимо исследование и анализ деятельности предприятия.
9. Принцип системности обучения. Заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам и оценке результатов.
Системность можно понимать и как систематичность, систематичность – непрерывность, результативность обучения. Причем с учетом результатов предыдущего обучения.
10. Принцип актуальности результатов обучения. Скорейшее использование результатов обучения. Этот принцип очень связан с предыдущими.
11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, создание способности к самообучению, достижение нового в процессе практическом деятельности человека.
Чтобы максимально эффективно достичь целей андрагогики, нужно деление по различным возрастным категориям.
Соц. науки выделяют 3 основные категории:
1.до 25
2. от 25-45 лет
3. свыше 45
1) Делятся на 2 группы:
-имеющие проф. Образование
-не имеющие
2) Развитие и реализация потенциала.
3)Определенный соц. и профессиональный статус требует адаптивный по характеру обучения. Невозможно без взаимодействия с другими категориями. Необходимо взаимообучение.
Для каждой категории необходимо определить методы взаимодействие.
Особенности взрослых учащихся:
1.Потребность в обосновании
2. Потребность в самостоятельности, опора на жизненный опыт людей.
3. Назревшая необходимость.
4. Практическая направленность.
Вопросы на контрольную:
Виды обучения
Принципы
Организация обучения
Потребность в обучении
Эффективность обучения