К семинарским и практическим занятиям

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Б 1.В.ОД 3 «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс 1, семестр 1

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование (магистратура)
Квалификация выпускника: Магистр
Направление подготовки: (указывается код и наименование)
Направленность (профиль) образовательной программы: (указывается при наличии)
Тип образовательной программы: Программа (магистратуры)
Форма обучения: (очная)
Срок освоения образовательной программы: (2 года)

Нижневартовск

2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по освоению курса

1. Составьте хронологическую таблицу по истории конкретного учреждения дополнительного образования, отражающую основные этапы его развития.

2. Подготовьте реферат по проблеме Детства.

3. Каковы основные характеристики образования?

4. Каковы особенности вариативного образования?

  1. Каковы предпосылки возникновения дополнительного образования в нашей стране?
  2. Охарактеризуйте внешкольное образование в нашей стране во второй половине 19 века.
  3. Роль внешкольного образования в развитии внешкольной работы с детьми?
  4. Формы и методы внешкольного образования во второй половине 19 века?
  5. Теоретическое обоснование внешкольного образования в трудах педагогов-внешкольников 19 –начала 20 вв.
  6. Когда начинают формироваться первые внешкольные учреждения? Кто является их организатором?
  7. Чем занимались общества «Сетлемент» и «Дневной приют для приходящих детей», созданные С.Т. Шацким и его коллегами? Чем отличалась от них колония «Бодрая жизнь»?
  8. Теоретические взгляды С.Т. Шацкого на внешкольную работу с детьми.
  9. Почему система внешкольных учреждений продолжает свое развитие после смены власти в России в 1917 году?
  10. Какие учреждения внешкольной работы с детьми появляются в России после 1917 года?
  11. Е.К. Медынский о внешкольной работе.
  12. По каким направлениям формируется система внешкольной работы с детьми в 20-е – 40-е годы 20-го века?
  13. Какие задачи решали учреждения дополнительного образования в дореволюционный период? Изменились ли они после октября 1917 года? Какие из задач остались актуальными сегодня?
  14. Охарактеризуйте развитие внешкольных учреждений в России в 50-е – 80-е годы 20-го века.
  15. Как меняются статус и направления деятельности учреждений дополнительного образования в 90-е годы 20-го века?
  16. Сравните определения «внешкольная работа» и «дополнительное образование». Что изменилось?
  17. Когда и в связи с чем осуществляется переход от внешкольной работы к дополнительному образованию в нашей стране?

22. В чем заключается взаимодополняющее единство основного и дополнительного образования?

23. Каково Ваше понимание дополнительного образования?

24. «Нарисуйте» картину деятельности ребенка, являющегося субъектом в системе дополнительного образования.

25. Какие основные группы педагогических кадров выделяет О.Е. Лебедев?

26. В чем специфика содержания деятельности каждой группы?

27. Какие должности относятся к каждой группе?

28. Каковы цели деятельности педагога дополнительного образования, педагога-организатора и методиста? Функции их деятельности?

29. Какова документация педагога дополнительного образования и педагога-организатора?

30. Какова структура и назначение каждого документа?

31. Спланируйте культурно-досуговое мероприятие, отберите содержание материала, исходя из принципов моделирования культурно-досуговой программы.

32. Проанализируйте одно из культурно-досуговых мероприятий, проведённых вами или вашими коллегами, используя схему анализа досугового мероприятия.

33. Представьте развернутую характеристику той программы, которая имеется у Вас. К какому типу досуговых программ относится Ваша программа? Сделайте экспертную оценку программы по следующей схеме:

- насколько программа соответствует (по содержанию, видам деятельности, игровым ситуациям) возрастным психолого-физиологическим особенностям детей (участников программы) их познавательным, творческим интересам и потребностям?

- насколько значимы проектируемые цели программы для развития личности ребенка (интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, физическое)?

- каким образом опыт участия в программе обогащает структуру свободного времени ее участников?

- описаны ли в программе технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей?

- какие рекомендации по совершенствованию программы могут быть предложены ее разработчикам?

34. Какие программы, на ваш взгляд, привлекают в учреждение дополнительного образования старшеклассников?

Наши рекомендации