Предмет «Психология», ее задачи и методы. Предмет, задачи и направления медицинской психологии.

Предмет «Психология», ее задачи и методы. Предмет, задачи и направления медицинской психологии.

Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку.

Задача любой отрасли психологической науки – облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Психология изучает психические процессы, состояния, свойства и психическую деятельность личности.

Психические процессы – наиболее подвижная форма отражения действительности. Возникновение и течение их обусловлены конкретными задачами, ситуациями и требованиями деятельности. К психическим процесса относятся ощущения, восприятие, представления, память, внимание, мышление и речь, воображение, эмоции и чувства, воля.

Психические состояния – целостные проявления личности, характеризующиеся тем или иным уровнем ее активности. Они всегда причинно обусловлены, носят временный характер и служат фоном, на котором протекает практическая и психическая деятельность человека. Это состояния утомления, тревожности, фрустрации, стресса.

Психические свойства – устойчивые психические особенности личности, постоянно проявляющиеся в поведении и деятельности, своеобразные и типичные для каждого человека. К ним относятся направленность личности, темперамент, характер, способности.

Кроме этого предметом изучения психологии являются деятельность личности, психология групп, психология общения.

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной.

• За рубежом медицинскую психологию называют клиническая психология

• Отечественные авторы рассматривают клиническую психологию как область медицинской психологии. В ней выделяют:

- патопсихологию;

- соматопсихологию;

- нейропсихологию

Медицинская психология –отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний. Изучает деятельность врача, медицинского персонала, их отношение к больному, психологию больных и их отношения между собой, роль психических факторов в возникновении психосоматических заболеваний, психологический климат медицинских учреждений. В задачи медицинской психологии входит психокоррекция, в частности, психотерапия, психогигиена, психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных.

Патопсихология изучает особенности психических процессов, наблюдаемых у больных психическими заболеваниями, и позволяет ближе подойти как к научному изучению душевных болезней, так и к выявлению некоторых закономерностей психической деятельности, проявляющейся при патологических состояниях.

Структура медицинской психологии

Психология здоровья

Психогигиена

Психопрофилактика

Психотерапия

Клиническая психология:

• патопсихология - изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

• нейропсихология - Это наука о мозговой организации высших психических функций (впф). Относительно молодая научная дисциплина, созданная в нашей стране в середине ХХ в. выдающимся отечественным ученым А.Р.Лурия.

Изучает мозговую организацию психической деятельности человека и ее нарушения при локальных поражениях мозга (агнозии, афазии, амнезии, а также нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы при локальных поражениях головного мозга

· соматопсихология - дисциплина, изучающая психологические факторы, обычно сопровождающие серьезные физические нарушения (слепоту, дефекты лица и т.д.) и серьезные болезни (ИБС,

Особенности нервно-психического развития человека и влияние внешних раздражителей: чаще язвенная болезнь возникает у людей с нарушением функции вегетативной нервной системы под воздействием отрицательных эмоций, умственных перегрузок, стрессовых ситуаций.

Исходя из психосоматической концепции, принято считать, что даже кратковременные, не играющие особой роли события, могут оказывать глубокое влияние на состояние организма. Они включены в этиологию расстройства наряду с другими факторами, генетическими и алиментарными.

В этом аспекте необходимо учитывать опосредующее воздействие ряда характеристик личности на соотношение жизненных событий и заболевания, включая и язвенную болезнь.

Таким образом, нервно-психические перегрузки (но не в изолированном виде, а в сочетании с другими этиологическими факторами язвенной болезни) часто могут служить предпосылкой к возникновению или рецидивированию заболевания. Учитывая у больных язвенной болезнью разнообразные невротические нарушения, безусловно, целесообразным является участие психотерапевта в проведении комплексного лечения таких пациентов. Следовательно, проблематика взаимосвязанности соматических проявлений представляется интересной с точки зрения медицины, психологии и психотерапии.

Психогенные расстройства.

Тяжелые и длительные стрессовые ситуации, трагические события, жизненные коллизии могут вызывать психическое расстройство. Однако, как показывает опыт, большинство людей обладают достаточно высокой устойчивостью к стрессу и могут без вмешательства врача переносить довольно тяжелые жизненные ситуации.

К действительно психогенным расстройствам относят только те, которые по своей динамике и клиническим проявления неразрывно связаны с перенесенной психической травмой. Суть этой связи была наиболее четко сформулирована немецким психиатром и психологом К. Ясперсом (1910).

Критерии диагностики психогенных расстройств (триада К.Ясперса)

· психогенное заболевание развивается непосредственно после
воздействия психотравмы;

· проявления болезни непосредственно вытекают из содержания
психотравмы, между ними имеется психологически понятная связь;

· течение заболевания тесно связано с выраженностью и актуальностью психотравмы, разрешение психотравмы приводит к прекращению или значительному ослаблению болезни.

В сходной ситуации психогенные заболевания развиваются не у
всех людей. Это свидетельствует о существенной роли
индивидуальных личностных особенностей, врожденной

психофизиологической конституции (темперамента) в развитии психогений. Особенно легко расстройства возникают у людей с психопатиями и личностными акцентуациями. Проявления болезни нередко соответствуют типу личности больного: невроз навязчивых

состояний чаще наблюдается у тревожно-мнительных пациентов, а истерия — у демонстративных.

Проявления психогенных заболеваний весьма разнообразны. Можно наблюдать как легкие нарушения (навязчивости, бессонница, астенический синдром), так и довольно тяжелые (депрессия, бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение). Все наблюдаемые расстройства являются исключительно функциональными.

Удовлетворительной классификации психогенных расстройств не существует. В отечественной психиатрии принято выделять тяжелые расстройства с выраженными нарушениями поведения - реактивныепсихозыи мягкие состояния без потери критики — неврозы.

Для обозначения мягких кратковременных психологически понятных, тесно связанных с очевидной психотравмирующей ситуацией расстройств лучше использовать термин «невротические реакции».

Неврозы

Невроз - это наиболее распространенный вид психогений (болезненных состояний, обусловленных воздействием психотравмирующих факторов); они характеризуются невысокой глубиной психических расстройств (навязчивые состояния, тревога, страхи, колебания настроения, преимущественно по депрессивному типу, истерические проявления и др.), критическим отношением к ним, сохранностью осознания своей болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений. В последние десятилетия, по данным ВОЗ, неуклонно увеличивается число больных с невротическими расстройствами во всем мире.

Неврастения (неврастения)

Невроз навязчивых состояний (фобические расстройства, тревожные

расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство) ,

Истерический невроз (диссоциативные, конверсионные, соматоформные расстройства)

Ипохондрический невроз

Депрессивный невроз (дистимия, расстройство приспособительных

реакций, посттравматическое стрессовое расстройство)

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

l Сензитивность – наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека (повышенная чувствительность)

l Реактивность – степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, угроза, обидное слово)

l Активность – то, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели (направленность, сосредоточенность внимания на длительной работе)

l Соотношение реактивности и активности – то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств или от цели, стремлений, убеждений.

l Темп реакций – скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума

l Пластичность и противоположное качество – ригидность.

Пластичность – легкость и гибкость приспособления к внешним воздействиям. Ригидность – инертность и косность его поведения.

l Экстраверсия (важность внешних впечатлений)– интроверсия (важность своих мыслей, чувств, образов)

l В чистом виде темпераменты практически не встречаются.

l У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Приведенные характеристики не претендуют на категоричность, так как деление всех людей на четыре группы весьма условно.

ЯТРОГЕНИЙ.

Ятрогении (иатрогении)от греч. iatros – врач и gennus - делаю

• Это заболевания или их осложнения, вызванные глубокими переживаниями, вследствие слов или действий медицинского работника.

• Если заболевания возникают вследствие слов и действий среднего медперсонала, то это соррогении

• «Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания» Р.А.Лурия, 1941 г.

ЯТРОГЕНИИ- негативные прямые и косвенные последствия действий, а также высказываний медработников, обладающих прямыми распорядительными и исполнительными функциями в период и на месте выполнения профессиональных обязанностей, на здорового или больного человека, повлекшие за собой изменения его психического и физического состояния независимо от времени их наступления.

Диагностический процесс для медицинского работника начинается уже с момента появления пациента: его внешнего вида, походки, особенностей речи и т.п. Пациент также с первых мгновений оценивает медицинского работника. Создающееся у него впечатление является фундаментом будущего психотерапевтического влияния. Как говорится в известном изречении: «Если больному не стало легче после первой встречи с врачом, то это плохой врач».

С первых слов надо создать впечатление приветливости, участия, готовности помочь. Равнодушный тон, сухое обращение, невнимательность здесь губительны.

Нельзя показывать пациенту своей усталости или недомогания, даже если усталость - результат бессонного дежурства. Не следует посматривать на часы и этим показывать, что вы куда-то спешите или истекает рабочее время. Вопросы, задаваемые пациенту, всегда должны быть ясными и простыми, иначе пациент не поняв и постеснявшись переспросить, дает неправильный ответ и тем сбивает медицинского работника с верного пути.

При наблюдении за пациентом нередко можно заметить его тревогу, возбуждение, суетливость, печаль в глазах и прочие признаки душевного неблагополучия. Пациент нуждается не только в таблетках и уколах, но и в одобрении, утешении, успокоении словом, психотерапии.

Надо научиться грамотно, рассказать пациенту о сущности его болезни и применяемых методах лечения. Важно оградить ранимую психику пациента от воздействия отрицательных факторов больничной обстановки. Умение медицинского работника пользоваться словом как сильным лечебным фактором не приходит само по себе, им надо настойчиво и упорно овладевать на протяжении всей жизни.

Виды ятрогений

Этиологическая ятрогения – медицинский работник чрезмерно долго останавливается или пристально расспрашивает о заболеваниях близких и предков

Фармакологическая ятрогения – возникает при неправильно проводимом медицинском просвящении. Может развиться: фармакофилия (любовь к лекарствам), фармакофагия (привычка к приему лекарств), фармакофобия (все лекарства вредны).

Диагностическая ятрогения – возникает при небрежно вскользь произнесенном диагнозе и использовании образных выражений при этом.

Экспериментальная, или лабораторная ятрогения – возникает при небрежном объяснении результатов диагностических исследований и использовании при этом образных выражений.

Прогностическая ятрогения – возникает при чрезмерно пессимистических или чрезмерно оптимистических прогнозах при выписке.

ТЕОРИИ АГРЕССИИ

n Врожденные агрессивные побуждения. Взгляды Гоббса о том, что агрессивные побуждения являются врожденными и потому неизбежными, в нашем столетии поддерживали З.Фрейд и К.Лоренц, но идея о том, что агрессия – инстинкт, потерпела крах.

n Генетические влияния - во многом агрессия обусловлена биологическими факторами.

n Биохимические факторы.

n Агрессия – естественная реакция на фрустрацию. Фрустрация ведет к какому-нибудь проявлению агрессии, но не всегда.

n Агрессивное поведение, как результат научения. Теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации, под воздействием вознаграждений и наказаний. Она представляет агрессию, как поведение, приобретенное посредством научения.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА АГРЕССИЮ?

Аверсивные случаи

( боль, жара, атакующее поведение, теснота)

Возбуждение ( в сочетании с враждебными мыслями и чувствами могут облегчить появление агрессивного поведения)

Массовая культура

Групповой интеллект

ГРУППЫ РИСКА

молодежь;

пожилые люди;

сексуальные меньшинства;

заключенные в тюрьмах;

военнослужащие;

ветераны войн и военных конфликтов;

врачи

Психологические предпосылки

n Воспитание по типу гипоопеки;

n Высокая значимость эмоциональных связей, доминирующее значение личной жизни как следствие прямого или отрицательного подражания родителям;

n Ригидность целевых установок;

n Напряженность потребностей (настойчивость в значимых ситуациях);

n Неспособность к принятию компромиссных решений;

n Склонность к импульсивным реакциям

В целом суициденты отличаются более низким уровнем социальной адаптации, высокой конфликтностью в разных сферах, слабым уровнем развития самозащитных реакций.

Признаки

Перед совершением попытки самоубийства человек может быть подавленным, либо наоборот, чрезмерно возбужденным

Варианты взаимодействия индивида с реальностью

n Приспособление – характерно для гармоничной личности

n Борьба (противодействие)

n Болезненное противостояние

n Уход от реальности

n Игнорирование реальности

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

1. Агрессия

2. Аутоагрессия

3. Злоупотребление психоактивными веществами

4. Нарушение пищевого поведения

5. Аномалии сексуального поведения

6. Сверхценные увлечения (азартные игры, трудоголизм, паранойя здоровья)

7. Сверхценные психопатические увлечения (бродяжничество, забытые философские течения)

8. Характерологические и патохарактерологические реакции (отказ от общения, реакция оппозиции; грубость, брань, угрозы)

9. Коммуникативные девиации (изменение общения: аутистичность или гиперобщительность)

10. Безнравственное и аморальное поведение

11. Неэстетическое поведение

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Анализ – разделение целого на части и выделение отдельных признаков предметов и явлений

Синтез – соединение составных частей в единое целое.

Обобщение

Классификация- разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам

Систематизация- разделение и последующее объединение групп и классов, объектов и явлений.

Виды мышления

Предметно-действенное

Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Преобладает у ребенка в возрасте до 1 года

Наглядно-образное

Это вид мышления, опирающийся на представления и образы

Словесно-логическое

Осуществляется при помощи логических операций с понятиями

Формы мышления

• Понятие

Отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений (общее, конкретное, единичное, абстрактное)

• Суждение

Отражает связи между предметами и явлениями, утверждает или отрицает что-либо (истинное, ложное)

• Умозаключение

Создается как вывод на основе нескольких суждений (индукция, дедукция)

• Индукция– логический вывод в процессе мышления от частного к общему

• Дедукция - логический вывод в процессе мышления общего к частному

Типы мышления

• Дивергентное – мышление, направленное на поиск как можно большего числа вариантов решения проблем (характерно для творческих людей)

• Конвергентное – мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы

Творческое мышление

• Это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование уже существующего решения той или иной задачи

ИНСАЙТ

• Внезапное озарение, интуитивная догадка решения проблемы; одно из ключевых понятий гештальт психологии.

• Вольфганг Келер 1887-1967 гг. – один из основателей гештальт психологии; исследовал мышление человекообразных обезьян

• Любое творческое решение складывается из трех фаз:

1. Действие на основе старого гештальта.

2. Разрушение старого гештальта.

3. Возникновение нового творческого решения. Озарение.

По темпу

• Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени)

Характер скачки идей (fuga idearum)

(от беспрерывного говорения больные иногда даже теряют голос или же он становится хриплым, шепотным)

• Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени)

По стройности

• Разорванность – нет связи между мыслями и предложениями

• Бессвязность – нет связи между словами

• Вербигерация – стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний

• Паралогичное мышление - умозаключения строятся вразрез с логикой

• Амбитендентность мышления – одновременное возникновение взаимоисключающих идей

• По целенаправленности

• Резонерство – бесплодное мудрствование

• Обстоятельность – «топтание» вокруг несущественных обстоятельств

• Персеверация – застревание на одной ассоциации

• Аутистическое мышление – одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного

По продуктивности

• Навязчивые идеи - мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные

• Сверхценные идеи – переоценка реальных фактов

• Бред – болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции

• Неологизмы – возникновение необычных, непонятных слов

ГИПЕРТОНИЯ

Следующая болезнь из этой группы, гипертония, поражает людей в самом активном возрасте и способствует развитию атеросклероза сосудов. Обычно больные гипертонией предъявляют многочисленные жалобы на головные боли, головокружения, пошатывания при ходьбе, болезненные ощущения в области сердца, нарушение сна, тревожность, раздражительность. При этом самочувствие резко ухудшается при колебаниях артериального давления и при гипертонических кризах.

При гипертонической болезни может изменяться характер. Нередко больные гипертонией становятся мнительными, обидчивыми, слабодушными и плаксивыми. У одних преобладают раздражительность и вспыльчивость, у других - вялость и повышенная утомляемость. Обычно усиливаются черты личности, которые раньше были компенсированы и незаметны. Так, мнительные и недоверчивые люди становятся подозрительными, им кажется, что их права ущемляют, и они пишут жалобы во всевозможные инстанции. Демонстративные личности требуют от окружающих повышенного внимания к себе, так как они тяжело больны, становятся плаксивыми. Тревожно-ипохондрические личности часто реагируют кардиофобической реакцией, сопровождаемой страхом смерти от сердечного приступа.

Больные гипертонической болезнью становятся трудными в общении, особенно для членов своей семьи. Они легко вспыхивают по незначительному поводу, не терпят возражений, обижаются и плачут по пустякам, винят своих детей и близких, что те не понимают их состояния и недостаточно внимательны к ним.

Нередко у таких больных отмечается пониженное настроение, подавленность, немотивированные тревожность и беспокойство. Больные начинают бояться пользоваться общественным транспортом, особенно метро.

В отношении умственной работоспособности больные гипертонией отмечают у себя рассеянность, забывчивость, повышенную утомляемость.

При начальных стадиях гипертонической болезни структурные нарушения познавательных процессов не выявляются, но всегда отмечаются нарушения динамики деятельности. На исследовании выявляется повышенная возбудимость больных, часто они ведут себя импульсивно, торопливо.

При выполнении мыслительных заданий ориентировка в новом материале затруднена. Это связано с тем, что больные часто не дослушивают до конца инструкции, действуют необдуманно, методом случайных проб и ошибок, минуя стадию предварительного анализа и поиска наиболее адекватного способа решения задания. Больные стараются как можно быстрее ответить на вопрос или выбрать нужное слово, часто ошибаются из-за своей поспешности, но после замечания быстро исправляются. Все это влечет за собой диффузное снижение качества умственной работоспособности.

Внимание у гипертоников неустойчивое, его концентрация ослаблена. Признаки истощаемости психических процессов, особенно внимания, выражены

Тактика общения с пациентом

Общение с пациентом должно начинаться с установления доверительных отношений, и только после этого можно проводить внушающее и убеждающее воздействие. Онкологические больные, как правило, немногословны, так как озабочены своим будущим, переработкой полученной информации и переоценкой жизненных ценностей.

В отличие от психосоматических и невротических больных, они очень ценят доброе отношение, ибо часто им уделяют меньше внимания как безнадежным или «неперспективным».

· Для онкологических больных очень важным оказывается телесный контакт (доброе рукопожатие, одобрительное похлопывание по плечу, просто прикосновение к руке).

· Необходимо говорить с пациентом на понятном ему языке, по возможности избегая медицинских терминов.

· Объяснения не должны быть категоричными.

· Говорить лучше именно о том, что хочет обсудить пациент. Основным механизмом общения должна стать эмпатия: очень важно научиться слушать и слышать пациента.

Медработника

Психотерапия (от греч. ψυχή — «душа», «дух» + греч. θεραπεία — «лечение», оздоровление»),— система лечебного воздействия на психику
и через психику на организм человека

¢ Это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихологических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций. Они возникают из-за кризиса личностного роста, стресса, фрустрации и психосоматических болезней

¢ Каждый человек по роду своей деятельности, соприкасающийся с людьми, так или иначе занимается психотерапией!

И делает это вербально и невербально, осознанно и (или) бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или усугубляя их проблемы

Слово врача с древности рассматривалось как мощное лечебное средство, само название «врач» происходит от «врать» (т.е. заговаривать).

В Древнем Египте, Индии, Греции это называлось особыми чарами, в средние века — черной магией, колдовством. Систематическое изучение явлений внушения и гипноза началось с конца ХУШ века («животный магнетизм» Месмера). Английский ученый Бред, который ввел термин «гипноз», считал, что это состояние - следствие утомления органов и чувств.

Физиологический механизм гипноза был раскрыт в работах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, В.М.Бехтерева.

Эффективность психотерапевтического лечения показана не только при психических, но и при многих соматических и психосоматических заболеваниях. Лечебное воздействие могут оказать не только слова врача, но и высказывания медицинской сестры, фельдшера, слова поддержки со стороны других больных. Задача медицинского работника — это не столько найти выход из сложной ситуации, сколько помочь больному справиться с болезнью, заинтересовать его в активном поиске удовлетворительного выхода, призвать его к активности.

Любая беседа с больным, представляет собой вариант психотерапевтического воздействия, впечатление на пациента могут оказать и задаваемые вопросы, и мимика собеседника, и его интонация. Менее желателен директивный (приказной) тон, он допустим только при самых острых заболеваниях, сопровождающихся растерянностью и нарушениями сознания. Общение с сознательным, выздоравливающим пациентом должно проходить в сочувствующей, сопереживающей форме. Фразы медицинского работника могут быть успокаивающими.

Направления психотерапии

1. Рациональная психотерапия

2. Внушение (суггестия)

3. Гипноз, как разновидность суггестии

4. Групповые методы

5. Психодинамическая психотерапия

6. Арттерапия

7. Гештальттерапия

8. Экзистенциальная психотерапия

9. Психодрама

10. Телесно-ориентированная психотерапия

11. Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия

Раппорт – это процесс создания
и поддержания комфортного состояния
для собеседников.

Методик подстройки семь.

ü К невербальным видам подстройки относятся:

-подстройка под дыхание,

- позу,

- жесты,

- мимику

ü Вербально можно подстроиться под:

- голос,

- модальность,

- логический уровень

Нарушение ощущений

Боль(не путать с болезненностью при пальпации) - как правило, неприятное ощущение (исключением являются мазохисты). Боль имеет самое различное происхождение и наблюдается как при соматических, так и при душевных расстройствах.

Сенестопатии- неприятные малодифференцированные ощущения («будто скручивает, стягивает, вздувается» и т.п.) Могут быть предвестником душевных расстройств, особенно депрессий, часто наблюдающихся и при соматических заболеваниях

Сенсорная гипопатия — это нарушение чувствительности, которое выражается в резком изменении порогов ощущений, при этом как сильные, так слабые раздражители вызывают одинаково слабые ощущения.

Сенсорная гиперпатия — это резкое усиление интенсивности ощущений при воздействии слабых раздражителей.

Парестезия — это расстройство, при котором появляются ощущения в виде онемений, ползания мурашек, покалываний при отсутствии реальных раздражителей.

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ

Психическую индивидуальность пациента определяет аутопластическая картина болезни. Именно особенности аутопластической картины болезни требуют вмешательства психолога и/или психотерапевта, диктуют необходимость создания вокруг больного определенной психотерапевтической среды с непременным участием медработника среднего звена.

К сожалению, в современной медицине изучение внутренней картины болезни нередко игнорируется. Между тем искажение субъективного восприятия болезни пациентом может вести к отрицательной динамике заболевания, задержке выздоровления, снижению иммунологической резистентности человека.

Больной – это, прежде всего человек, а в человеке в сложном единстве и взаимообусловленности объединены организм и личность.

В ряду личностных факторов, играющих роль в развитии, формировании, течении, прогнозе болезни, большое значение имеют особенности отражения болезни в переживаниях больного, что определяют как внутреннюю картину болезни.

Болезнь не может быть понята лишь на основе оценки поведения человека, его впечатлений и переживаний только в настоящее время. И в настоящем живут и продолжают оказывать воздействие прошлый опыт и впечатления. Большую роль играют прошлое больного, возможно, подобные же заболевания, операции. Особенно сильное влияние на больных оказывает печальный опыт, связанный с тем же заболеванием у других членов семьи.

Часто не столько важно знать, какая болезнь у больного, сколько хорошо понимать, у какого человека развивается болезнь. Это позволяет уточнить особенности течения болезни, прогноз страдания и оказать эффективную помощь конкретному человеку.

Какую же цену имеет болезнь для больного? Большей частью она бывает отрицательной, но иногда и положительной, будь то сознательно или подсознательно. Важно, чтобы медицинский работник знал о таком отношении пациента к болезни и избирал соответствующий психологический подход к больному.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВКБ:

1. Возраст.

2. Пол.

3. Профессия.

4. Семейное положение.

5. Характер болезни.

6. Обстоятельства, в которых протекает болезнь:

· проблемы и неуверенность, которые приносит с собой болезнь;

· среда, в которой происходит болезнь;

· причина болезни: считает ли больной виновником заболевания себя или других

7. Преморбидная личность (личность до заболевания):

· степень общей чувствительности к прямым, особенно неприятным факторам, например, к боли, шуму, клиническим методам обследования;

· темперамент, характер, акцентуации характера;

· Предмет «Психология», ее задачи и методы. Предмет, задачи и направления медицинской психологии. - student2.ru характер и шкала ценностей – люди с повышенным чувством ответственности и долга по отношению к семье и обществу стараются выздороветь быстрее. Люди же с низкой степенью ответственности по отношению к близким часто используют болезнь для своей выгоды и пользы;

· медицинская сознательность проявляется реальной оценкой болезни и соответственной оценкой собственной ситуации

8. Определяемые пациентом «выгоды» болезни.

9. Тип реагирования на болезнь.

10. Воспитание и мировоззрение пациента.

11. Психологические защитные механизмы.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – это осознание, целостное представление пациента о своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни.

УРОВНИ ВКБ:

1. Чувственный.

2. Эмоциональный.

3. Интеллектуальный.

4. Мотивационный.

ТИПЫ СОМАТОНОЗОГНОЗИЙ

1) Нормосоматонозогнозия

2) Гиперсоматонозогнозия

3) Гипосоматонозогнозия

4) Диссоматонозогнозия

Типы реакций на заболевание:

- гармоничный;

- анозогнозический;

- тревожный;

- эргопатический;

- истероидный;

- паранойяльный;

- апатичный;

- меланхоличный;

- сенситивный

Дебильность

Имбецильность

Идиотия

Приобретенное слабоумие (деменция) – является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.

Нарушения восприятия.

Нарушение восприятия

— Иллюзия –это искаженное восприятие реального объекта.

Иллюзии делят:

Зрительныеиллюзии – искажение зрительного образа.

Слуховыеиллюзии характеризуются нарушением восприятия реальных шумов, звуков, которые могут пониматься как речь или иные звуки. Резкий шум за дверью может слышаться как звонок в дверь, крик на улице – как оклик по имени.

Вкусовые иллюзии проявляются видоизменением обычного для объекта вкуса.

Обонятельные иллюзии – видоизменение запаха

— Галлюцинация – восприятие, возникающее без наличия реального объекта, сопровождающееся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

— Галлюцинации делят:

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
Имеют реальную проекцию галлюцинаторного образа во вне. Не имеют реальной проекции галлюцинаторного образа вовне.
  Навязанный, «сделанный» характер галлюцинаторных образов
Яркость, звучность, громкость, интенсивность галлюцинаторных образов Тусклость, размытость, приглушенность галлюцинаторных образов
  Императивный или комментирующий характер галлюцинаторных образов (чаще вербальных)

— Дереализация – нарушение восприятия, при котором окружающее представляется нереальным, часто внешний мир воспринимается отдаленным, бесцветным.

— Деперсонализация – искаженное восприятие собственной личности в целом, отдельных качеств, а также частей тела (тотальная деперсонализация и парциальная деперсонализация)

— Синдром Алисы в Стране чудес. Он характеризуется сочетанием деперсонализационных расстройств с явлениями дереализации в виде искажений представлений о пространстве и времени, зрительными иллюзиями, чувством раздвоения личности.

— Микропсия – расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окру

Наши рекомендации