Раздел 2. Текст. Функциональные стили
Содержание учебной дисциплины и методические указания по темам.
Русский язык и культура речи
Семестр
Общие методические указания
Основной формой учебной работы студента – заочника является самостоятельная работа над изучаемым предметом в межсессионный период. В межсессионный период необходимо:
1. Подобрать учебную литературу (смотрите прилагаемый список). 2.Организовать изучение тем программы в соответствии с рабочими планами. Прочитать методические указания по теме. Составить конспект по вопросам рабочего плана.
Содержание учебной дисциплины и методические указания по темам.
Раздел 1. Язык и речь
Методические указания
Студент должен знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли.
Признаки, характеризующие язык и речь, хорошо освещены в рекомендуемой литературе.
Язык как система имеет свою функцию — он является средством общения.
Речь — это язык в действии, это воплощение и реализация языка, то есть использование всех элементов языка и связей между ними. Речь существует в двух формах — устной и письменной.
Устная речь создается в момент говорения, поэтому основным ее признаком является неподготовленность, импровизация.
Речь служит средством выражением мыслей и чувств человека.
Речь имеет конкретного автора, а у языка нет одного конкретного автора, он создавалсявеками и менялся с течением времени.
Студент должен знать качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
Правильность речи¾ это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.
Правильность речи ¾ это основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи.
Чистота речи— это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение. Чистая речь — это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т.Богатство речисвязано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.
Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.
Точность речи¾ это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов он хотел выразить.
Логичность речипредполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.
Логичная речь — это речь, не противоречащая законам логики, законам мышления.
Выразительнойназывается та речь, которая способна не только поддерживать внимание или интерес читателя, но и усиливать эффективность воздействия речи на адресата.
Выразительная речь — это речь, с помощью которой говорящий достигает своих целей. Поэтому в каждом стиле и жанре существует своя выразительность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.
2. Чем устная речь отличается от письменной?
3. Дайте определение понятиям «язык» и «речь».
4. Назовите сферы использования языка и речи.
5. Перечислите функции языка и речи.
6. Чем отличается речь правильная и хорошая?
7. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них
Раздел 2. Текст. Функциональные стили
Методические рекомендации
Студент должензнать функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; различать описание научное, художественное, деловое.
Студент должен знать функциональные стили литературного языка (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный). Функциональные стили литературного языка хорошо освещены в рекомендуемой литературе.
Студент долженуметь продуцировать разные типы речи; создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студента.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках и открытиях пишутся научным стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировке, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном имеют публицистический стиль; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне и т. д .