Детскость как интегральная черта детей дошкольного возраста.

Дополнительная литература

1. Дворяшина Н.А. Феномен детства в творчестве русских символистов (Ф.Сологуб, З. Гиппиус, К. Бальмонт). Монография. – Сургут, 2009.

2. Дементьева И. Детство в преобразующемся обществе // Педагогика. -1998. - № 2. - С. 121-123

3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

4. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры //Дошкольное воспитание. 1997. № 3-4.

5. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий //Вопросы психологии. – 2001, № 2.

6. Кудрявцев В. Т. Культурно - исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. — Т. 19.- № 3. - 1998.

7. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития //Вопросы психологии. – 2001, № 2.

Учебно-исследовательские задания:

1. Подготовить реферат по теме (на выбор).

2. Презентация или защита реферата.

Занятия 4-5. Тема «Нормативное регулирование деятельности учреждения дополнительного образования детей» (4 час.)

Задание: изучите нормативные документы, определите назначение каждого для регулирования деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Порядок выполнения работы:

1. Изучите содержание документа.

2. Зафиксируйте его название, сроки утверждения, структуру.

3. Определите и зафиксируйте уровень (международный, федеральный, региональный, локальный), назначение документа в регулировании деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Вопросы для анализа:

1. Каково название документа?

2. К какому уровню относится документ (международный, федеральный, региональный, локальный)?

3. Где, кем и когда он утвержден?

4. Какова структура документа?

5. Что регулирует данный документ в деятельности учреждения дополнительного образования детей?

Требования к содержанию и оформлению отчета:

Отчет должен быть представлен либо в виде текста, с зафиксированными вопросами и ответами, либо в виде сравнительной таблицы с параметрами, основанными на перечисленных выше вопросах.

Дополнительная литература

1. Профессиональный стандартПедагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.

2. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 23.12.2012 г. № 273.

3. Приказ МОиН РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» от 17.10.2013 г. , № 1155.

4. ПриказМОиН РФ от 22 сентября 2011 года N 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373».

5. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 г.г.» (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148 р).

6. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей (Приказ МОиН РФ от 26.06.2012 г. № 504 г).

7. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., 2001.

8. Голованов В.П. Методика работы педагога дополнительного образования детей. – М., 2002.

9. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. – М., 2002.

10. Дополнительное образование детей/ под ред. О.Е. Лебедева. – М., 2000.

11. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей/под ред. А.В. Мудрика. – М., 2004,

в разделах, посвященных деятельности учреждений дополнительного образования детей, их нормативному регулированию.

Занятие 6. Тема «Основные ценности дополнительного образования» (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Образование как целостная система.

2. Образование основное и дополнительное – взаимодополняющее единство.

3. Основные ценности и функции дополнительного образования.

4. Психолого-педагогические условия реализации дополнительного образования.

5. Дополнительное образование – пространство развития активности и самодеятельности ребенка.

Учебно-исследовательские задания

1. Назовите основные характеристики образования.

2. Охарактеризуйте вариативное образование.

3.Мотивируйте взаимодополняющее единство основного и дополнительного образования.

4. Дайте свое понимание дополнительного образования.

5. «Нарисуйте» картину деятельности ребенка, являющегося субъектом в системе дополнительного образования.

Занятие 7. Тема «Учреждение дополнительного образования» (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Учреждения дополнительного образования как один из элементов системы образования.

2. Виды учреждений дополнительного образования.

3. Способы и формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования.

4. Связи учреждений дополнительного образования с другими образовательными учреждениями.

5. Общеобразовательная школа в составе учреждения дополнительного образования.

6. Международные связи учреждений дополнительного образования.

7. Личность педагога УДОД.

Основная литература

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. - М, 2001.

2. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. ред. О.Е. Лебедева. – М., 2003.

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование. Словарь-справочник. – М., 2002.

Учебно-исследовательские задания

1. Составьте сравнительную таблицу «Учреждение дополнительного образования и общеобразовательная школа»

Линии сравнения Учреждение дополнительного образования Школа
     

2. Составьте схему «Связи учреждений дополнительного образования». Подумайте, какие виды связей должны быть отображены в этой схеме.

3. Охарактеризуйте какую-либо конкретную сеть учреждений дополнительного образования. Подумайте, какие параметры вам надо использовать для характеристики сети таких учреждений.

4. Проанализируйте развитие конкретного учреждения дополнительного образования по следующей таблице:

1. Показатели развития 2. …….год 3. ……….год
4. Вид учреждения дополнительного образования. 5. Специфические функции 6. Детский контингент 7. Педагогические программы 8. Детские объединения 9. Кадры 10. Материальные ресурсы 11. Финансовые ресурсы, их источники 12. Связи с другими учреждениями доп. образования 13. Связи с другими учреждениями образования 14. Связи с другими организациями 15. Международные связи 16. 17.

5. Подготовьте текст выступления на методическом объединении педагогов Вашего профиля «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования». В своем выступлении рассмотрите вопросы:

- Каковы наиболее важные, на Ваш взгляд, составляющие профессиональной компетентности;

- Каковы условия, способствующие, по Вашему мнению, повышению профессиональной компетентности?

Обоснуйте свои позиции. Приведите конкретные примеры повышения профессиональной компетентности педагога, используя литературные источники, личный опыт, опыт коллег.

6. Предложите учебную программу стажировки молодых специалистов, по которой Вы будете работать одну неделю как руководитель стажировки. Обоснуйте выбор проблемы стажировки. Покажите конкретные способы разрешения этой проблемы. Сформулируйте критерии, по которым можно было бы оценить эффективность данной формы повышения квалификации педагогов.

Занятие 8. Тема «Педагогические программы дополнительного образования детей» (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Образовательная программа и учебный план учреждения дополнительного образования детей.

2. Программа развития учреждения дополнительного образования детей.

3. Учебные программы.

4. Досуговые программы.

Учебно-исследовательские задания

1. Выполнить и защитить проект.

Примерные темы проектов:

· Анализ социального заказа на образовательные программы УДО.

· Социально-педагогические функции программ дополнительного образования.

· Реализация познавательных потребностей детей в педагогических программах УДО.

Занятия 9-10. Тема «Педагогические технологии дополнительного образования детей» (4 час.)

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие педагогическая технология. Классификация технологий дополнительного образования детей.

2. Обобщенные социально-воспитательные технологии (КТД, игровые).

3. Обобщенные рационально-образовательные технологии (личностно-ориентированного, проектного, проблемного, блочно-модульного, ТРИЗ обучения).

Наши рекомендации