Традиционные методы обучения

К традиционным методам обучения можно отнести:

• лекции,

• семинары,

• учебные кино- и видеофильмы.

Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении самых разнообразных знаний. Многие поколения студентов учились и учатся, в основном получая знания во время лекций и семинаров, и то, что именно эти методы обучения на сегодняшний день остаются преобладающими, доказывает их достаточно высокую эффективность.

Лекции

При использовании лекционного метода преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких обучающихся до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты или проекционную технику.

Лекционный метод не свободен от ряда недостатков, даже в том случае, если лектор имеет самую высокую квалификацию. Коммуникация во время лекции в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. В основном обучающиеся конспектируют за лектором, не имея практически никаких возможностей обратной связи, практики или контроля правильности понимания изложенного материала. Усвоение материала в значительной степени зависит от характеристик изучаемого материала (содержание, сложность, структурированность) и от того, насколько широко во время лекции используются наглядные средства. Перенос знаний, полученных в ходе лекции, в рабочие условия затруднен и зависит от того, насколько избыточным является обучение. Лекция не позволяет учитывать разный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых, и темп предъявления материала определяется преподавателем для группы в целом. Несмотря на эти недостатки, лекции остаются наиболее часто используемым методом из-за низких финансовых затрат на одного обучающегося.

Семинары

Основная цель этого метода обучения - закрепление материала, который был ранее предъявлен на лекции. Основная задача семинара - дать возможность слушателям окончательно разобраться в содержании изучаемого материала. Главное в семинаре - дискуссия и диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, имеющимися у слушателей, что повышает эффективность усвоения рассматриваемой темы.

Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала. С этой целью им задаются вопросы или даются практические задания. Семинар - это консультативная форма занятий, которая помогает обучающимся понять непонятое на лекции и при чтении книг.

Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий. Эффективность семинара зависит от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой климат, который побуждает обучающихся к активному участию в работе. Кроме того, семинары позволяют преподавателю установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают на настоящий момент за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий.

Семинары, в отличие от лекций, проводятся в небольших группах, и обычно важнейшее место в них отводится дискуссиям и выступлениям слушателей.

Учебные кино- и видеофильмы

Учебные кино- и видеофильмы могут демонстрироваться как в кинозалах, так и в небольших помещениях с использованием телевизора и подходят для любого числа обучающихся. Преимущество фильмов перед лекциями в том, что они могут показать объекты и процессы в деталях и в движении. Кроме того, зрительные образы запоминаются легче, чем устное предъявление информации в ходе лекции.

Кино- и видеофильмы имеют те же недостатки, что и лекционный метод: просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности для вопросов и обсуждения. Кино- и видеофильмы часто используются как часть программ обучения в сочетании с другими методами (лекциями, семинарами, активными методами). Вслед за просмотром кино- или видеофильма может последовать групповое обсуждение просмотренного материала.

Активные методы обучения

Все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать обучающимся значительный объем знаний и закреплять его на практике. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

• тренинги,

• программированное обучение,

• компьютерное обучение,

• групповые обсуждения,

• деловые и ролевые игры,

• ролевое моделирование,

• разбор практических ситуаций.

Тренинги

Под тренингами понимается такое обучение, когда в ходе проживания или моделирования специально смоделированных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и используемым подходам. В ходе тренингов учебный материал усваивается обучающими преимущественно не через лекции и семинары, а через процедуры активной проработки в ходе игровых ситуаций, выполнения специальных упражнений и др. В т ренингах могут широко использоваться и другие методы и техники активного обучения. Это могут быть деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

В 60-е годы в США широкое распространение получили тренинги в так называемых Т-группах, или тренинги сензитивности. В ходе этих тренингов у слушателей развивалась чувствительность к решению проблем в сфере межличностного общения. Предполагалось, что более широкая подготовка персонала в Т-группах будет способствовать повышению эффективности межличностного общения не только среди членов рабочей группы, но и между руководителями и подчиненными. Однако, многолетний опыт проведения занятий Т-групп в самых разных организациях (от банков до промышленных предприятий) не оправдал возлагаемые на них надежды, и сейчас тренинг сензитивности чаще используются в практике психотерапевтов, чем в практике бизнес-образования.

Начиная с середины 80-х годов в СССР все более широкое распространение стали приобретать тренинги навыков делового общения для разных категорий работников с использованием видеозаписи как средства обратной связи. Тренинг делового общения направлен на развитие у слушателей не только эффективных навыков межличностного общения, но и на повышение общего уровня их компетентности в этой области. Особое значение обучение навыкам эффективного делового общения имеет для тех категорий работников, для которых успех в выполнении должностных обязанностей определяется эффективностью в этой сфере (например, руководители, секретари-референты, продавцы, страховые агенты).

В начале 90-х годов, когда российский рынок только начинал знакомиться с западными методами обучения, широкое распространение получили тренинги навыков телефонных переговоров и продаж. Другой популярной темой тренингов является деловое письмо, то есть обучение тому, как писать краткие, но эффективные деловые бумаги. В настоящее время все большее распространение получают тренинги, в ходе которых руководители осваивают основы управления. В ходе этих тренингов руководители не только более подробно рассматривают сам процесс управленческой деятельности (планирование, оценка, контроль и др.), но и усваивают знания и алгоритмы решения управленческих задач и работают над развитием своего лидерского потенциала.

В тренинге лидерских навыков руководители и потенциальные руководители получают знания и отрабатывают навыки, позволяющие им эффективно взаимодействовать с подчиненными, поддерживая высокий уровень мотивации и сотрудничества при решении рабочих задач. Особое внимание в ходе этих тренингов обращают на развитие у участников навыков групповой работы.

Многие крупные фирмы проводят обучение и тренинги своими силами. Например, московский отдел обучения на фирме "Кодак" имеет в своем составе семь опытных тренеров, которые обучают персонал навыкам работы на компьютере, навыкам продаж, секретарской работы и финансовым операциям.

Наши рекомендации