В процессе работы могут возникнуть некоторые проблемы
Одна из них, например, такая: как компенсировать вес троса при опускании работающего вниз. Дело в том, что когда он находится вверху, практически весь трос будет находиться по другую сторону блока, то есть вес троса будет прибавляться к весу противовеса (напомним: 50 м троса 5,1 мм весит около 8 кг). Когда же альпинист будет находиться внизу, то вес троса по тем же причинам будет прибавляться к его собственному весу и, естественно, вычитаться из веса противовеса.
Это явление можно компенсировать двумя способами, а еще лучше - их сочетанием. Во-первых, при настройке, находясь вверху, можно прикрепить под седушку дополнительные грузы, которые потом снимать по мере надобности, оставляя на промежуточных площадках.
Во-вторых - на середине высоты объекта, в точке, где работающий "встречается" со своим противовесом. Здесь нужно отклониться маятником к противовесу и пристегнуть к нему карабином с муфтой заранее заготовленный дополнительный груз. Суммарный вес дополнительных грузов в первом случае или вес дополнительного груза во втором должен быть примерно равен весу рабочего троса или веревки.
Вторая проблема, которую нужно знать, как решить - это проблема остановок. В процессе работы альпинисту часто приходится останавливаться, выходить на промежуточных площадках или внизу. Легко себе представить, с какой скоростью улетит вверх и что получится в результате, если на секундочку отпустить седушку, "не отягощенную седоком". И чтобы этого не произошло, нужно иметь дополнительно приблизительно метровую стропу или цепь, пристегнутую одним концом к карабину седушки и имеющую карабин на другом конце. Тогда для того, чтобы остановиться и уйти с седушки, нужно охватить этой стропой какой-нибудь надежный элемент конструкции и свободный карабин встегнуть в карабин седушки. После этого, обеспечив себе необходимую самостраховку, можно покинуть свое транспортное средство и заниматься своими делами (см. рис.3-VI г).
Как и все в мире, этот способ выполнения работ имеет
свои достоинства и свои недостатки. Работа с противовесом удобна и особенно экономична в тех случаях, когда объект работ представляет собой не слишком компактную конструкцию. Это, например, отнести различного рода ажурные металлические башни с опорами, расходящимися в нижней части на 20-30 метров.
Противовес в этом случае позволяет обеспечить довольно свободное перемещение по любым линейным элементам конструкции башни - вертикальным, наклонным и горизонтальным балкам - в обоих направлениях.
На конструкциях более компактных (например, мачтах ретрансляторов, представляющих собой вертикальные фермы сечением приблизительно 2.3 х 2,3 м) этот способ по экономичности сравним с обычным способом спуска по веревке, если учитывать только рабочий процесс. Выигрыш и во времени, и в силах достигается в подготовительных фазах работы. Взять хотя бы подъем к рабочему месту:
куда легче "воспарить" на 60-70 метров вверх, чем лезть по этим бесконечным лестницам! К тому же альпинист на противовесе в состоянии занести с собой наверх и лишние 10-15 кг груза (конкретно - пару ведер краски). А это тоже неплохо.
Этот метод выгодно применять на многодневных работах когда время настройки становится несоизмеримо малым по сравнению с общим временем выполнения работ.
Очевидно его преимущество и при спасательных работах, когда элементы конструкции, на которых проводится работа, находятся в аварийном состоянии и их нежелательно нагружать. Но должна быть прочной верхняя точка подвески!
Недостатком при таком методе работы является то, что вся система остается в "заряженном" состоянии и на ночь, а то и на более длительный срок.
Седушка закреплена внизу, на земле или промежуточной площадке (альпинист спустился и ушел), а противовес, естественно, висит вверху. То есть, система "не отдыхает". И если в случае стальных тросов проблем практически не возникает (кроме общей и для тросов и для веревок проблемы - закреплять седушку следует дальше от конструкции так, чтобы трос не било ветром о конструкцию), то в случае веревок совершенно не исследован вопрос изменения их прочности под действием постоянной, иногда по 10 - 12 дней, 80 - 100-килограммовой нагрузки. Да к тому же еще и под действием солнца, а иногда и дождя.
Возможно, к недостаткам следует отнести и большое количество "опорных точек", на которые следует обратить особое внимание: точки закрепления блока, седушки, системы оттяжки, противовеса, система самостраховки...
Но c'est la vie:
на высотных работах несущественных деталей и моментов нет, расслабляются не тут!
VII. Передвижение по