Акие проблемы могут возникнуть на уроке? 2 страница
Задача этапа:обобщение и систематизация знаний учащихся
Проранжируйте качества и высказывания | |
Кроссворд Наше занятие подходит к концу. Нам осталось решить кроссворд. Вопросы: 1) Главные герои Стасик и Мишка, которые любили придумывать небылицы. 2)Главные герои впервые оказались в Москве и заблудились. 3)Главный герой Виталик, который выменял рыбку на свисток. 4)Главные герои Павлик и Котька, которые совершили воровство, но потом исправились. 5)Главные герои очень любили играть в прятки. Ответы: 1) Фантазёры 2) Метро 3) Карасик 4) Огурцы 5) Находчивость Какое получилось ключевое слово? (НОСОВ) | |
Иллюстрации (учитель показывает картинки, а дети отгадывают произведение, слово и т.д.) | |
Тест по теме | |
Мозаика(из букв собрать слова, объяснить их значение) | |
Сочинение-миниатюра | |
Отзыв к произведению | |
Чтение первого слова (слов) из произведений, а дети заканчивают предложение. Сейчас я проверю, как хорошо вы знаете «Денискины рассказы». Я буду читать вам первое слово, или первые слова, из названий рассказов Драгунского, а вы должны это название закончить. 1. Где это видано… (Ответ: …где это слыхано) 2. Он живой… (Ответ: …и светится) 3. Мотогонки… (Ответ: …по отвесной стене) 4. А на Садовой… (Ответ: …большое движение) 5. Тайное становится… (Ответ: …явным) 6. Ровно 25… (Ответ: …кило) В случае, если никто не знает ответа, педагог говорит ответ. | |
Закончи предложения | |
Подбор пословиц и поговорок по теме, аргументация выбора. | |
Составление памятки, советов. Игровой момент «Знаки внимания». Сидя за партами, учащиеся по очереди берут руку соседа и говорят ему что-нибудь приятное. Знаками внимания могут быть личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо…». Из каких басен взяты эти строки? а) «Да только воз и ныне там» б) «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» в) А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. г) Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. д) «…Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать» Сказал – и в темный лес Ягненка уволок е) «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!...» ж) Вот то-то мне и духу придаёт, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Ответы к вопросам: а) «Лебедь, Щука и Рак»; б) «Стрекоза и Муравей»; в) «Квартет»; г) «Мартышка и Очки»; д) «Волк и Ягнёнок»; е) «Ворона и Лисица»; ж) «Слон и Моська». Определить басню по морали: а) За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. б) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. в) Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. г) К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. д) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. е) У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем… Ответы к вопросам: а) «Кукушка и Петух»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под Дубом»; г) «Мартышка и Очки»; д) «Лебедь, Щука и Рак»; е) «Волк и Ягнёнок». |
Задача этапа:подведение итогов урока.
Выставка рисунков | |
Тест | |
Диагностика Задание: Нарисуйте огонь, огонь чувств, огонь любви. Не зря есть выражение «пламя любви», ведь любовь – яркое, эмоциональное, ранимое чувство, переживание. В каждом языке пламени напишите тех, кому вы дарите свою любовь. Несколько человек зачитывают свои «языки пламени» | |
Синквейн 1 строчка. Название темы. (обычно 1 существительное) Осень 2 строчка. Описание в рамках темы. (обычно 2 прилагательных или причастий) дождливая, ярколистная 3 строчка. Действие в рамках темы. (Обычно 3 глагола или деепричастия) Пригреет, продует, остудит 4 строчка. Отношение к теме автора. (Фраза из 4 слов) Мне нравится ее задумчивость 5 строчка. Повторение темы 1 словом (Синоним к 1 слову – названию) Рефлексия Пример синквейна. Каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно? Мгновение. | |
Написать письмо, пожелания кому-либо. Игра «Цветы счастья». -Представьте себе, что добрая волшебница дотронулась до каждого из вас волшебной палочкой, и в ваших сердцах расцвели цветы любви, которые вы подарите своим родителям. Давайте нарисуем эти цветы и напишемпожелания или может быть какие-нибудь обещания… | |
Рефлексия в различных формах. Например, цветные листочки с определенным значением прикрепить к доске или положить в сундучок. Ребята, а перед тем, как выйти, оцените наше занятие. У вас у каждого выданы 3 жетона разного цвета. Послушайте, что они обозначают. Зеленый - сегодняшнее занятие было для вас интересным и вы узнали много нового; Желтый - на сегодняшнем занятии вы узнали что-то новое, но вы также многое уже знали. Белый – ничего нового и интересного вы не знали. Сейчас каждый из вас немного подумает, выберете карточку нужного цвета и подойдите положить ее в сундучок. Спасибо большое за урок. Всего доброго! До новых встреч! | |
Игра « Искорка дружбы» Учитель: В знак дружбы команд я предлагаю пустить искорку дружбы. Все берутся за руки, один легонько пожимает руку соседа, сосед пожимает руку своего соседа и так по кругу, таким образом, передаётся «искорка дружбы». Учитель: Ребята, а наша искорка дружбы превратилась в настоящий факел. Учитель достаёт факел дружбы. Пусть этот факел, согретый огнём нашей дружбы, всегда напоминает о том, что вы – одна команда. | |
Ответить на вопросы: Что понравилось? Что не понравилось? Что заинтересовало вас? – Подведём итог нашему занятию. Обратимся к вопросам на доске. (Ответы детей на поставленные вопросы) | |
Решение кроссворда -Сейчас проверим, что же вы усвоили с сегодняшнего занятия. Для этого мы решим кроссворд. (Заготовка кроссворда находится на доске) Д О В Е Р И Е П У Д Е Л Ь Д Р У Ж Б А Ж Е Н А Р О Д И Н А С Е М Ь Я П И Т О М Е Ц Ч Е С Т Ь Вопросы к кроссворду: 1.Каким качеством должен обладать человек, имеющий друга? 2.Какая порода была у собаки из рассказа, который я вам сегодня прочитала? 3.То, без чего не проживёт ни один человек? Подсказываю, у вас была такая тема урока! 4.Так называют женщину, которая всегда рядом со своим мужем 5.Другое название Отчизны 6.Говорят, что это ячейка общества 7.Любимое домашнее животное по-другому 8.Верный друг обладает этим достоинством -Итак, что же объединяет все эти слова? (верность) |
Рисунок | |
Театрализация | |
Вспомни, кто говорил такие волшебные слова | |
Удивительные превращения ( В кого превращались или были заколдованы: Нильс, Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца) | |
Пересказ сказки от лица одного из героев сказки. | |
Инсценирование известной сказки на новый лад (по жанрам) |
ро птиц.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Чайки жили у причала.
Их река волной качала.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги их сосчитать.
ро самолёты и ракеты.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь!
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре
Полетел наш самолёт.
Руки ставим все вразлёт,
Появился самолёт,
Мах крылом уа - сюда,
Делай раз, делай два.
Раз и два, раз и два.
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз и два, раз и два.
Опустите руки вниз,
И на место все садись!
ро животных.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре -
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Побежали мышки вон.
Хлопай мишка, топай мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз
Улыбайся и садись!
Раз, два, три, четыре, пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет,
Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три,четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе раз - это брасс.
Одной, другой - это кроль.
вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь неблизок, недалёк.
Впереди течёт ручей
Перепрыгнем поскорей.
Физминутки для рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
А другой давно уж спит.
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придёт,
Солнце красное взойдёт,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора!
В школу пальчикам пора.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой, светленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Приседаем столько раз,
Сколько мячиков у нас.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Покружились столько раз,
Сколько яблочек у нас.
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся.
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл.
чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
вадцать слов
Дайте каждому участнику игры карандаш и листок бумаги. Требуется написать двадцать слов (имен существительных нарицательных), в состав которых входит гласная буква "А", многократно повторяемая; других гласных нет. Таковы, например, слова: "стакан", "карандаш", "саламандра" и т. п. В первом из них буква "А" встречается дважды, во втором - три раза, а в третьем - четыре раза. В интересах играющего подбирать такие слова, в которых буква "А" повторяется, возможно большее количество раз. Так как игра проводится на скорость, то для записи слов дается определенное время, но не более 10 минут. За это время каждый должен написать по 20 слов. Ясно, что когда на исходе последние минуты, играющий вынужден торопиться и дополнять свой список менее "выгодными" словами. Раздается команда: "Стоп! Карандаши на стол!" Запись слов прекращается. Займемся теперь подсчетом: сколько раз в написанных тем или иным игроком словах встречается буква "А". У кого это число окажется наибольшим, тот и победитель. |
2. Придумай название Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).
Читайте ребенку стихотворения, не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.
Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.
3. Неоднозначные ответы
Заранее обдумайте вопросы, на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно, вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?
Маленькие примеры:
"Шерсть у нашей кошки очень…." ;
"Ночью на улице очень…";
"У людей есть руки, для того чтобы …".;
"Я заболел потому, что …".;
4. Чем мы это делаем? Выберите какой-нибудь глагол (рисовать, кушать, играть и т.п.) и спросите ребенка: "Чем можно рисовать?" Попробуйте привести некоторые примеры: карандашами, красками и кистями, мелом... Пусть малыш пофантазирует и предложит свои варианты.
Чем можно кушать? (ложкой, вилкой, палочками, руками...)
С чем можно играть? На чем можно ездить, летать?
Постарайтесь найти как можно больше самых разных ответов на эти простые вопросы.
5. Верю - не верю. Ведущий называет фразы, а игроки должны определить среди них ошибочные. Можно просто отвечать "верю" или "не верю" (верно - неверно). Можно договориться, что если фраза верная, то игроки прыгают, а если неверная, то приседают.
Самый простой вариант просто на знания:
Эта ручка синяя
У людей три глаза
Вода мокрая
Два плюс два равно три
А теперь пробуем включить логику:
Все кубики красные
Некоторые карандаши сломаны
Все птицы летают
Зимой постоянно идет снег
Осенью иногда идет дождь
Чай всегда горячий
Некоторые мальчики носят юбки
6. Как узнать? Ребенку задается вопрос о том, как узнать (по каким признакам) о каком-то событии, явлении, а он пытается предложить варианты. Затем можно поменяться ролями. Вопросы можно задавать и простые и сложные. Даже если ребенок не знает ответа, пусть фантазирует.
— Как узнать, есть ли на улице ветер?
— Как узнать, утро сейчас или вечер, если на улице темно?
— Как узнать, какой подарок спрятан в коробке?
— Как узнать, чайник холодный или горячий?
— Как узнать, какое блюдо готовит папа?
— Как узнать, дома ли бабушка?
— Как узнать, цветы сегодня поливали или нет?
7. Ассоциации.Сидящий с краю произносит вслух два случайных слова. Например: сейф и апельсин. Следующий участник, по часовой стрелке, вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например, "из открытого сейфа выкатывается гигантский апельсин". Затем второй участник называет слово, например "яйцо". Третий участник связывает второе слово с третьим какой-то фразой: "Под кожурой апельсина оказалось яйцо", - и задает свое слово. Следующий связывает это слово с предыдущим и т. д. Так игра идет по кругу.
В любой момент ведущий может дать команду "Стоп" и попросить того, на ком остановилась игра, повторить всю цепочку слов: сейф, апельсин, яйцо и т. д. Несправившийся выбывает, и игра начинается заново.
8. На что похоже? Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и по секрету записывает название на листке. Игроки по очереди говорят, на что этот предмет похож. Они не знают, что задумано, и говорят, понятно, наугад: на велосипед, на попугая, на чернила… Ведущий показывает, что там у него записано. Яйцо! Вот теперь начинается самое интересное. Надо "защищать" свое сравнение.
Иногда это удается легко: "Яйцо, как и велосипед, катится". Иногда приходится просить разрешения связать один предмет с другим хотя бы косвенно: "В яйце сидит маленький попугайчик, похожий, конечно, на попугая".
9. Бывает или нет? Ведущий говорит: "Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года".
Ведущий: Выпал снег, и зацвели подснежники.
Дети: так не бывает.
Ведущий: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие "путаницы":
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.
10. Бином Играющим предлагается написать на листке два столбика, из четырех слов каждый. Можно написать названия любых предметов и явлений, имена людей и животных. Затем для каждой из четырех пар слов - по одному слову из каждого столбика - нужно придумать некоторые связывающие их ассоциации. Чем больше, тем лучше. Ассоциации должны быть неожиданными. Например, если придуманы слова "кошка" и "лампочка", то ассоциации могут быть такими:
— кошка греется под лампочкой;
— у кошки усы, как спираль у лампочки;
— кошка круглая и теплая, как лампочка;
— глаза у кошки горят, как лампочки;
— форма головы у кошки напоминает лампочку.
Дается пять минут на выполнение задания. Затем нужно просуммировать все ассоциации по каждой из четырех пар. Обсуждаются самые интересные ассоциации, выбирается самый выдающийся мастер ассоциации.
11. Противоположности Ищем слова, противоположные по смыслу (и для прилагательных, и для существительных, и для глаголов). Трус-храбрец, шершавый-гладкий, бежать-стоять, мыться-сохнуть, земля-небо, терем-шалаш.
Также можно попробовать найти фразы-противоположности для предложений из известных детских стишков. Например: "В лесу родилась елочка - В поле сломали березку". "Мишка косолапый по лесу идет - Стройный олень стоит среди степи".
12. Телеграмма На листе бумаги пишется любое короткое слово в 4-6 букв. Каждый должен составить текст-телеграмму, чтобы каждое следующее слово начиналось с очередной буквы в заданном слове.
Например, из слова "крот" надо составить текст-телеграмму: первое слово на букву "к" - Ковалев, второе на "р" - ревет, третье на "о" - отдайте, четвертое на "т" - тушенку. Надо, чтобы получилась законченная мысль.
Затем все по очереди читают телеграммы.
Составление предложений.
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).
Ответы могут быть банальными ("Медведь упустил в озеро карандаш"), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов ("Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере"), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи ("Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь").
13. Нос-лоб-ухо
Ведущий говорит:
- Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом "это нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали. Нос-лоб-нос-лоб-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав "ухо" ведущий нарочно обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.
14. Пропала конфета . Из играющих выбирается тот, кто будет искать пропажу, и на некоторое время он удаляется. Ведущий просит всех закрыть глаза, затем выбирает игрока и дает ему конфету. После этого возвращается "изгнанный" игрок и начинает искать того, кто держит за щекой конфету. Остальные делают вид, что у каждого из них тоже есть конфета, то есть изображают сладкоежек – жуют и т.д.
Чтобы определить обладателя настоящей конфеты, ведущий задает каждому вопросы, на который следует дать понятный ответ: мычанием, жестами или каким-то другим образом. Задача ведущего – задать такой вопрос, на который можно будет ответить только словами; задача игроков – не допустить, чтобы настоящий сладкоежка был обнаружен.
15. Бабушкины панталоны. Водящий по очереди задает всем вопросы, это могут быть совершенно любые вопросы, например: "Что ты сегодня ел на завтрак?". Ответ всегда один "Бабушкины панталоны". Проигрывает тот, кто засмеется. Засмеявшийся становится водящим.
16. Мудрые советы. Очередной водящий минут на пять уходит из комнаты. Тем временем игроки начинают говорить о нем. Начинается игра традиционной присказкой "Я была на балу, слышала про вас молву; один говорит, что вы…" и так далее. Содержанием молвы чаще всего выступают незатейливые комплименты, высказываемые играющими в адрес водящего. А затем ему задается вопрос: кто высказал о вас такое-то суждение?
17. Орлянка. Для игры понадобится монета. Это старинная азартная игра, распространенная во многих странах. Смысл игры заключается в следующем: бросают монету любого номинала и тот, кто угадает, какой стороной она упадет – выигрывает. Так как выпадение одного из двух вариантов одинакова, похожим способом иногда пользуются, чтобы принять решение.
18. Арам-Шим-Шим. Все игроки становятся вокруг водящего и водят хоровод, говоря такие слова:
- Арам-шим-шим, арам-шим-шим, арамия суфия, покажи-ка на меня.
При этом водящий крутится вокруг своей оси, выставив руку. На ком остановится его рука, тот становится к нему спиной, тот в свою очередь тоже становится к нему спиной и они поворачивают головы.
Если они повернули голову в одну сторону – целуют друг друга в щечки, если в разные – пожимают руки, а водящим становится второй человек. Игра развивает: дружеские отношения, способности к общению
19. Пуговица. Игроки садятся в круг. Первый игрок должен положить пуговицу на указательный палец своей руки и, повернувшись к соседу по игре, предложить ему переместить пуговицу на свой указательный палец. Пользоваться другими пальцами запрещается. Тот, кто не удержит пуговицу, выбывает из игры.
20. Киллер. Игроки садятся так, чтобы видеть друг друга. Все закрывают глаза. Ведущий проходит между игроками и касанием назначает трех-четырех "киллеров". Затем все открывают глаза и игра начинается.
Цель киллеров – "убить" всех игроков. Убитым считается тот игрок, который встретился взглядом с киллером и увидел, как тот подмигнул ему. Убитые выходят из игры.
Цель обычных игроков – арестовать всех киллеров. Если у кого-то появилось подозрение о том, кто играет роль киллера, он поднимает руку и говорит "Поддержите!" (в этот момент киллер еще может убить его). Как только кто-то тоже поднимает руку и говорит "Поддерживаю", просивший поддержки оглашает свои подозрения. Если он прав – киллер выходит из игры, если нет – из игры выходят оба проголосовавших. Игра ведется до окончательной победы тех или других.
В интеллектуальном варианте игры перед ее началом происходит знакомство киллеров (честные люди стоят с закрытыми глазами, а киллеры открывают глаза, чтобы увидеть друг друга). В такой игре киллер так же может поднять руку и попросить поддержать его, чтобы обвинить другого киллера и отвести от себя подозрения.
Направления | Виды | Формы |
|
|
|