Предмет и задачи психологии

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»

230400.62 "Информационные системы и технологии"

280700.62 "Техносферная безопасность"

для студентов очной и заочной форм обучения
по специальностям:

190300.65 «Подвижной состав железных дорог»

190401.65 «Эксплуатация железных дорог»

190901.65 «Системы обеспечения движения поездов»

271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»

Красноярск

КрИЖТ ИрГУПС

УДК 159.9

И 85

Рецензенты:

В.С. Нургалеев, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Психологии профессиональной деятельности» СибГТУ;

Г.В. Рублев, доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Гуманитарные дисциплины», филиал ИрГУПС в г. Красноярске.

УДК 159.9

И 85

Исаева Е.Ю. Психология и педагогика: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» 230400.62 "Информационные системы и технологии" 280700.62 "Техносферная безопасность"; для студентов очной и заочной форм обучения по специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог» 190401.65 «Эксплуатация железных дорог» 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов» 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транс-портных тоннелей» / Е.Ю. Исаева ; КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2012. – 108 с.

Содержание конспекта лекций соответствует учебной программе; отражает комплекс знаний и умений студента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой бакалавра и специалиста.

Рекомендуется студентам, изучающим психологию и педагогику.

Рекомендовано к печати методическим советом КрИЖТ ИрГУПС

Печатается в авторской редакции

Ó Е.Ю. Исаева, 2012

Ó Красноярский институт железнодорожного транспорта, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения) 10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения) 11

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 14

1.1. Предмет и задачи психологии. 14

1.2. История развития психологии. 15

1.3 Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Развитие психики в фило - и онтогенезе. 17

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 23

Раздел 2. ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 24

2.1. Мотивация и эмоции. 24

2.2. Воля и волевая регуляция поведения. 29

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЕ.. 40

3.1. Психология личности. 40

3.2. Формирование и развитие личности. 41

3.3. Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) 45

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 57

Раздел 4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 58

4.1 Педагогика как наука. 58

4.2 Категории педагогики. 60

4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. 62

4.4 Методы научно-педагогических исследований. 63

4.5. Целеполагание в педагогике. 65

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 66

Раздел 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.. 67

5.1. Сущность, структура и функции процесса обучения. 67

5.2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 72

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 82

Раздел 6. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.. 84

6.1. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе. 84

6.2. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность 85

6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. 88

6.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. 90

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 95

Раздел 7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ 96

7.1. Современное образование в России и за рубежом. 96

7.2. Образовательные учреждения, их типы.. 97

7.3. Принципы управления образовательными системами. 98

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 99

Раздел 8. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 100

8.1. Общая характеристика педагогической профессии. 100

8.2. Профессиональная деятельность педагога. 100

8.3. Требования к современному педагогу. 101

8.4. Мастерство педагогического общения. 102

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 103

Библиографический список. 104

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Психология и педагогика» входит в вариативную или базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта и разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности.

Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как о факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Существенен вклад данного курса в формировании мировоззрения будущих специалистов и бакалавров через осознание им познаваемости и специфичности психических и педагогических явлений и процессов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цельюизучения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у студентов научного понимания основ психологической и педагогической реальности в целях повышения профессиональной и личностной зрелости; психологической готовности умело, самостоятельно и ответственно выполнять круг социальных обязанностей; адекватно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Задачи дисциплины:

¨ ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности;

¨ овладение понятийным аппаратом и основными характеристиками познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и регулятивной сферы психического, проблем личности, мышления, общения, деятельности, образования и саморазвития;

¨ содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

¨ формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; приобретение умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных и производственных проблем;

¨ понимание необходимости учета индивидуально-психологических и личностных особенностей работников, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;

¨ приобретение навыков анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

¨ формирование знаний подготовки и проведения основных видов учебных занятий;

¨ ознакомление с возможностями использования психологии и педагогики в повышении личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой, с методами развития профессионального мышления, технического творчества;

¨ формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в жизни и деятельности, а также интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической подготовленности.

Содержание дисциплины «Психология и педагогика» является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Философия», «Русский язык и культура речи», «Информатика» и служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Правоведение», «Политология», «Безопасность жизнедеятельности», «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта», «Физическая культура».

Процесс освоения дисциплины «Психология и педагогика» направлен на формирование следующих компетенций у бакалавров по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность"

Код компетенции Наименование компетенции
ОК-9 способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК -10 способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
ПК-14 способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы
ПК-15 способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

А также на формирование следующих компетенций у студентов специальностей: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».

Код компетенции Наименование компетенции
ОК-1 знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
ОК-5 способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность; владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции.
ОК-7 готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, способностью проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других

В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен достигнуть следующих результатов образования:

знать:

¨ основные задачи и функции психологии и педагогики и сферы применения психолого-педагогических знаний;

¨ основные этапы развития психологии и педагогии, содержание их основных теоретических концепций;

¨ основные психологические явления, процессы, качества, состояния и свойства человека; закономерности развития; психологические методы познания и самопознания, коррекции, саморегуляции, самосовершенствования;

¨ особенности групповой психологии, межличностных отношений, общения;

¨ основы делового общения;

¨ закономерности отношений и взаимодействия в малых группах;

¨ основные категории педагогики;

¨ психолого-дидактические компетенции преподавателя; требования, предъявляемые к личности педагога;

¨ организационные формы обучения; общие требования, предъявляемые к лекционным, семинарским, лабораторным и другим формам занятий;

¨ систему педагогических методов и средств обучения и воспитания;

¨ психолого-педагогические взаимосвязи личности и коллектива, личности и семьи, пути их оптимизации в интересах личности и других людей;

¨ психологические и педагогические предпосылки обеспечения здорового образа жизни, поведению в экстремальных ситуациях;

¨ педагогические основы воспитания и развития детей в семейной жизни.

уметь:

¨ давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации;

¨ пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств общения, наблюдения, поведения;

¨ применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности совместной деятельности;

¨ разрешать конфликтные ситуации;

¨ отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений;

¨ учиться на собственном опыте и опыте других;

¨ применять методы и средства познания для интеллектуального развития и повышения профессиональной компетентности;

¨ быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

¨ критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

¨ осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций.

¨ разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности;

владеть:

¨ навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций;

¨ навыками проведения индивидуальной воспитательной работы;

¨ приемами психической саморегуляции.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность" и специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».

Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента Трудоемкость в часах
Аудиторные занятия,в т.ч.
Лекции
практические (семинарские) занятия
лабораторные занятия -
Самостоятельная работа студента,в т.ч.
подготовка к практическим /семинарским занятиям
подготовка к лабораторным занятиям -
проработка лекционного материала
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу
выполнение расчетно-графических работ -
выполнение домашних заданий
выполнение курсового проекта (работы) -
подготовка к текущему контролю
подготовка к промежуточной аттестации - экзамену
Итого

Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность" и специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».

Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента Трудоемкость в часах
Аудиторные занятия,в т.ч.
лекции
практические (семинарские) занятия
лабораторные занятия -
Самостоятельная работа студента,в т.ч.
подготовка к практическим /семинарским занятиям
подготовка к лабораторным занятиям -
проработка лекционного материала
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу
выполнение расчетно-графических работ -
выполнение домашних заданий
выполнение курсового проекта (работы) -
подготовка к текущему контролю -
выполнение контрольной работы
подготовка к промежуточной аттестации - экзамену
Итого

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения)

Номер раздела дисциплины Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) Формы текущего контроля
Лекции Практические/ семинарские занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов     Всего часов
Психология как наука и практическая деятельность   ДЗ, РФ, Т
Процессы психической регуляции и познавательные процессы   ДЗ, РФ, Т
Психология личности и общения   ДЗ, РФ, КР
Общие основы педагогики   ДЗ, Т
Теория обучения   ДЗ, РФ, Т
Теория воспитания   ДЗ, РФ, Т
Управление образовательными системами   ДЗ, РФ, Т
Основы педагогической деятельности   ДЗ, КР
Итого за семестр   54+ 108 + 36  
Итого часов по дисциплине    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения)

Номер раздела дисциплины Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) Формы текущего контроля
Лекции Практические/ семинарские занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа студентов     Всего часов
Психология как наука и практическая деятельность    
Процессы психической регуляции и познавательные процессы    
Психология личности и общения    
Общие основы педагогики    
Теория обучения    
Теория воспитания    
Управление образовательными системами    
Основы педагогической деятельности    
Итого за семестр   110+ 128 + 18  
Итого часов по дисциплине    

ТЕМАТИКА КУРСА ЛЕКЦИЙ

№ занятия Номер раздела дисциплины Содержание лекции (перечень раскрываемых вопросов)
Психология как наука и практическая деятельность
1.1. Предмет и задачи психологии.
1.2. История развития психологии.
1.3 Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Развитие психики в фило - и онтогенезе.
1.4. Психика, поведение и деятельность.
Процессы психической регуляции и познавательные процессы
2.1. Мотивация и эмоции.
2.2. Воля и волевая регуляция поведения.
2.3. Внимание.
2.4. Сенсорно - перцептивные процессы (ощущения, восприятие).
2.5. Память.
2.6. Мышление и интеллект. Мышление и воображение.
3, 4 Психология личности и общения
3.1. Психология личности.
3.2. Формирование и развитие личности.
3.3. Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, способности).
3.4. Психология общения.
3.5.Психология группы и закономерности межличностных отношения в группе.
  Общие основы педагогики
4.1. Педагогика как наука.
4.2. Основные категории педагогики.
4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
4.4. Методы педагогических исследований.
4.5. Целеполагание в педагогике.
4.6. Педагогический процесс.
  Теория обучения
5.1. Сущность, структура и функции процесса обучения.
5.2. Цели, содержание и структура непрерывного образования.
5.3. Методика преподавания экономических дисциплин (принципы, методы, формы и средства обучения).
Теория воспитания
6.1. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе.
6.2. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность
6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания.
6.4.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
  Управление образовательными системами
7.1. Современное образование в России и за рубежом.
7.2. Образовательные учреждения, их типы.
7.3. Принципы управления образовательными системами.
7.4. Методы, приемы, средства управления образовательными системами.
  Основы педагогической деятельности
8.1. Общая характеристика педагогической профессии.
8.2. Профессиональная деятельность педагога.
8.3. Требования к современному педагогу.
8.4. Мастерство педагогического общения.

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Предмет и задачи психологии

Любая наука всегда имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.

Объектомпсихологии выступают:

¨ Человек (конкретный и отдельный),

¨ Различные социальные группы, массы и другие формы общности людей,

¨ Различные высокоорганизованные животные (зоопсихология).

Предметомпсихологии является изучение психики человека. Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда. Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных феноменов и механизмов в различных условиях и на различных этапах жизни и деятельности людей.

Главной задачейпсихологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

2) анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

Наши рекомендации