Применение активных методов обучения в процессе обучения студентов в Казахстанско-Российском Университете

Согласно целям и задачам нашего исследования были разработаны и проведены лекционные и практические занятия на базе Казахстанско-Российского Университета по дисциплине «Общие основы педагогики», которые были разработаны согласно государственному стандарту и в соответствии с рабочей учебной программой (см. приложение № 1).

Нами были разработаны лекционные и практические занятия. Приведем образцы некоторых занятий с использованием активных методов обучения. Так, например, по теме «Сущность педагогического процесса, его общие закономерности и принципы», форма организации «лекция-визуализация». (См. приложение №2) Целью данного лекционного занятия явилось, через визуальную форму изложения учебного материала повысить степень мыслительной активности студентов. Научить их видеть в сущность изучаемых явлений, преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания учебной информации. Сформировать у студентов профессиональное мышление.

Во время проведения лекции часть учебного материала предлагалась студентам в виде схем, которые являлись наглядной опорой при изложении нового материала. Так схемы выполняли роль носителей информации, что позволяло сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных, ключевых моментах содержания лекции, способствовало его пониманию и усвоению. Схемами студенты могли пользоваться во время сдачи зачетов и экзаменов.

Следующая лекция проводилась с использованием коллективной мыслительной деятельности по теме «Теоретические вопросы теории обучения». (См. приложение №3) Цель лекции активизировать знания студентов полученные ранее. Научить проводить анализ, синтез, обобщение; внимательно слушать ответы своих сокурсников и работать в сотрудничестве; доказывать свою точку зрения и формулировать выводы.

В начале лекции для повторения пройденного материала по теме «Сущность педагогического процесса», студентам было предложено дать определение понятию «педагогический процесс», т.к. тема данного занятия тесно связана с этим термином. Для ответа студентам были розданы карточки с изображением «экрана монитора», на котором даны слова в хаотичном порядке, из которых нужно составить определение. На выполнение задания давалось не более 3 минут. После того, как студенты дали определение, мы перешли к рассмотрению темы данного занятия. В середине занятия, где говорилось об основных критериях дидактики, студентам была предложена игра «футбол». С целью дать им возможность снять психологическое и физическое напряжение в месте с тем повторить знакомые термины. Игра проходила следующим образом: написанные на отдельных листах бумаги понятия (знания, умения, навыки, цель, содержание и т.д.), были скомканы в один «мяч», который бросается одному из студентов. Тот разворачивает первый лист, зачитывает написанное на нем понятие и дает ему определение, после этого «мяч» перекидывается другому студенту и так всем по очереди. Затем мы перешли к рассмотрению дальнейших вопросов данной темы лекции.

Также при чтении темы «Общие закономерности развития, его возрастные и индивидуальные особенности» нами была использован метод лекции-беседы. (См. приложение №4) Целью денного занятия было активизировать мышление студентов с помощью задаваемых вопросов, чтобы студенты самостоятельно могли прийти к выводам и обобщениям новой учебной информации. Указать важность обсуждаемой темы, для того чтобы повысить интерес и степень восприятия материала. Научить владеть устной речью.

В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Тогда как во время традиционной формы проведения лекционного занятия студенты чаще всего механически записывают, излагаемую монологически, преподавателем учебную информацию. Вопросы во время лекции задавались таким образом, чтобы привлечь внимание студентов к наиболее важным аспектам темы, активизировать знания студентов полученные ранее, научить их видеть взаимосвязь между учебными предметами.

В начале лекции на задаваемые вопросы студенты отвечали неуверенно, с недоумением, боясь ошибиться. Так, например, студентка Ольга К. на поставленный вопрос ответила: «У нас сейчас не практическое занятие, а лекция». Это показывает, что студенты не привыкли к ведению диалога на лекционных занятиях. Т.к. чаще всего идет монологическое изложение, а даже если и задаются вопросы, то преподаватель обычно сам же на них и отвечает. После того как было объяснено, что существуют различные формы организации лекционных занятий, студенты постепенно приняли такую форму изложения учебного материала, стали более активны, не боялись высказать свою точку зрения, шли на взаимодействие с преподавателем. Такая форма проведения занятия студентам понравилась, вызвала положительную эмоциональную реакцию к принятию учебного материала. Что указывает на то, что цель, поставленная нами перед началом занятия, была достигнута.

По этой теме нами было проведено практическое занятие в форме «Блок-опроса». (См. приложение №5) С целью закрепления, повторения и проверки знаний полученных на лекции. Также научить студентов внимательно слушать выступления друг друга, сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы; сформировать аналитические способности; развить навыки самоуправления.

Перед занятием студенты должны были самостоятельно подготовить вопросы, которые были обсуждены и сгруппированы для проведения «Блок-опроса». В начале занятия группа студентов была разделена на четыре подгруппы: 1-информационную, 2-творческую, 3-коррекции и 4-эксперты. Студенты первой подгруппы сообщали теоретическую информацию; второй – приводят практические примеры; третьей – выполняют функции преподавателя уточняет, дополняет и подводит итог высказанной информации; четвертая – оценивает ответы других подгрупп в баллах по таблице. Расположение студентов лицом друг к другу. Все студенты по очереди принимали участие в каждой подгруппе, поэтому каждый студент получил объективную оценку своих знаний. Занятие проходило на высоком уровне активности, студенты проявляли навыки самоуправления, учились работать коллективно, т.к. находились в зависимости друг от друга.

По теме «Система народного образования в Республике Казахстан» проводилось в форме «Пресс-конференции». С целью развитию творческого, профессионального общения, познавательной мотивации при использовании самостоятельно полученных знаний. До занятия студентам сообщалась тема «Пресс-конференции», был дан список литературы и предложено заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы. На другой день вопросы были собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы, при необходимости дополнены. К практическому занятию студенты самостоятельно подготовили ответы на вопросы. Перед началом «Пресс-конференции» группа студентов была разделена на две подгруппы: журналистов и научных деятелей (2-3 человека). Студенты сидели лицом друг к другу, преподаватель находился среди журналистов. Студенты, выступавшие в роли журналистов, задавали вопросы научным деятелям, которые давали как можно более полные ответы. Каждый из студентов выступил в роли научного деятеля. Преподаватель оценивал ответы и участие каждого студента. Такая форма была интересна студентам, занятие проходило на высоком уровне активности. Даже если некоторые из студентов были не подготовлены, проявлялась взаимоподдержка и взаимопомощь. Они охотно принимали игровые роли, проявляя свои творческие способности. Учились формулировать свои мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать и корректно, аргументировано отвечать на вопросы.

Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Общение происходит на деловой основе. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами. В частности к числу важнейших видов этих методов относится проблемная лекция, которая была описана нами выше.

Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы сложившейся в школе и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности.

Заключение

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. [35] Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки.

Выводы

1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности в современный период.

2. Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов вуза.

3. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.

4. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.

5. В результате использования активных методов в вузовском учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.

1 Способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

2 Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Рекомендации Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов в процессе вузовского обучения наряду с традиционными методами, использовать активные методы обучения. Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно. При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности. При использовании активных методов обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности студентов, определяя индивидуальный подход к студентам. С целью формирования профессиональных умений и навыков рекомендуем учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения. Использование рассмотренных нами активных методов обучения допускает их аналогичное использование по другим дисциплинам психолого-педагогического цикла. Использование активных методов обучения позволяет преподавателю создать положительный микроклимат в группе, что будет создавать атмосферу свободного общения занятии. Таким образом, можно сказать, что использование активных методов обучения в вузе эффективно сказывается на подготовке специалистов.   ЛИТЕРАТУРА 1. Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985 2. Барсукова . Блиц игры в системе преподавания педагогики. // Дошкольное воспитание №11 1991 3. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986 4. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000 5. Борисова Н.В. Контекстное обучение в системе повышения квалификации // Непрерывное образование: методология и практика. Серис: в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М.: «Знание», 1990 6. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Игра в обучении лекторов. М.: «Знание», 1989 7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983 8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991 9. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982 10. Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // «Вопросы психологии» № 5 1987 11. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: «Знание», 1987 12. Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 1990 / М. «Знание». 13. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991 14. Государственный стандарт 15. Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 1961 16. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001 17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986 18. Дакупин Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 1993 19. Дидактика средней школы. / Под ред. Сластенина М.Н. М., 1982 20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000 21. Ильин Е.П. Умение и навыки: нерешенные вопросы // «Вопросы психологии» № 2 1986 22. Комплексная деловая игра. Под ред. Абрамова И.Г. и др. // «Мысль» М., 1991 23. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 1980 24. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991 25. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986 26. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991 27. Матюшкин А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977 28. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980 29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 30. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975 31. Педагогическая энциклопедия. М., 1968 32. Педагогика / Под ред. Нойнера Г., Бабанского Ю.К. М., 1984 33. Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И. М., 1996 34. Педагогика / Под ред. Харламова И.Ф. М., 1997 35. Петровский А.В., Ярошевский М.В. Психология. М., 2000 36. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991 37. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 1998 38. Психология и педагогика. / Под ред. Николаенко В.Н., Залесов Г.Н., Андрюшина Т.В. и др. Москва – Новосибирск, 2000 39. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991 40. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. Матирко В.И. М.: «Высшая школа», 1991 41. Скадкин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980 42. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991 43. Стефановская Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе. М., 2000 44. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Москввва – Ростов на Дону, 1999. Стр. 439 45. Сулейменова Г.Е. Принципы построения и проведения деловых игр // «Семья и детский сад», Май – июнь 2000 46. Филатов О.К. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов на Дону, 1997 47. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1987 48. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998 49. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995 50. Чошаков М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М., 1996   © 2003 - Alan N. Po, PhD © 2003 - Е. Н. Погребная

Наши рекомендации