Классификация активных методов обучения
Вариант 1. (Лившиц А. Л. Методические указания по классификации методов активного обучения / А. Л. Лившиц, Ю. М. Порховник, С. Р. Гидрович. – Ленинград: ЛИЭИ, 1986)
Активные методы обучения
имитационные
неимитационные
- проблемные лекции
- проблемные семинары неигровые игровые
- тематические дискуссии - имитационные - разыгрывание
- мозговая атака (штурм, эстафета) упражнения ролей
- МАСТАК-технология - групповой тренинг - деловые игры
- групповая консультация - индивидуальный (учебные аттес-
- педагогические игровые упражнения тренаж (учебный тационные,
- презентация тренажер, автома- учебные блиц-
- олимпиада тизированные игры, учебные
- научно-практическая конференция обучающие системы) мини-игры;
- ситуационные проектировоч-
методы (case study) ные; исследо-
(кейс-технологии, вательские;
анализ конкретных организацион-
ситуаций) но-деятель-
ностные игры поисково-апробационные и инновационные)
- игровое проектирование
- игровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды; компьютерные деловые игры)
Пояснения:
1) Неимитационные – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности
2) Метод активного социологического тестирования, анализа и контроля (МАСТАК) разработан Р.Ф. Жуковым и впервые применен в 1971 году в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности. МАСТАК-технология заключается в разработке и применении пособий, разработанных с использованием метода мозговой эстафеты, содержащих рекомендации по совершенствованию стиля работы в определенных должностях и видах деятельности, например, «МАСТАК-первокурсник», «МАСТАК-диссертант», «МАСТАК-молодой преподаватель» и т.д.
Вариант 2. (разработчик А. М. Смолкин)
Активные методы обучения в вузе
неимитационные имитационные
- лекция вдвоем
- лекция с запланированными
ошибками игровые неигровые
- лекция-пресс-конференция - деловая игра - коллективная
- эвристическая беседа - производственные мыслительная
- поисковая лабораторная ситуации деятельность
работа - педагогические задачи - ТРИЗ-работа
- учебная дискуссия - ситуация-инсценирование - анализ
- самостоятельная работа с различной деятельности конкретных
литературой ситуаций
- семинары - разбор почты
- стажировка на рабочем месте
[1] Зарукина Е. В. Активные методы обучения : рекомендации по разработке и применению : учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.