Текст. Функциональные стили речи.

Рабочая тетрадь

По учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

Содержание

Пояснительная записка_______3

Фонетика. Орфогрвфия._________4

Лексика. Фразеология.____________________5

Словообразование.__________________________________________8

Грамматические нормы. Морфология.__________________________9

Синтаксис. _________________________________________________12

Текст. Функциональные стили речи.___________________________ 15

Нормы русского правописания._______________________________ 19

Справочные материалы._____________________________________ 25

Литература для студентов.____________________________________31

Методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Русский язык и культура речи», охватывает все основные нормы современного русского литературного языка. Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов, в том числе для обучающихся по индивидуальным учебным программам.

Пояснительная записка

Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать партнера. С учетом требований к подготовке специалистов разного профиля работа по усвоению дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов. Проблема профессиональной речевой ориентации студентов может быть частично решена путем организации преподавателем выполнения упражнений по закреплению языковой нормы. Одной из форм такой работы является индивидуальная самостоятельная работа студентов в рабочей тетради.

Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» представляет собой учебное пособие для студентов. Его основная цель – путем практических упражнений формирование языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущего специалиста.

Работа студентов в рабочей тетради предполагается как на учебных занятиях, так и самостоятельно, в виде домашнего задания. Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по определенным разделам дисциплины.

Упражнения составлены по следующим разделам курса:

Фонетика. Орфоэпия –вариативность произношения гласных и согласных звуковв заимствованных словах; усвоение акцентологической нормы и вариантов ударения; работа с орфоэпическим словарем.

Лексика. Фразеология –отбор профессиональной лексики на основе анализаучебной литературы по дисциплинам СПО, работа с лексическим и толковыми словарями.

Словообразование –словообразовательный анализ и подбор новыхпрофессиональных слов, образованных с помощью современных словообразовательных элементов.

Морфология –упражнения с трудными случаями образования грамматических формчастей речи Синтаксис –синтаксический разбор предложений,анализ и подбор синтаксических

синонимов, имеющих стилистическую окраску и профессиональную направленность.

Стилистика –анализ публицистических,научных,официально-деловых текстов,содержащих профессиональную лексику; составление текстов разного типа с освещением будущей профессии.

Нормы русского правописания –упражнения по орфографии и пунктуации.Завершают пособие разделы: «Справочные материалы», «Краткий словарь делового человека». Справочные материалы представляют собой краткие теоретические справки по наиболее трудным случаям языковой нормы и ее вариантам. Даются по всем разделам пособия. «Краткий словарь делового человека» поможет будущему специалисту правильно оформлять деловые бумаги. Система упражнений разработана в соответствии с требованиями ГОС СПО, примерной программой, Рабочей программой.

Фонетика. Орфоэпия.

Цель: формирование умений фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать варианты орфоэпических норм, правильно пользоваться словарями.

Студент должен знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Студент должен уметь в речевой практике пользоваться орфоэпическими нормами.

Упражнение № 1

Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю. Устно объясните значение данных слов.

Валовой, оптовый, ценовой, договор, доллар, дотация, квартал, маркетинг, маркетолог, менеджер, менеджмент, обеспечение (финансовое), прибылей (прибыль), средства, документ, вложить (деньги) – вложу – вложил, инкассо, процент, экспансия (банков).

Упражнение № 2

Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Подчеркните слова, в которых допустимы два акцентологических варианта. Составьте с последними словосочетания.

Договор, квартал, одновременно, маркетинг, аналог, афера, оптовый, депозит, депонент, премировать, бронировать, маркировать.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________________________________

Упражнение № 3

Запишите орфоэпические варианты данных слов. Произнесите в соответствии с орфоэпической нормой. Пользуйтесь орфоэпическим словарем.

Бартер, бизнес, бизнесмен, дебет, девальвация, деноминация, дефицит, супермен, смета, менеджер, импортер, платежный, компьютер, прогресс, регресс, ксерокс, пейджер, пейджинг, программа, ассортимент, ассигнование, колоссальная прибыль, информационный бюллетень, брутто-оборот, миллион, миллиард, килограмм.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________________

Упражнение № 4

Образуйте все формы кратких прилагательных и страдательных причастий, поставьте в них ударения. Отметьте случаи колебания в постановке ударений. Сделайте вывод о закономерностях постановки ударения в данных грамматических формах.

Дешёвый________________________________________________________________

Близкий_________________________________________________________________

Быстрый_________________________________________________________________

Важный_________________________________________________________________

Годный__________________________________________________________________

Богатый_________________________________________________________________

Введенный_______________________________________________________________

Начатый_________________________________________________________________

Принятый________________________________________________________________

Погруженный____________________________________________________________

Лексика. Фразеология.

Цель: формировать у студентов правильное отношение к усвоению той профессиональной лексики, без которой в современных условиях обновления всех сфер жизни нельзя обойтись, учить использовать эту лексику в речевых ситуациях.

Студент должен знать особенности словоупотребления профессиональной лексики (иноязычных слов), определенных нормами литературного языка.

Студент должен уметь отбирать профессиональную лексику на основе анализа научных и публицистических текстов; составлять словосочетания, предложения, тексты с использованием профессиональной лексики; работать с терминологическими словарями и словарями иноязычных слов; находить и исправлять речевые ошибки.

Упражнение № 1(различение паронимов)

Выберите и подчеркните правильный вариант.

Я считаю, что (база – базис) для (экономических – экономных – экономичных) реформ

– малые предприятия. (Развитие – развитость) малого бизнеса (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее, и (бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. Мы верим, что с (ростом – возрастом) объемов малого бизнеса начнется (воскрешение – воскресение) нашей экономики.

Упражнение № 2

Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова. Внесите, где необходимо, изменения.

1) Мы должны думать о путях повышения эффекта производства._________________________________________________________

2) Эффективное управление экономикой имеет огромное значение для стабилизации ситуации в стране. _________________________________________________________

3)Дизайн этого компьютера довольно эффективен.____________________________

4) Автор работы эффектно доказывает, что компьютеризация должна стать основным направлением технического прогресса во всех областях производства.____________________________________

Упражнение № 3

Составьте предложения со следующими омонимами. Пользуйтесь толковыми словарями.

Акция_____

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Боны______

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гриф______

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Банк______

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ставка_____

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Плата_____

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Долг______

_____________

_____________

Упражнение № 4

Сравните следующие словосочетания. Определите, какие значения выделенных слов в них представлены. Составьте предложения. Пользуйтесь словарями.

Товарный дефицит – дефицит бюджета; топливный кризис – кризис общества - экономический кризис; партнер в танце – экономический партнер; торговый баланс – водный баланс – часовой баланс – активный баланс, деликатный человек - деликатный вопрос, инвестиционный климат – сибирский климат; налоговая политика – активная политика.

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Упражнение № 5

Объясните значение следующих слов. Составьте с ними словосочетания. Пользуйтесь толковыми и терминологическими словарями.

Риэлтор_________________________________дилер______________________________

Эмиссия_______________________________инвестор____________________________

Бартер__________________________________ваучер_____________________________

Инфляция_______________________________паблисити__________________________

Конверсия_______________________________стагнация__________________________

Эмбарго_________________________________дивиденды_________________________

Упражнение № 6

Запишите 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашей профессии. При затруднении обращайтесь к толковым словарям и терминологическим словарям.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Упражнение № 7

Составьте связный текст из пяти-шести предложений об актуальных экономических и социальных процессах в России, употребляя следующие слова и их формы:

Компенсация, криминогенный, Конституция РФ, электорат, коммерческий, компания, бюджетный, конкурентоспособный, кризисный, инвестиция, рентабельность, компенсация.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Упражнение № 8

Найдите в данных словосочетаниях нарушение речевой нормы. Запишите словосочетания в исправленном виде. Обращайтесь к толковым словарям.

Прейскурант цен____________________________________________________________

Промышленная индустрия__________________________________________________

Сто пятьдесят рублей денег__________________________________________________

Сервисное обслуживание___________________________________________________

Дешевые цены_____________________________________________________________

Кратко резюмировать______________________________________________________

В апреле месяце___________________________________________________________

Свободная вакансия________________________________________________________

Перспективы на будущее__________________________________________________

Главная и основная цель производства_______________________________________

В конечном итоге______________________________________________________

Дефекты и недостатки_____________________________________________________

Коллеги по профессии____________________________________________________

Внести поправки и коррективы_______________________________________________

Информационное сообщение______________________________________________

Упражнение № 9

Найдите в данных фразах нарушение лексической нормы. Запишите предложения в исправленном виде.

Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из неё в большом количестве.________________________________________________________________

__________

Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

__________

______

Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

__________

_________

Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

__________

__________

Только в нашем супермаркете самые дешёвые цены на бытовую технику.

__________

__________

В Москве открылся фирменный магазин всемирно известной фирмы.

________

Услуги сервиса здесь выше всяких похвал.

__________

Наше совместное сотрудничество должно принести плоды.

__________

Открылось совместное предприятие, выпускающее тридцать тысяч штук изделий.

__________

__________

Все это затрудняет предсказание точного прогноза развития экономики.

__________

Упражнение № 10

Распределите приведенные ниже фразеологизмы по группам, поставив в скобках индекс – 1,2 или 3. При затруднении обращайтесь к фразеологическому словарю русского языка.

Нейтральные(1), Книжные(2), Разговорные и просторечные (3).

Переоценка ценностей ( ), ходячая энциклопедия ( ), бить баклуши ( ), нет худа без добра ( ), кот наплакал ( ), пригвоздить к позорному столбу ( ), поворачивать оглобли ( ), родиться в сорочке ( ), родиться под счастливой звездой ( ), ободрать как липку ( ), глас вопиющего в пустыне ( ), не ударить в грязь лицом ( ), губа не дура ( ), очертя голову ( ), вкушать плоды ( ), курам на смех ( ), валять дурака ( ), шито белыми нитками ( ), путеводная звезда ( ), пустить козла в огород ( ), чучело гороховое ( ), семеро одного не ждут ( ), терновый венец ( ), сизифов труд ( ), отдать должное ( ), держи карман шире ( ), выносить сор из избы ( ), сесть в галошу ( ), плыть по течению ( ), валять дурака ( ), выйти из себя ( ), семи пядей во лбу ( ), переливать из пустого в порожнее ( ), говорить по существу ( ), белая ворона ( ), яблоку негде упасть ( ), ахиллесова пята ( ), вавилонское столпотворение ( ).

Словообразование

Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современного словообразования.

Студент должен знать способы словообразования, особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.

Упражнение № 1

Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные слова:

Коммерциализация_______________________долларизация_______________________

Децентрализация_________________________рыночник__________________________

Бюджетник______________________________банкир____________________________

Сверхприбыль___________________________прорыночный_______________________

Кредиторский___________________________финансист__________________________

Налоговый______________________________биржевик___________________________

Банкомат_______________________________Госкомстат__________________________

Ваучеризация___________________________кредитор____________________________

Дебитор________________________________задолженность______________________

Обязательство___________________________подотчетный________________________

Бездифицитный__________________________государственный___________________

Экономический__________________________телекоммуникация___________________

Агропродукция__________________________эквивалентный______________________

Упражнение № 2

Определите, от каких двухсложных наименований образованы следующие слова. Какие из этих слов употребляются людьми вашей профессии и в какой речевой ситуации? Подчеркните эти слова.

Безналичка_________________________________________________________

Распечатка_________________________________________________________

Пятиэтажка________________________________________________________

Неучтенка_________________________________________________________

Пятитонка________________________________________________________

Маршрутка________________________________________________________

Визитка___________________________________________________________

Зачетка____________________________________________________________

Безнал_____________________________________________________________

Высотка___________________________________________________________

Напряженка________________________________________________________

Пятидневка________________________________________________________

Читалка___________________________________________________________

Нарезка___________________________________________________________

Кредитка__________________________________________________________

Платежка__________________________________________________________

Упражнение № 3

Проверьте по словарю значения перечисленных ниже аббревиатур. Расшифруйте их. Составьте с данными существительными словосочетания, показав их род. Образуйте (если возможно) производные от аббревиатур слова.

МРОТ_______

ГКО________

ГНС_________

НДС_________

МВФ_________

АО___________

ЧП___________

АПК_________

ЕСН_________

НП__________

Госкомстат_________________________________________________________

Внешторгбанк______________________________________________________

Банкомат__________________________________________________________

Грамматические нормы

Морфология

Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям морфологической нормы современного русского языка.

Студент должен знать основные морфологические нормы современного русского языка.

Студент должен уметь употреблять грамматические нормы слов в соответствии с литературной нормой; выявлять грамматические ошибки в тексте.

Упражнение № 1

Определите род приведенных ниже несклоняемых имен существительных. Определите значение этих слов. Составьте словосочетания: прилагательное плюс существительное.

Эмбарго_______________________________инкассо____________

Брутто_____________________________________нетто___________________

Рантье_____________________________________авизо___________________

Шоу-бизнес________________________________бюро__________________

Вибрато___________________________________прокси__________________

Евро______________________________________протеже_________________

Упражнение № 2

Определите род приведенных ниже сложных имен существительных. Поставьте существительные в Р. п., ед. ч.

Брутто-оборот________________________________________

тонна-километр_______________________________________

Предприятие-банкрот________________________________

Микро-процесс_________________________________________

шоу-бизнес__________________________________________________

Экспресс-информация_____________________________________

Интернет-сайт_______________________________________

Бизнес-вумен_________________________________________

бизнес-клуб__________________________________________________

Записка-расчет_________________________________________________

карточка-справка_______________________________________________

Меню-требование____________________________________________

Упражнение № 3

Приведенные ниже существительные мужского рода поставьте в И. п., мн. ч., выбирая варианты окончания

–ы (-и) или –а (-я). При затруднении пользуйтесь словарями.

Бухгалтер , вексель______, инженер_______, договор______, квартал______,

инспектор______, маклер______, дилер_____, сектор______, отдел_____, табель_____, отпуск____, торг______, менеджер_____, сорт_____, директор______, шофер____, счет_____, пропуск______, тормоз_______, месяц________

Упражнение № 4

Напишите имена числительные словами.

Ревизию надо закончить к 01.09.2008 г.

_________

__________

__________

__________

Работы по строительству метро в Митино закончатся до 2010 г.

_________

__________

Протяженность линий метро достигла 173 км, а автобусных и троллейбусных линий –

4300км.____

__________

__________

__________

В апреле 1998 г. на московском и санкт-петербургском рынке труда, по данным газеты «Форум карьер», требовались специалисты экономических профессий._________________________________________________________________

__________

Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 ч. до 93 мин., т. е. производительность труда выросла в 8,1 раза.

__________

__________

__________

__________

Умелый сборщик за смену (9 ч.) собирал около 40 магнето.

__________

__________

Упражнение № 5

Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.

Мы уже сейчас (хотеть)________________понять закономерности действия рынка. Собрание выбирает комиссию и (уполномочить)_____________________ её составить проект резолюции. Скоро я (учредить)_______________свою собственную фирму. Родители (платить)______________за ребенка в детский сад по 500 рублей в месяц. Документы (положить, класть)_____________на место. Мы были довольны тем, что (избегнуть)______________ очередной ревизии. Пока я не (убедиться)________________ в бесполезности этого занятия, я его не оставлю.

Упражнение № 6

Тест

Укажите ошибку в образовании формы слова

Банки консервов, в двух тысяч первом году, семеро смелых, лечащий врач

Укажите ошибку в образовании формы слова

В пятистах шагах, пять килограммов, более красивее, без комментариев

Укажите ошибку в образовании формы слова

Опытные бухгалтера, худший вариант, девятьюстами тридцатью шестью студентами, поезжайте завтра

Укажите ошибку в образовании формы слова

В обоих ведомостях, страннейшая ситуация, налоговые инспекторы, положи в папку

Укажите ошибку в образовании формы слова

Менее красивая вещь, семеро работниц, большие очереди, килограмм вафель

Укажите ошибки в образовании формы слова

К тремстам граммам, две пары носков, страховые полиса, проверив отчет

Укажите ошибку в образовании формы слова

Три пары чулок, зимние месяца, двадцать пять граммов, в снегу

Синтаксис

Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей устной и письменной речи требованиям современной синтаксической нормы.

Студент должен знать синтаксический строй предложений, синтаксические синонимы, основные синтаксические нормы современного русского языка.

Студент должен уметь на практике применять знания по синтаксису.

Упражнение № 1

Данные словосочетания сгруппируйте по двум вариантам: 1. разговорный; 2. стилистически нейтральный. Отметьте примеры особого управления (глагольного или именного), принятого в профессиональной речи.

Контроль над производством – контроль за производством; по окончании работ – по окончанию работ; продавать за три рубля – продавать по три рубля; говорить за средства производства – говорить о средствах производства; затраты по производству

– затраты для производства; разговор насчет аванса – разговор про аванс – разговор относительно аванса; выручка с реализации – выручка от реализации; прибыль отпродаж – прибыль с продаж; управлять производством – управление производством – управление над производством; спад экономики – экономический спад.

Разговорный вариант Стилистически нейтральный вариант

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Упражнение № 2

Составьте и запишите всевозможные сочетания существительных со следующими предлогами:

Благодаря, согласно, в целях, вопреки, по причине, насчет, в течение, в продолжение, вследствие, в связи, ввиду.

Образец: благодаря спросу, развитию, компьютеризации, решению.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

________________________

Упражнение № 3

Вставьте правильное окончание.

1) Благодаря инициатив____рабочих план выполнен досрочно.

2) Монтажные работы проводились вопреки правил_____техники безопасности.

3) Руководитель предприятия поступил согласно предписани____.

4) Согласно приказ_____директора предприятие перешло на круглосуточную работу.

5) Вопреки бытующе____мнени____фирма выполнила работу в срок.

6) Носильщики устремились к вагонам по прибыти______поезда.

7) Во избежани_____аварий учите правила дорожного движения.

8) По окончани____школы он поступил в техникум.

9) Это случилось по недоразумени_____.

10) По выход____на пенсию она оставила производство.

Упражнение № 4

Образуйте словосочетания с данными в скобках словами.

Заплатить (проезд)_____________________

оплатить (проезд)______________________

удивляться (результаты)________________

контроль (выполнение)_________________

сообщить (приезд)_____________________

обрадован (исход дела)__________________

заведующий (отдел)____________________

управляющий (банк)____________________

предостеречь (ошибка)__________________

предупредить (опасность)________________

удостоен (награда)_____________________

характерно (эти работники)________________

согласиться (предложение)______________

рецензия (статья)_________________________

соревноваться (право участвовать в конкурсе)____________________________

Упражнение № 5

Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения распространенными определениями, выраженными причастными оборотами. Объясните невозможность замены.

1) Для бухгалтеров и налоговых служб реальны только те затраты, которые были действительно осуществлены.

________

________

_____

2) О том, что бухгалтер – профессия модная, свидетельствует и популярная песня Алены Апиной «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», которую с упоением поют люди разных поколений.

________

________

____

3) Дивиденд – это часть прибыли акционерного общества, которая подлежит распределению среди акционеров в расчете на простую или привилегированную акцию.

________

________

____

4) Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

________

________

____

5) Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот производственный план.

________

________

_____

6) Фильм, который недавно вышел на экраны, посвящен молодежи, которая стремится принять активное участие в новом движении.

________

________

____

7) Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами.

________

________

____

Упражнение № 6

Замените придаточные обстоятельственные предложения обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, а деепричастный оборот – придаточным обстоятельственным предложением. Прокомментируйте характер стилистического варианта.

1) Президент сделал первый шаг, уволив чиновников, которые обесценили российскую валюту.

________

________

____

2) Так как пользователи компьютеров – люди образованные, они составляют даже словари компьютерного сленга.

________

________

____

3) Если вы пользуетесь профессиональным жаргоном, то соблюдайте меру.

________

________

____

4) Купив акцию, вы будете получать гарантированную, но довольно скромную прибыль.

________

________

______

Упражнение № 7

Выберите предложение с нарушением употребления деепричастного оборота. Запишите правильный вариант.

1) Рассматривая свежую почту, мое внимание привлекло письмо от фирмы-поставщика.

_______

_______

_____

2) Побывав на производственной практике, мне многое пришлось пересмотреть в своей курсовой работе.

_______

_______

_______

___________________________________________________________________

3) Применяя оба рассмотренных здесь способа оплаты счетов, каждый из них может быть использован на практике.

_______

_______

____

4) Как мне стало легко, узнав от преподавателя, что экзамен перенесли!

_______

___________________________________________________________________

5) Читая этот рассказ, создается впечатление, что автор сам был бухгалтером.

_______

_______

6) Предприниматели, создавая собственные фирмы, должны следить за тем, чтобы не выйти из бюджетной границы предприятия.

_______

_______

___________________________________________________________________

Упражнение № 8

Выберите и подчеркните правильный вариант. Обратите внимание на согласование подлежащего со сказуемым.

1. Несколько сотрудников (отказалось, отказались) от сверхурочной работы. 2. Меньшинство сотрудников (проголосовало, проголосовали) против. 3. Сто сорок один депутат (участвовал, участвовали) в работе сессии. 4. Тысяча человек (отправилась, отправились) на переподготовку. 5. Много сотрудников этого предприятия (прошло, прошли) переподготовку в связи с требованиями, предъявляемыми к современному специалисту. 6. Три заявления о приеме на работу (лежало, лежали) в отделе кадров. 7. Многие студенты нашего техникума (работали, работало) летом на производстве. 8. Еще один ряд предложений (возник, возникли) у главного инженера. 9. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило, защитили) курсовой проект. 10. Тридцать два человека (работало, работали) на новом объекте. 11. (Прошло, прошли) полтора часа. 12. На строительство нового объекта (получен, получено) миллион долларов.

Текст. Функциональные стили речи.

Цель: актуализация теоретических знаний, систематизация и обобщение сведений о тексте, стилях современного русского языка.

Студент должен знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка.

Студент должен уметь на практике определять принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям профессиональной подготовки студентов.

Упражнение № 1

Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста. Составьте план текста. Сформулируйте и запишите основной тезис.

Почему на Руси банкам жить нелегко

Трудно представить, что частные коммерческие банки стали возникать в России лишь в начале XIX века. До этого сто лет в стране существовала государственная монополия на выдачу кредита – одолжить деньги можно было только в императорских банках.

Лишь в 1809 году в городе Слободском Вятской губернии купец К. А. Анфилов учредил вполне современный по своим принципам «Первый городской общественный Анфилова банк». И эта «провинциальная банковская революция» нашла широкий отклик в стране. Ёе активно поддержал адмирал Николай Мордвинов как президент Императорского Вольного экономического общества.

Но сдвинуть корабль банковской реформы с места адмиралу все же не удалось: слишком сильно Министерство финансов боялось появления конкурентов на рынке кредитных операций.

И лишь в начале 60-ых годов XIX века ситуация начала меняться, когда:

1. нарастание железнодорожного строительства потребовало развития акционерных обществ и совершенствования их банковского обслуживания;

2. железные дороги оживили торговлю и привели к окончательной победе денежного, рыночного хозяйства над натуральным;

3. в стране образовались огромные сбережения (в 1860 году их сумма была крупнейшей в мире – более 1 миллиарда рублей);

4. на пост министра финансов пришел сторонник коммерческих банков Михаил Рейтерн.

И в 1863 году при поддержке Рейтерна и по инициативе управляющего Госбанком России Евгения Ламанского было учреждено Петербургское общество взаимного кредита (эго здание существует в городе и по сей день).

С этого момента развитие частного коммерческого банковского дела пользовалось в стране постоянной поддержкой и было окружено заботой государства. Стоит указать в этой связи на то, что, стартовав в банковском деле на много веков позже европейских стран, Россия к концу 70-ых годов XIX века уже опередила их в некоторых аспектах. Например, Российская империя на 50-60 лет опередила все промышленно развитые страны в деле создания банковского законодательства, приняв «Кредитный устав» - часть «Свода законов» страны. Основной целью уникальных по тому времени банковских законов России было «уменьшение пагубных последствий дурного ведения банковских операций», т. е. создание условий для повышения доверия к банкам со стороны населения. И все же бурного расцвета банков России пережить не довелось: за 1860-1914 годы в стране было учреждено лишь 77 банков, тогда как в других странах их число измерялось сотнями, а в США – тысячами.

Возможно, что положение изменилось бы в дальнейшем, но этого нам знать не дано: в 1917 году развитие частного банковского дела в стране было запрещено, а все банки были национализированы. В годы советской власти банки просто выполняли функцию государственной денежной кассы и работали на основе кредитного плана. В нем

жестко расписано: сколько денег каждое предприятие должно взять у обслуживающего его банка в кредит и на какие цели, а банку указывалось, сколько денег он, в свою очередь, должен выдать каждому обслуживаемому им предприятию и под какой процент.

А поскольку руководство коммунистической партии вообще считало товарно-денежные отношения «пережитком капитализма», который должен отмереть по мере продвижения к коммунизму, то и к банковскому делу (обслуживающему этот «пережиток») отношение было крайне пренебрежительным. Это привело к тому, что, например, в СССР до конца 80-ых годов вообще не было банковского законодательства. Первые законы о банках были приняты лишь в 1990 году. С этого времени началось трудное строительство новой системы российских частных коммерческих банков. И сегодня молодая банковская система России уже играет большую роль в экономике страны, хотя у нее масса проблем и не меньше недостатков.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________

Упражнение № 2

Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста. Составьте план текста. Сформулируйте и запишите основной тезис.

Тюльпаномания по-голландски.

Какие фантастические истории могут происходить на рынке при обгоняющем росте спроса по сравнению с предложением, можно увидеть на примере «тюльпанного безумства», охватившего Голландию в 1630 году.

Никто до сих пор не знает точно главную причину, из-за которой цветок, привезенный в Европу за 80 лет до того и спокойно красовавшийся на клумбах зажиточных граждан, внезапно стал предметом бешеного спроса. Но факт остается фактом – с 1630 года цены на луковицы тюльпанов, подгоняемые спросом, стали быстро повышаться, и этот неуклонный рост быстро привлек внимание всей страны.

Голландцы вскоре смекнули, что такое устойчивое удорожание невзрачных цветочных луковиц создает прекрасные условия для превращения их в куда более красивые золотые монеты.

И для этого даже не надо изучать таинственную науку алхимию. Достаточно просто купить побольше луковиц, а потом продать их, когда цена еще поднимется. Эта нехитрая комбинация, именуемая обычно спекуляцией, стала повальным увлечением и горожан, и крестьян.

В итоге возник механизм самоподстегивающегося спроса. Действительно, чем больший спрос люди предъявляли на луковицы тюльпанов, тем выше поднимались их цены. А чем выше поднимались их цены, тем больше была прибыль цветочных спекулянтов и тем отчетливее голландцы понимали: дело-то верное, зевать нельзя и надо покупать луковиц побольше и поскорее! Так спрос подстегивал цены, а цены – спрос.

Поэтому цены луковиц достигли поднебесной высоты. Сохранившиеся документы свидетельствуют: за луковицу платили до 2500 гульденов. А на такую сумму в то время можно было купить 2 воза пшеницы, 4 воза сена, 4 откормленных быка, столько же откормленных свиней, 12 взрослых овец, 4 бочки пива, 2 бочки сливочного масла, 500 килограммов сыра, кровать, костюм и серебряный кубок.

В этой ситуации купцы за бесценок распродавали свои склады, чтобы побыстрее выручить наличные деньги и пустить их на покупку тюльпанов. Те же, кому денег не хватало, одалживали их у банкиров и ростовщиков с уверенностью, что легко расплатятся потом из «цветочных прибылей».

И вдруг рынок «лопнул» - на очередном аукционе выставленная на продажу луковица принесла хозяину только 1000 гульденов вместо ожидаемой суммы в 1250 гульденов. И этой новости, облетевшей всю страну, хватило для того, чтобы люди сразу испугались и начали спешно сбывать свои «драгоценные» луковицы. Но их уже никто не хотел покупать по столь высоким ценам.

Иными словами, предложение резко превысило спрос, а, как мы уже знаем, в такой ситуации равновесная цена начинает снижаться. В Голландии же цены тюльпанов просто «рухнули», и люди, еще вчера чувствующие себя богачами, вдруг оказались нищими: многие из них купили луковицы на одолженные деньги, а вернуть-то долг было нечем!

Увы, печальный опыт голландцев не излечил человечество от стремления к быстрому обогащению за счет рискованной игры на колебаниях цен. Правда, со временем люди придумали более изощренные формы такой игры и научились несколько снижать опасность разорения при неудачных спекуляциях.

_______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

_________________________

Упражнение № 3

Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложений. Определите и докажите стилистическую принадлежность текста.

В ответ на Ваш запрос о дивидендах по акциям предприятия «Форум» и по акциям инвестиционного фонда сообщаем следующее. В 1999 году значительные инвестиции (более 500 млн. рублей) были направлены на модернизацию предприятия на приобретение нового оборудования и технологий «ноу-хау». В связи с этим в 2000 году выплата дивидендов акционерам будет временно приостановлена так как вся прибыль предприятия «Форум» пойдет на развитие производства.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________

Упражнение № 4

Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложений. Определите и докажите стилистическую принадлежность текста.

Один из самых выдающихся философов в истории науки о человеческом обществе воспитатель знаменитого императора Александра Македонского Аристотель ввел термин «экономика» составив его из двух греческих слов «эйкос» - хозяйство – и «номос» - закон. Так что «экономика» в переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

________________________

Упражнение № 5

Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложения. Определите и докажите стилистическую принадлежность предложения.

Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью (далее ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставной капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

_______________________________

__________________________

Упражнение № 6

Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так, чтобы одна и та же ситуация воспринималась слушателем: а) положительно, б) отрицательно. Используйте слова с положительной или отрицательной окраской.

Меня приняли на работу в прест

Наши рекомендации