Методы обучения, классификация. Традиционные и новейшие методы обучения, их взаимосвязь.
Под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования. Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями).
1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:
а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.
2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются:
а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).
3. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы: - беседы.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать про традиционные методы, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись ( Например: Перед учителе стоит задача научить первоклассника писать, конечно это можно сделать и на сенсорном экране, но ученик не достигнет полностью того чего хочет учитель). Стремительность, с которой меняется мир вокруг нас, приводит к тому, что многие знания, полученные нами в юности, к старости (или даже к зрелости) потеряют свою актуальность. Огромные массивы информации, с которой каждый день приходится иметь дело в современном (“информационном”) обществе, могут стать серьезным стрессом для человека, который не имеет навыков работы с ней. В настоящее время “новая образовательная парадигма, основанная на принципах непрерывности (“образование в течение всей жизни”), индивидуализации обучения, фундаментальности образовательных программ” в наибольшей степени реализована в так называемой “открытой системе образования” и, уже, в технологии дистанционного обучения. ДО реально дает возможность получения качественного образования в самых удаленных регионах, или получения дополнительного высшего образования с минимальными затратами времени. При ДО также используются традиционные методы педагогики, однако особый упор делается на новые информационные и телекоммуникационные технологии и технические средства.
Теперь уже не стоит вопрос о том, а нужны ли ИТ в гуманитарном образовании, ибо “сегодня без них невозможно представить деятельность современного университета или исследовательского института”. Средства новых информационных технологий - персональный компьютер, интерактивное видео, мультимедиа, телеконференция, электронная почта - позволяют в сочетании с методом деловой игры повысить качество учебного процесса.
Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга.