Дошкольного возраста. Система и виды игр в обучении детей дошкольного возраста, и их роль в деятельности педагога.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены мно­гие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Другие исследования определяют особенности, место и значе­ние дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Значение игры в художественном воспи­тании детей раскрывается в исследованиях Н.А. Ветлугиной, Н.П.

Для ребенка игра – это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, свойственные миру взрослых.

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Сначала это действия с игрушками, заменяющими настоящие вещи. Расширение содержания игры и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, в уме).

Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в уме создаёт основу для дальнейшего перехода к сложным формам мышления, творчества. В игре развиваются физические силы ребёнка (становится твёрже рука, гибче тело, вернее глаз), сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатывается у ребят организационные навыки, развиваются выдержка.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примерами игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относятся так же развивающие, интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые.

Исследования, проведенные под руководством А. П. Усовой, раскрыли значение игры как средства формирования детского об­щества, как формы организации жизни детей.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. Поэтому при организации игры особое внимание обращается на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.д.

Наиболее полноценно игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр: твор­ческих, подвижных, дидактических.

Даже в дидактическую игру дети играют не ради того, чтобы научиться чему-нибудь. Совер­шенствование знаний, развитие познавательных способностей яв­ляется сопутствующим процессом, незаметным для ребенка, со­вершается непреднамеренно.

Содержание и характер обучения оказывают влияние на содержание и развитие игры.

Игра связана и с трудом. Один из. видов труда детей — руч­ной труд— связан с игрой непосредственно. Овладение детьми ручными умениями к старшему дошкольному возрасту значительно повышает их самостоятельность в игре. В соответствии со своими замыслами дети могут не только подобрать готовые игрушки, но и изготовить недостающие из бумаги, дерева, картона, природного материала.

Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Принципы обучения.

Проблему принципов обучения М.А. Данилов, М.Н. Скаткин.

В системе педагогических категорий принципы занимают одно из ведущих мест. При этом следует заметить, что образовавшаяся в процессе развития дидактической науки система принципов говорит о том, что номенклатура самих принципов постоянно расширяется. Особенностью этой системы является то, что входящие в нее дидактические принципы имеют внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность.

Принципы отражают педагогическую концепцию, законы и закономерности обучения. Они же указывают на цель, сущность, содержание, структуру обучения и позволяют использовать их в качестве регулятивных норм практики.

Дидактические принципы, как понятие, выступают преимущественно в своей гносеологической функции в исследованиях ученых - дидактов, «принцип обучения» же – в функции практической у педагога-практика. В первом случае понятие является результатом научного познания, во втором – исходным пунктом, концентрированным выражением этого познания. Преобразующая функция принципа обучения сказывается в способах деятельности, приемах, процедурах обучения, конструировании и программировании учебного процесса: содержании, методах, организационных формах.

принципов обучения:

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

принцип научности содержания и методов учебного процесса;

принцип систематичности и последовательности в овладении содержанием образования;

принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя;

принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного;

принцип доступности обучения;

принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

принцип связи обучения с жизнью;

принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов обучения.

Данная система описана в педагогике, изданной под редакцией П.И. Пидкасистого, но эти же принципы, по сути, описаны и в других учебных изданиях и пособиях, в том числе и по дошкольной педагогике. Все входящие в эту систему принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, хотя и неоднозначны. Каждый из принципов несет в себе собственное содержание, отражающее определенную тенденцию учебного процесса. Вся система принципов, будучи реализована, влияет на их взаимное содействие, тем самым, способствуя гармоничности учебного процесса.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на решение целей всестороннего, гармонического развития личности, куда входит не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие нравственных, эстетических качеств, формирование отношения к труду, познавательной деятельности, социально-значимого поведения.

Принцип научности Требованиями этого принципа были провозглашены обязательная научная достоверность сообщаемых знаний, раскрытие сущности изучаемых явлений, Принцип систематичности и последовательности ориентирует на усвоение системных знаний. Имеется в виду установление связей между элементами изучаемого, единство элемента и системы, части и целого. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся опирается на положение,. Принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного часто называют «золотым правилом» дидактики. Принцип доступности обучения выступает регулятором меры трудности при усвоении учащимися нового материала. Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся требует на фоне формирования позитивного отношения к учению прочного усвоения знаний, осознания их необходимости. Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения обеспечивается разумным сочетанием разнообразия

Наши рекомендации