Вопрос. Стилистические нормы СРЛЯ (общая характеристика, основные случаи нарушения нормы). Стили произношения. Функциональные стили современного русского языка: определение и краткая характеристика.

Сти́ль произноше́ния (фонети́ческий стиль[1]) — разновидность произношения с той или иной дифференциальной экспрессивно-оценочной функцией[1].

Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению произносительных вариантов. В разговорном стиле, нейтральном со стилистической точки зрения, отсутствует столь выраженное стремление к безупречному произношению и возможны произносительные варианты (ср. рус. просят — [пpо́с’ут] и [про́с’ът])[2]. Может быть выделен и сниженный, просторечный стиль. Книжный и просторечный стили охватывают не всю лексику языка, а лишь некоторый её круг: для книжного стиля его составляют слова, относящиеся к сферам науки, техники, искусства, политики, для просторечного — лексика, принадлежащая к сферам быта, обиходной жизни. Охват двух названных стилей также неодинаков у разных носителей языка[3]:659.

Если различия произношения лежат исключительно в области фонетики[2], выделяют полный и неполный стили произношения. Полный стиль отличается отчётливым произнесением всех звуков, присущим медленному темпу речи, и характерен для публичных выступлений, речи дикторов. При неполном стиле звуки произносятся неотчётливо, редуцированно, что свойственно быстрому темпу речи.

Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий.

Научный стиль русского литературного языка наиболее четко прояв­ляется в организации речевой системы при общении людей в связи с необ­ходимостью выражения, передачи и сохранения научной информации.

Принципы объективности, абстрактности и логичности характеризуют важнейшие стилистические качества научной речи: безличность (бессубъ­ектность), обобщенность (отвлечение от частных, несущественных призна­ков) и подчеркнутую логичность изложения, которые и определяют выбор языковых средств.

Лексика научного стиля состоит из трёх пластов:

• Общеупотребительные слова, понятные и знакомые носителям языка.

• Общенаучная лексика, используемая в разных областях науки, например: проблема, вопрос, явление, предмет.

• Термины – ядро научного стиля, слова, точно и однозначно обозначающие понятия.

К терминам научного стиля учёные предъявляют ряд требований.

Постоянство значения в пределах данной отрасли науки; точность, четкость в определении термина; однозначность; отсутствие синонимов; систематичность в системе терминов, то есть наличие определённого места в данной области; краткость; внедрённость, то есть современность, интернациональность, благозвучие.

Публицистический стиль:

Иное социальное назначение и другие языковые особенности у публицистического стиля. Он используется в общественно-политической литера­туре, периодической печати, в политических выступлениях, речах на соб­раниях. Одной из важных сфер его применения является деятельность юристов.

Публицистический стиль, в отличие от других стилей современной литературной речи, выполняет социальную функцию воздействия (пропаган­ды и агитации), которая тесно переплетается с функцией сообщения. Ука­занное своеобразие стиля не могло не сказаться на его языковой специ­фике. Она проявляется в информативной насыщенности речи, конкретности, экспрессивности и эмоциональности изложения. По последнему признаку названный стиль четко противопоставлен официально-деловому.

Экспрессивность и эмоциональность изложения обусловлены задачей активного воздействия на аудиторию.

Официально-деловой стиль употребляется в официально-деловой сфере – в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом и т. п. Задача стиля – сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания. Официально-деловой стиль располагает своими жанрами: устав, кодекс, закон, указ, приказ, доверенность, расписка, акт, протокол, инструкция, заявление, отчет. Обычная форма реализации – диалог.

Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Его цель – нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателя и читателя.

Широко используют читатели язы...

Наши рекомендации