Функциональные разновидности языка и функциональные стили

Ни для кого не секрет, что в разных ситуациях мы говорим по-разному. Человек, желающий, чтобы его поняли, отбирает из всего многообразия языковых средств те, которые более всего соответствуют выполнению поставленной коммуникативной задачи. Конечно, выбор языковых средств во многом определяется уровнем речевой компетенции, социальными, интеллектуальными и иными особенностями, однако существуют определенные общие закономерности, которые позволяют в типовых ситуациях общения отбирать соответствующие языковые средства. Для любого носителя языка понятно, что, отчитываясь о проделанной работе перед начальством, он будет выбирать иные формы, чем говорят о том же самом в кругу друзей или в семье. Особенности языка, обусловленные типовой ситуацией общения, формируют функциональные разновидностями и функциональные стили. Функциональные разновидности и стили языка обуславливают его гибкость, многообразие возможностей выражения, варьирование мысли. Благодаря им язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, философскую мудрость, начертать законы, дать указания, отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа и в стихотворении – тончайшие оттенки человеческих эмоций.

Какие же существуют функциональные разновидности языка и какие требования с точки зрения культуры речи к ним следует предъявлять? В основе классификации Д.Э. Розенталя лежат важнейшие общественные функции языка: общение, сообщение, воздействие. Для реализации этих функций исторически сложились и офор­мились отдельные разновидности языка, характеризую­щиеся особыми лексико-фразеологическими, синтаксическими средствами. Эти разновидности называются функ­циональными стилями. Возникнув на экстра­лингвистической (внеязыковой) основе, будучи тесно свя­занными с содержанием, целями и задачами высказывания, стили различаются между собой внутриязыковыми призна­ками — принципами отбора, сочетания и организации средств общенационального языка. В соответствии с этим выделяются следующие стили; разговорный (функ­ция общения), научный и официально-дело­вой (функция сообщения), публицистический и литературно-художественный (функ­ция воздействия).

В последнее время пришли к выводу, что различия между сферами общения таковы, что использовать по отношению к ним одно общее понятие «стиль» нецелесообразно. Поэтому вводится понятие «функциональная разновидность языка». Наиболее распространена следующая типология:

Разговорная речь Язык художественной Функциональные стили

литературы а) официально-деловой

б) научный

в) публицистический

Как видно из подобной схемы, функциональные разновидности и стили речи выполняют различные функции, обслуживая различные ситуации общения. Понято, что различия между отдельными стилями весьма существенны. Так, научная речь нуждается в точных понятиях, деловая тяготеет к обобщенным названиям, художественная предпочитает изобразительность, образность. Однако стиль – это не только способ или манера изложения. За каждым стилем закреплен и свой круг тем, свое содержание. Разговорный стиль, как правило, ограничивается обиходными, бытовыми сюжетами, официально-деловая речь обслуживает суд, право, дипломатию, газетно-публицистическая речь тесно связана с политикой, пропагандой, общественным мнением, рекламой. Итак, каждый стиль, во-первых, отражает определенную сторону общественной жизни, имеет особую сферу применения, свой круг тем, во-вторых, каждый стиль характеризуется определенными условиями общения – официальными, неофициальными, непринужденными; в-третьих, каждый стиль имеет общую установку, главную задачу речи.

Функциональные стили выделяются на основе стилеобразующих факторов. Выделим некоторые из них: 1. доминирующая языковая функция, 2. форма общественного сознания, 3. основная форма речи, 4. тип речи, 5. тон речи

Функциональные стили Стилеобразующие факторы
1. 2. 3. 4. 5.
Научный. информация наука Письменная Монолог Нейтральный
Официально-деловой информация Правовое сознание Письменная Монолог Нейтральный, констатирующий, императивный
Публицистический Информация и воздействие Идеология и политика Письменная Монолог Обусловлен коммуникативной задачей
Разговорная речь Общение, обмен мнениями Обыденное сознание Устная Диалог, полилог Обусловлен ситуацией

Важно различать «литературный язык» и «язык художественной литературы», хотя эти понятия тесно связаны. Литературная речь – это речь подчеркнуто правильная, речь, в которой соблюдены все нормы, речь, богатая по форме и по содержанию. Язык художественной литературы – своеобразное зеркало литературного языка. Богата литература – богат и литературный язык. Не случайно создателями национальных литературных языков становятся великие поэты, писатели, например Данте в Италии, Пушкин в России. Великие поэты создают новые формы литературного языка, которыми затем пользуются их последователи и все говорящие и пишущие на этом языке. Истинно художественная речь предстает как вершинное достижение языка, в ней возможности национального языка представлены в наиболее полном развитии.



Наши рекомендации