Семинар № 5. Классификация основных методов обучения психологии. Типология активных методов обучения.

  1. Классификация основных методов обучения психологии.
  2. Характеристика познавательной деятельности студентов и учащихся на занятиях по психологии.
  3. Методы закрепления учебного материала.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие три группы методов выделяют по источнику получения знаний и умений?
  2. Охарактеризуйте особенности устных и письменных методов словесного обучения
  3. Какими способами можно демонстрировать наглядность?
  4. Перечислите и охарактеризуйте практические методы обучения психологии.
  5. В чем состоит дистанционное обучение?

Источники из карты методического обеспечения. [7.1.1, 7.1.2,7.1.3,7.1.4,7.1.5]

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. ГИЦ Владос. 2004. http://iprbookshop.ru
  2. Стоюхина Н.Ю. Методика преподавания психологии. М.: Флинта, 2009. http://iprbookshop.ru
  3. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин. М.: Флинта, 2011. http://iprbookshop.ru
  4. Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания специальных дисциплин, Логос, 2007. http://www.biblioclub.ru
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. Питер.: СПб. 2012. http://www.biblioclub.ru

При изучении данной темы следует прочно усвоить характеристики основных методов обучения психологии.

Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.

Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов (книг, учебников и учебных пособий, раздаточных материалов). Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд специальных приемов. Основными из них являются следующие:

-конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;

-составление плана текста (простого или сложного);

-составление тезисов — краткое изложение основных идеи прочитанного текста;

-цитирование — написание дословных выдержек из текста;

-аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитанного;

-рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу;

-составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного материала;

-составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.

Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.

Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:

1. лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;

2. выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;

3. решение психологических задач;

4. упражнения;

5. групповая дискуссия;

6. дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.

Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.

Методы программированного обучения предполагают перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.

Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий:

-в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;

-в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;

-в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов и полилогов между участниками группы по совместному решению

Наши рекомендации