Раскрыть особенности и динамику развития ребенка дошкольного возраста. Объяснить роль игры, как ведущей деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Дошкольное детство. Исследуются познавательные процессы, ведущие виды деятельности этого возраста, особенности психических функций, а также психологическая готовность ребенка к обучению в школе и развитие личности.

Кризис 7 лет. Изучают социальную ситуацию развития, формирование самооценки и самосознания

Кризис семи лет (6,5-7,5лет) Игровая деятельность. Минусы: кривляние, обидчивость, плаксивость, спор со старшими, фантазирование и лживость, уход из дома или дет.сада. Положит: потеря детской непостредственности, обобщение переживаний и возникновение внутр. психич. жизни; внутр. позиция школьника; появл. адекватной самооценки, что ведет к возникновению «чувства ученика».

Выход из кризиса- появл. потребности занять значимую соц.позицию. С ребенком нужно разговаривать и объяснять ему почему ему запрещают что-то.

Кризис семи лет

Ребенок «уже недошкольник и еще не школьник».

Кризис характеризуется в первую очередь утратой непосредственности и наивности. Это происходит в связи с недостаточной дифференцированностью внутренней и внешней жизни, поведения и деятельности. Ребенок начинает капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. Ребенок уже не одинаков внешне и внутри. Дифференциация внешнего и внутреннего мира — главная черта.

Смысловое восприятие — это когда человек одновременно воспринимает что-то и обобщает, называет предмет (смысловое обозначение вещей).

Ребенок семи лет начинает не тоько радоваться, он и осознавать, что он рад, не только злиться, но и сознавать себя злящемся, т.е. у него возникает осмысленная ориентировака в собственных переживаниях. Это вносит черты в кризис:

1. Переживания приобретают осмысленность, от этого изменяется весь их характер и отношение ребенка к самому себе.

2. У ребенка возникаиет обобщение переживаний, логика чувств (если он что-то переживает неоднократно, он обощает это, «делает вывод» о каком-то своем качестве. Это означает складывание подлинной самооценки, системы запросов к себе.)

Возникают новые конфликты — конфликты внутренних переживаний, и ребенок начинает осознавать свои переживания.

Новообразования- как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи.

Для изучения развития важно изучать не только два основных компонента — среду ребенка (социальную, в первую очередь) и его конституцию — а также отношение ребенка к среде. Важно соотносить, когда какие элементы среды влияют (и изменяют свое влияние) на ребенка.

Единица изучения речи и мышления — значение слова (оно не принадлежит ни собственно речи, ни собственно мышлению).

Единица изучения личности и среды — переживание (оно вызывается не только средой и не только особенностями личности — это их общее, объединяющее — их единица). В переживании даны и особенности среды, и особенности личности.

В критических возрастах происходит смена переживаний ребенка.

Причина кризиса — особенности внутреннего развития ребенка. Однако внутреннее развитие всегда представляет собой в итоге единство внутренних и личностных моментов. Новый шаг в развитии определяется предыдущими шагами, всем тем, что усложнилось и развилось на предыдущих стадиях. Сущность кризиса — перестройка внутреннего переживания. Она коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде — в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребенка.

Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей — это основной момент при переходе от возраста к возрасту.При этом меняется и среда, т. е. отношение ребенка к среде. Иное начинает интересовать ребенка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребенка, если сознание понимать как отношение ребенка к среде

30. Раскрыть сущность и динамику психического развития младших школьников. Охарактеризовать особенности развития психологических новообразований детей младшего школьного возраста.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В 7 лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.

На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системой анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений связана с еще не сформировавшимся наблюдением. Наблюдение быстро формируется в системе школьного обучения.

Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень – уровень произвольного наблюдения.

Память отличается ярким познавательным характером. Начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания.

Особенности: детям проще запоминать материал на основе наглядности; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1) преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2) дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.

Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения – переходу к обучению в средних классах.

Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели. У них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, т. е. формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы. Значимым является отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование – умение управлять собственным поведением, т. е. саморегуляция поведения.

До того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т. д.).

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий. С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

Наши рекомендации