Предмет и задачи психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика»
230400.62 "Информационные системы и технологии"
280700.62 "Техносферная безопасность"
для студентов очной и заочной форм обучения
по специальностям:
190300.65 «Подвижной состав железных дорог»
190401.65 «Эксплуатация железных дорог»
190901.65 «Системы обеспечения движения поездов»
271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»
Красноярск
КрИЖТ ИрГУПС
УДК 159.9
И 85
Рецензенты:
В.С. Нургалеев, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Психологии профессиональной деятельности» СибГТУ;
Г.В. Рублев, доцент, кандидат социологических наук, зав. кафедрой «Гуманитарные дисциплины», филиал ИрГУПС в г. Красноярске.
УДК 159.9
И 85
Исаева Е.Ю. Психология и педагогика: для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» 230400.62 "Информационные системы и технологии" 280700.62 "Техносферная безопасность"; для студентов очной и заочной форм обучения по специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог» 190401.65 «Эксплуатация железных дорог» 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов» 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транс-портных тоннелей» / Е.Ю. Исаева ; КрИЖТ ИрГУПС. – Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2012. – 108 с.
Содержание конспекта лекций соответствует учебной программе; отражает комплекс знаний и умений студента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой бакалавра и специалиста.
Рекомендуется студентам, изучающим психологию и педагогику.
Рекомендовано к печати методическим советом КрИЖТ ИрГУПС
Печатается в авторской редакции
Ó Е.Ю. Исаева, 2012
Ó Красноярский институт железнодорожного транспорта, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения) 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения) 11
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 14
1.1. Предмет и задачи психологии. 14
1.2. История развития психологии. 15
1.3 Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Развитие психики в фило - и онтогенезе. 17
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 23
Раздел 2. ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ... 24
2.1. Мотивация и эмоции. 24
2.2. Воля и волевая регуляция поведения. 29
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЕ.. 40
3.1. Психология личности. 40
3.2. Формирование и развитие личности. 41
3.3. Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) 45
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 57
Раздел 4. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 58
4.1 Педагогика как наука. 58
4.2 Категории педагогики. 60
4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. 62
4.4 Методы научно-педагогических исследований. 63
4.5. Целеполагание в педагогике. 65
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 66
Раздел 5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ.. 67
5.1. Сущность, структура и функции процесса обучения. 67
5.2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 72
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 82
Раздел 6. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ.. 84
6.1. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе. 84
6.2. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность 85
6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. 88
6.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. 90
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 95
Раздел 7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ 96
7.1. Современное образование в России и за рубежом. 96
7.2. Образовательные учреждения, их типы.. 97
7.3. Принципы управления образовательными системами. 98
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 99
Раздел 8. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 100
8.1. Общая характеристика педагогической профессии. 100
8.2. Профессиональная деятельность педагога. 100
8.3. Требования к современному педагогу. 101
8.4. Мастерство педагогического общения. 102
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы: 103
Библиографический список. 104
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Психология и педагогика» входит в вариативную или базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла Федерального государственного образовательного стандарта и разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности.
Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как о факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.
Существенен вклад данного курса в формировании мировоззрения будущих специалистов и бакалавров через осознание им познаваемости и специфичности психических и педагогических явлений и процессов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цельюизучения дисциплины «Психология и педагогика» является формирование у студентов научного понимания основ психологической и педагогической реальности в целях повышения профессиональной и личностной зрелости; психологической готовности умело, самостоятельно и ответственно выполнять круг социальных обязанностей; адекватно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Задачи дисциплины:
¨ ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни и профессиональной деятельности;
¨ овладение понятийным аппаратом и основными характеристиками познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и регулятивной сферы психического, проблем личности, мышления, общения, деятельности, образования и саморазвития;
¨ содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;
¨ формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности; приобретение умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных и производственных проблем;
¨ понимание необходимости учета индивидуально-психологических и личностных особенностей работников, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
¨ приобретение навыков анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
¨ формирование знаний подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
¨ ознакомление с возможностями использования психологии и педагогики в повышении личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой, с методами развития профессионального мышления, технического творчества;
¨ формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в жизни и деятельности, а также интереса к продолжению работы по повышению своей психологической и педагогической подготовленности.
Содержание дисциплины «Психология и педагогика» является логическим продолжением содержания дисциплин «История», «Философия», «Русский язык и культура речи», «Информатика» и служит основой для освоения дисциплин «Социология», «Правоведение», «Политология», «Безопасность жизнедеятельности», «Менеджмент и экономика предприятий железнодорожного транспорта», «Физическая культура».
Процесс освоения дисциплины «Психология и педагогика» направлен на формирование следующих компетенций у бакалавров по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность"
Код компетенции | Наименование компетенции |
ОК-9 | способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК -10 | способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков |
ПК-14 | способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы |
ПК-15 | способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин |
А также на формирование следующих компетенций у студентов специальностей: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Код компетенции | Наименование компетенции |
ОК-1 | знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. |
ОК-5 | способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность; владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, приемами психической саморегуляции. |
ОК-7 | готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе на общий результат, способностью к личностному развитию и повышению профессионального мастерства, умением разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности и работника, способностью проводить социальные эксперименты и обрабатывать их результаты, учиться на собственном опыте и опыте других |
В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен достигнуть следующих результатов образования:
знать:
¨ основные задачи и функции психологии и педагогики и сферы применения психолого-педагогических знаний;
¨ основные этапы развития психологии и педагогии, содержание их основных теоретических концепций;
¨ основные психологические явления, процессы, качества, состояния и свойства человека; закономерности развития; психологические методы познания и самопознания, коррекции, саморегуляции, самосовершенствования;
¨ особенности групповой психологии, межличностных отношений, общения;
¨ основы делового общения;
¨ закономерности отношений и взаимодействия в малых группах;
¨ основные категории педагогики;
¨ психолого-дидактические компетенции преподавателя; требования, предъявляемые к личности педагога;
¨ организационные формы обучения; общие требования, предъявляемые к лекционным, семинарским, лабораторным и другим формам занятий;
¨ систему педагогических методов и средств обучения и воспитания;
¨ психолого-педагогические взаимосвязи личности и коллектива, личности и семьи, пути их оптимизации в интересах личности и других людей;
¨ психологические и педагогические предпосылки обеспечения здорового образа жизни, поведению в экстремальных ситуациях;
¨ педагогические основы воспитания и развития детей в семейной жизни.
уметь:
¨ давать психологическую характеристику личности, группы, ситуации;
¨ пользоваться элементами психологической техники речи, неречевых средств общения, наблюдения, поведения;
¨ применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности совместной деятельности;
¨ разрешать конфликтные ситуации;
¨ отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений;
¨ учиться на собственном опыте и опыте других;
¨ применять методы и средства познания для интеллектуального развития и повышения профессиональной компетентности;
¨ быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
¨ критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
¨ осуществлять педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций.
¨ разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности;
владеть:
¨ навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций;
¨ навыками проведения индивидуальной воспитательной работы;
¨ приемами психической саморегуляции.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов очной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность" и специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента | Трудоемкость в часах |
Аудиторные занятия,в т.ч. | |
Лекции | |
практические (семинарские) занятия | |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента,в т.ч. | |
подготовка к практическим /семинарским занятиям | |
подготовка к лабораторным занятиям | - |
проработка лекционного материала | |
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу | |
выполнение расчетно-графических работ | - |
выполнение домашних заданий | |
выполнение курсового проекта (работы) | - |
подготовка к текущему контролю | |
подготовка к промежуточной аттестации - экзамену | |
Итого |
Распределение трудоемкости дисциплины по видам аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» 230400.62 "Информационные системы и технологии", 280700.62 "Техносферная безопасность" и специальностям: 190300.65 «Подвижной состав железных дорог», 190401.65 «Эксплуатация железных дорог», 190901.65 «Системы обеспечения движения поездов», 271501.65 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Виды аудиторной занятий и самостоятельной работы студента | Трудоемкость в часах |
Аудиторные занятия,в т.ч. | |
лекции | |
практические (семинарские) занятия | |
лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа студента,в т.ч. | |
подготовка к практическим /семинарским занятиям | |
подготовка к лабораторным занятиям | - |
проработка лекционного материала | |
изучение теоретического материала, выносимого на самостоятельную работу | |
выполнение расчетно-графических работ | - |
выполнение домашних заданий | |
выполнение курсового проекта (работы) | - |
подготовка к текущему контролю | - |
выполнение контрольной работы | |
подготовка к промежуточной аттестации - экзамену | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (очная форма обучения)
Номер раздела дисциплины | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Всего часов | |||
Психология как наука и практическая деятельность | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Процессы психической регуляции и познавательные процессы | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Психология личности и общения | ДЗ, РФ, КР | ||||||
Общие основы педагогики | ДЗ, Т | ||||||
Теория обучения | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Теория воспитания | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Управление образовательными системами | ДЗ, РФ, Т | ||||||
Основы педагогической деятельности | ДЗ, КР | ||||||
Итого за семестр | 54+ | 108 + 36 | |||||
Итого часов по дисциплине |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (заочная форма обучения)
Номер раздела дисциплины | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Распределение трудоемкости дисциплины по разделам и видам учебной нагрузки (в часах) | Формы текущего контроля | ||||
Лекции | Практические/ семинарские занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | Всего часов | |||
Психология как наука и практическая деятельность | |||||||
Процессы психической регуляции и познавательные процессы | |||||||
Психология личности и общения | |||||||
Общие основы педагогики | |||||||
Теория обучения | |||||||
Теория воспитания | |||||||
Управление образовательными системами | |||||||
Основы педагогической деятельности | |||||||
Итого за семестр | 110+ | 128 + 18 | |||||
Итого часов по дисциплине |
ТЕМАТИКА КУРСА ЛЕКЦИЙ
№ занятия | Номер раздела дисциплины | Содержание лекции (перечень раскрываемых вопросов) |
Психология как наука и практическая деятельность | ||
1.1. Предмет и задачи психологии. | ||
1.2. История развития психологии. | ||
1.3 Психика и организм. Структура психики. Основные функции психики. Развитие психики в фило - и онтогенезе. | ||
1.4. Психика, поведение и деятельность. | ||
Процессы психической регуляции и познавательные процессы | ||
2.1. Мотивация и эмоции. | ||
2.2. Воля и волевая регуляция поведения. | ||
2.3. Внимание. | ||
2.4. Сенсорно - перцептивные процессы (ощущения, восприятие). | ||
2.5. Память. | ||
2.6. Мышление и интеллект. Мышление и воображение. | ||
3, 4 | Психология личности и общения | |
3.1. Психология личности. | ||
3.2. Формирование и развитие личности. | ||
3.3. Индивидуально-психологические свойства личности (темперамент, характер, способности). | ||
3.4. Психология общения. | ||
3.5.Психология группы и закономерности межличностных отношения в группе. | ||
Общие основы педагогики | ||
4.1. Педагогика как наука. | ||
4.2. Основные категории педагогики. | ||
4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. | ||
4.4. Методы педагогических исследований. | ||
4.5. Целеполагание в педагогике. | ||
4.6. Педагогический процесс. | ||
Теория обучения | ||
5.1. Сущность, структура и функции процесса обучения. | ||
5.2. Цели, содержание и структура непрерывного образования. | ||
5.3. Методика преподавания экономических дисциплин (принципы, методы, формы и средства обучения). | ||
Теория воспитания | ||
6.1. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе. | ||
6.2. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность | ||
6.3. Коллектив как объект и субъект воспитания. | ||
6.4.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности. | ||
Управление образовательными системами | ||
7.1. Современное образование в России и за рубежом. | ||
7.2. Образовательные учреждения, их типы. | ||
7.3. Принципы управления образовательными системами. | ||
7.4. Методы, приемы, средства управления образовательными системами. | ||
Основы педагогической деятельности | ||
8.1. Общая характеристика педагогической профессии. | ||
8.2. Профессиональная деятельность педагога. | ||
8.3. Требования к современному педагогу. | ||
8.4. Мастерство педагогического общения. |
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предмет и задачи психологии
Любая наука всегда имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом — специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Задачами конкретной науки выступают основные направления ее исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой для достижения определенных результатов.
Объектомпсихологии выступают:
¨ Человек (конкретный и отдельный),
¨ Различные социальные группы, массы и другие формы общности людей,
¨ Различные высокоорганизованные животные (зоопсихология).
Предметомпсихологии является изучение психики человека. Поскольку психика многообразна в своих формах и проявлениях, по этой причине психология, во-первых, изучает все сознательное у человека, т. е. его ощущения и восприятия, внимание и память, представления, воображение и мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет его субъективный и полностью контролируемый внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда. Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное представляет собой форму отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.
Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных феноменов и механизмов в различных условиях и на различных этапах жизни и деятельности людей.
Главной задачейпсихологии как науки является исследование особенностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. При этом она ставит перед собой и ряд других задач:
1) изучать качественное и структурное своеобразие психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
2) анализировать функционирование психических явлений и процессов в связи с их детерминированностью объективными условиями жизни и деятельности людей;
3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).