Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития

Пермь 2003

УДК 159.922.6

ББК Ю 937.4

П-863

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Пермского государственного университета С.Ю. Жданова;

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Пермского государственного педагогического университета Т.А. Попова

Авторы-составители:канд. психол. наук, доцент Т.М. Хрусталева

канд. психол. наук, Ю.С. Шведчикова

П-863 Психология развития и возрастная психология:Учебно-методический комплекс курса. Специальность 020400 – «Психология»/Сост. Т.М. Хрусталева, Ю.С. Шведчикова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь,2003. – 39 с.

Учебно-методический комплекс курса «Психология развития и возрастная психология» включает в себя программу, учебно-тематический план занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология» с указанием количества часов, отводимых на лекционные, практические и лабораторные занятия; тематические планы практических и лабораторных занятий; список рекомендуемой литературы для подготовки к занятиям; темы рефератов, вопросы к экзамену; требования к уровню подготовки, библиографический список, вопросы и тестовые задания для самопроверки знаний.

Учебно-методический комплекс адресован студентам и аспирантам факультетов психологии и преподавателям психологических дисциплин.

УДК 159.922.6

ББК Ю 937.4

Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета

© Хрусталева Т.М., Шведчикова Ю.С.,

Составление, 2003

Пояснительная записка

Учебный курс «Психология развития и возрастная психология» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 – «Психология».

Предметом курса является рассмотрение развития человека в перспективе его онтогенеза. Такой подход заложен в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анциферовой и др. Развитие человека при этом понимается как динамический процесс, обусловленный совокупностью биологических, психологических, социальных и других факторов.

Профессиональная психологическая подготовка предполагает овладение знаниями о различных подходах к анализу процесса психического развития человека, его условиях, закономерностях и факторах. Основными задачами курса «Психология развития и возрастная психология» являются:

1. Формирование у студентов системы знаний об особенностях возрастных периодов и о генезисе различных психических функций;

2. Создание четкой современной картины развития психики в онтогенезе с учетом механизмов и движущих сил развития, выявлением узловых моментов в системе разнообразных теоретических концепций и эмпирических знаний;

3. Ознакомление студентов с основными теоретическими подходами в исследовании проблем психического развития человека;

4. Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций теории развития и ведущих принципов отечественной психологии;

5. Ознакомление студентов с методами диагностики развития психики в онтогенезе и методологией анализа эмпирического материала с позиций психологии развития и возрастной психологии.

Программой по курсу «Психология развития и возрастная психология» предусмотрено проведение лекционных, практических и лабораторных занятий. Кроме того, программа включает в себя самостоятельную работу студентов.

Лекционный курс содержит 2 раздела, которые включают 15 тем, отражающих содержание курса.

Практические и лабораторные занятия включены в программу курса с целью организовать более глубокое ознакомление студентов с основными темами курса.

Итоговая форма контроля – экзамен. Студенты допускаются к экзамену по итогам работы на практических, лабораторных занятиях, а также по итогам написания реферативной работы.

Общая карта курса: Трудоемкость 180

Лекций 60

Практических 20

Лабораторных 10

СРС 90

Учебно-тематический план курса
«Психология развития и возрастная психология»

  Количество часов
Тема Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практические Лабораторные
Раздел I. Теоретические вопросы психологии развития и возрастной психологии.
1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии    
2. Теории развития человека      
3. Детерминанты психического развития    
4. Закономерности психического развития    
5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития  
Раздел II. Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития
6. Пренатальный период развития      
7. Психическое развитие младенца      
8. Развитие психики в раннем детстве      
9. Развитие психики в дошкольном возрасте    
10. Развитие психики в младшем школьном возрасте  
11. Психологические особенности подростка    
12. Психология юношеского возраста      
13. Психология взрослого возраста    
14. Психология старения и старости    
15. Развитие личности в условиях депривации и особых условиях      
Итого  
Форма контроля Экзамен  
                   

Программа курса

Раздел I. Теоретические вопросы психологии развития и
возрастной психологии

Список литературы по курсу

«Психология развития и возрастная психология»

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; М., 2000.

5. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. М., 2001.

10. Возрастная психология: личность от молодости до старости/Под ред. М.В. Гамезо и др. М., 1999.

11. Возрастные аспекты онтопсихологии./Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко СПб., 1993.

12. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.

13. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002.

14. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М., 1995.

15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995.

17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1982-1984.

18. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995.

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996, 1999, 2000.

20. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

21. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.; Воронеж, 2000.

22. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.

23. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

24. Коломский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1992.

25. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

26. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980 (1982).

27. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

28. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.

29. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М., 2001.

30. Лангмеер И., Матейчик З. Психологическая депривация в детских возрастах. Прага, 1984.

31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981 (1990).

32. Ливерхуд Б. Кризисы жизни, шансы жизни. Калуга, 1994.

33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996 (1999).

35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.

36. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

38. Практикум по возрастной психологии/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

39. Принципы развития в психологии. М., 1978.

40. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

41. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

42. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А. Реана. М., 2002.

43. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/Под ред. И.В. Равич-Щербо. М., 1988.

44. Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология. Л., 2001.

45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

46. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии.
С.-Петерб.ГУ, 1995.

47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

48. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

49. Флейвелл Д. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

50. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудиса. М., 1981.

51. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999. Ч.2.

52. Хрестоматия по детской психологии/Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.

53. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М., 2002.

54. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

55. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

56. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

58. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

59. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

Планы практических и лабораторных занятий
и задания для самостоятельной работы

Семинар №1

Семинар №2

Семинар №3

Семинар №4

Семинар №5

Семинар №6

Дошкольный возраст.

1. Основные психологические характеристики дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Развитие личности и эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

5. Кризис 7 лет.

6. Готовность к школе.

Литература для чтения:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. С. 82-120.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл. 17, 18.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. М.; Воронеж, 2000. С. 130-163.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Гл. VIII. 1,2.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-75.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. ., 1998. Гл. VI.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.

Литература для конспектирования:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб. 1997. С. 197-211.

2. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 208-211.

4. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту//Хрестоматия по детской психологии. М., 1996. С. 242-248.

5. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет//Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов дошкольника.

2. Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

Литература:

1. Немов Р.С. Психология. Т. 3. М., 1995.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

3. Коломенский Я.А., Панько Е.А., Белоус А.И. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М., 1997.

4. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

План лабораторного занятия:

1. Анализ диагностических отчетов.

2. Сравнение с теоретическими данными об особенностях психического развития в дошкольном возрасте.

Семинар №7

Младший школьный возраст.

1. Основные психологические характеристики младшего школьного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

4. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

5. Развитие личности младшего школьника.

6. Проблема адаптации и дезадаптации к школе.

Литература для чтения:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. С. 120-139.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл. 19.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. М.; Воронеж, 2000. С. 163-185.

4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. Гл. VII 2,3.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-75.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998. Гл. VII.

7. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.

Литература для конспектирования:

1. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 77-89.

2. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 158-160.

Тема для доклада:

1. Проблема школьной дезадаптации.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов, произвольности младшего школьника.

2. Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

Литература:

1. Немов Р.С. Психология. Т. 3. М., 1995.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

3. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

4. Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. М., 2001.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

План лабораторного занятия:

1. Анализ диагностических отчетов.

2. Сравнение данных отчетов с теоретическими данными об особенностях психического развития в младшем школьном возрасте.

Семинар №8

Подростковый возраст.

1. Основные психологические характеристики подросткового возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие познавательной сферы подростка.

4. Развитие личности в подростковом возрасте.

5. Кризис подросткового возраста.

Литература для чтения:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1999. С. 140-161.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. Гл. 20.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. М.; Воронеж, 2000. С. 186-229.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 153-163.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1991.

6. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1996.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

8. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002.

Литература для конспектирования:

1. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста//Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.

2. Цукерман Г.А. 10-12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии//Вопросы психологии. 1998. №3. С. 17-31.

3. Фельдштейн Д.Н. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 163-169.

4. Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. С. 126-148.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов, особенностей самосознания подростка.

2. Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

Литература:

1. Немов Р.С. Психология. Т. 3. М., 1995.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

3. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

План лабораторного занятия:

1. Анализ диагностических отчетов.

2. Сравнение данных отчетов с теоретическими данными об особенностях психического развития в подростковом возрасте.

Семинар №9

Семинар №10

Темы рефератов

1. Проблема психического развития в пренатальный период.

2. История отечественной возрастной психологии.

3. История зарубежной возрастной психологии.

4. Факторы психического развития.

5. Отечественные теории психического развития.

6. Зарубежные теории психического развития.

7. Психологические особенности новорожденного.

8. Центральные задачи периода новорожденности в развитии человека.

9. Развитие познавательной сферы младенца.

10. Центральные задачи младенчества в развитии человека.

11. Развитие психических функций в раннем детстве.

12. Развитие речи в раннем детстве.

13. Особенности общения в раннем детстве.

14. Предметно-манипулятивная деятельность как фактор психического развития в раннем детстве.

15. Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте.

16. Развитие речи в дошкольном возрасте.

17. Развитие мышления в дошкольном возрасте.

18. Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.

19. Развитие личности в дошкольном возрасте.

20. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

21. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

22. Психологическая готовность к школе.

23. Школьная дезадаптация.

24. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

25. Развитие мышления младшего школьника.

26. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

27. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

28. Развитие общения в младшем школьном возрасте.

29. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности младшего школьника.

30. Подростковый возраст как критический и переходный этап в развитии человека.

31. Психологическая сущность подросткового возраста: проблемы и подходы.

32. Личность подростка.

33. Развитие психических процессов в подростковом возрасте.

34. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

35. Особенности общения в подростковом возрасте.

36. Взаимодействие подростка со взрослыми.

37. Взаимодействие подростка со сверстниками.

38. Проблема выбора профессии в юношеском возрасте.

39. Центральные задачи ранней юности в развитии человека.

40. Развитие самосознания в юношеском возрасте.

41. Проблема самоопределения в юношеском возрасте.

42. Взаимоотношения с противоположным полом в юношеском возрасте.

43. Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте.

44. Развитие мышления в юношеском возрасте.

45. Развитие личности в юношеском возрасте.

46. Особенности взаимоотношений с другими людьми в юношеском возрасте.

47. Проблемы кризиса во взрослых возрастах.

48. Центральные задачи взрослости в развитии человека.

49. Развитие личности во взрослых возрастах.

50. Развитие интеллектуальной сферы во взрослых возрастах.

51. Психологические особенности пожилого возраста.

52. Психологические особенности старческого возраста.

53. Психологические особенности подготовки к смерти.

54. Центральные задачи старческого возраста в развитии человека.

55. Отношения людей старческого возраста с другими людьми.

56. Развитие общения в детских возрастах.

57. Развитие общения во взрослых возрастах.

58. Развитие воображения в детских возрастах.

59. Развитие мышления в детских возрастах.

60. Развитие мышления во взрослых возрастах.

61. Развитие памяти в детских возрастах.

62. Развитие ощущений и восприятия в детских возрастах.

63. Развитие самосознания в детских возрастах.

64. Развитие самосознания во взрослых возрастах.

65. Развитие мотивационной сферы в детских возрастах.

66. Развитие мотивационной сферы во взрослых возрастах.

67. Развитие эмоционально-волевой сферы в детских возрастах.

68. Развитие эмоционально-волевой сферы во взрослых возрастах.

69. Развитие способностей в дошкольных возрастах.

70. Развитие способностей в школьных возрастах.

71. Сензитивность как предпосылка развития способностей в детских возрастах.

72. Гендерные различия в развитии способностей.

Вопросы к экзамену

1. Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии.

2. Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития.

3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

4. Методы возрастной психологии и психологии развития.

5. Теории развития человека: теория рекапитуляции (С. Холл), теория трех ступеней (К. Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А. Гезелл, Л. Термен), теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).

6. Теории развития человека: теории научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер), теория социального научения (Н. Миллер, Дж. Доллард, А. Бандура), когнитивная теория (Ж. Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л.С. Выготский).

7. Теории развития человека: психоаналитическая теория (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

8. Движущие силы и условия психического развития.

9. Роль врожденных, наследственных факторов и процесса созревания в психическом развитии человека.

10. Социальная среда как источник психического развития. Соотношение биологического и социального в развитии психики.

11. Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.

12. Закономерности психического развития.

13. Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии.

14. Проблема кризиса психического развития. Основные характеристики и структура кризиса. Возрастные кризисы.

15. Возрастные периодизации психического развития (обзор зарубежных подходов: З. Фрейд, А. Валлон, Э.Эриксон, Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Колберг и др.).

16. Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.

17. Основные теоретические подходы и периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.

18. Периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова и др.

19. Пренатальное развитие.

20. Характеристика периода младенчества. Кризис 1 года.

21. Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка.

22. Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет.

23. Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения.

24. Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи.

25. Психологическая характеристика личности и эмоционально-волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет.

26. Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба).

27. Готовность ребенка к школе.

28. Проблема школьной адаптации.

29. Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования.

30. Характеристика учебной деятельности младшего школьника.

31. Развитие познавательных процессов младших школьников.

32. Психологическая характеристика личности младшего школьника.

33. Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста.

34. Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста.

35. Чувство взрослости как центральное новообразование личности подростка.

36. Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками.

37. Учебная деятельность, психические процессы и умственное развитие подростка.

38. Личность и самосознание подростка.

39. Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования.

40. Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.

41. Личность и развитие самосознания в юношеском возрасте. Выбор профессии.

42. Учебная деятельность и развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте.

43. Предмет, основные проблемы акмеологии; периодизации взрослости.

44. Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы.

45. Историческая изменчивость социальной оценки старости и старения. Геронтопсихология. Периодизации и типы старения.

46. Особенности интеллектуальной сферы людей пожилого и старческого возраста. Основные пути поддержания интеллектуального долголетия.

47. Особенности личности людей пожилого и старческого возраста. Компенсаторные механизмы и активное долголетие.

48. Развитие личности в онтогенезе.

49. Развитие деятельности в онтогенезе.

50. Развитие познавательной сферы в онтогенезе

Требования к уровню подготовки

1. Понимание закономерностей и специфических особенностей онтогенетического развития человека.

2. Знание теоретических и экспериментальных исследований, которые осуществлялись в рамках психологии развития и возрастной психологии.

3. Навыки анализа возрастных характеристик развития человека.

4. Знание конкретных методов и методик психологического исследования возрастных особенностей развития человека.

5. Умение ориентироваться в научной литературе по данной проблематике.

Тестовые задания для самопроверки знаний

Разделы:

1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии. (Задания 1-4)

2. Детерминанты, закономерности и периодизации психического развития. (Задания 5-10)

3. Психологическая характеристика младенческого и раннего возрастов. (Задания 11-15)

4. Психологическое развитие дошкольника и младшего школьника. (Задания 16-20)

5. Психологические особенности подросткового и юношеского возрастов. (Задания 20-25)

6. Психологическая характеристика взрослости, старости и старения. (Задания 26-30)

Тестовые задания по психологии развития и возрастной психологии

Вариант 1

I. Возрастная психология - это наука, которая изучает:

А. Особенности развития психики в онтогенезе.

В. Психологические закономерности обучения и воспитания.

С. Особенности жизнедеятельности организма.

2. Глубокие преобразования в психике, происходящие за относительно короткий отрезок времени, определяются как:

А. Ситуационные.

В. Эволюционные.

С. Революционные.

3. Лонгитюд - это:

А. Психотерапевтический метод, используемый при лечении неврозов.

В. Исследование одной и той же группы людей (или одного человека) на протяжении длительного времени.

С. Один из методов развивающего обучения.

4. Акселерация - это:

А. Способность к ускоренному усвоению сложного учебного материала.

В. Замедление темпов физического и психического развития.

С. Ускорение темпов физического и психического развития.

5. Автором теории «культурно-исторического развития психики» является:

А. В.М. Бехтерев.

В. Л.С. Выготский.

С. С.Л. Рубинштейн.

6. Оральная стадия психосексуалыюго развития (по 3. Фрейду) соответствует возрасту:

А. От рождения до 1 года;

В. От года до трех лет.

С. От трех до пяти лет.

7. «Зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) - это:

А. Все то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но чему он может обучиться под руководством взрослого или в сотрудничестве с ним.

В. Все то, что ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи взрослого.

С. Все то, что ребенок должен усвоить в ближайшем будущем, например, к моменту окончания школы.

8. Пубертатный период - это:

А. Период, обеспечивающий максимальный отклик на определенное воздействие (воспитательное, обучающее), выражающийся в быстром росте соответствующей функции (речи, восприятия).

В. Период, связанный с активным усвоением норм и правил социальной жизни.

С. Период интенсивного полового созревания.

9. Автор теории психосоциального развития личности:

А. Ш. Бюллер.

В. Э. Эриксон.

С. Ж. Пиаже.

10. Теория С. Холла, распространившая биогенетический закон на психическое развитие детей («онтогенез есть краткое повторение филогенеза»):

А. Теория рекапитуляции.

В. Теория конвергенции.

С. Теория научения.

11. Специфическая для каждого возраста система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях; характеристика взаимодействия мира и ребенка:

А. Сензитивность.

В. Рефлексия.

С. Социальная ситуация развития.

12. Совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар):

А. Невоспитанность.

В. Госпитализм.

С. Задержка психического развития.

13. В каком возрасте у ребенка появляется «комплекс оживления»:

А. 1-2 месяца.

В. 6 месяцев.

С. К концу первого года жизни.

14. Какие сюжеты преобладают в играх детей 2-3 лет:

А. Сказочные.

В. Бытовые.

С. Учебные.

15. По Л.С. Выготскому социальная ситуация «мы» (целостное восприятие себя и взрослого) соответствует:

А. Младенческому возрасту.

В. Раннему возрасту.

С. Дошкольному возрасту.

16. Каков сензитивный период развития речи:

А. От 0 до 1 года.

В. С 1,5 лег до 5 лет.

С. С 5 до 11 лет.

17. Основным видом мышления дошкольника является:

А. Наглядно-действенное.

В. Наглядно-образное.

С. Словесно-логическое.

18. Кризис «утраты непосредственности» - это кризис:

А. Трех лет.

В. Семи лет.

С. Подросткового возраста.

19. Школьная дезадаптация - это:

А. Характеристика низкого уровня преподавания.

В. Негативный микроклимат в классном или школьном коллективе.

С. Несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.

20. К какому возрасту относится следующая характеристика познавательной сферы: «При грандиозных возможностях памяти и еще более грандиозных возможностях восприятия, интеллект - карликовый, но именно он является центральной функцией, совершающей скачок в развитии, определяющей развитие других функций» (Л.С. Выготский):

А. Дошкольный.

В. Младший школьный.

С. Подростковый.

21. Ведущий вид деятельности подростка (по Д.Б. Эльконину):

А. Учебная.

В. Учебно-профессиональная.

С. Интимно-личностное общение.

22. Переход в подростковый возраст характеризуется:

А. Появлением «чувства взрослости»;

В. Переходом в средние классы школы;

С. Началом полового созревания.

23. Для юношеского возраста характерно осознание:

А. «Я сам».

В. «Я не ребенок».

С. «Я уникален».

24. К какому возрасту можно с уверенностью отнести следующее высказывание И.С. Кона: «Вся психология ... пронизана сексуальностью»:

А. Подростковый возраст.

В. Юношеский возраст.

С. Взрослостъ.

25. Для самооценки подростка характерно:

А. Устойчивость, адекватность, критическое отношение к оценке окружающих.

В. Самооценка нереалистическая, завышенная в норме.

С. Сверхобобщенность, неустойчивость, присвоение оценки окружающих.

26. Период онтогенеза, характеризующийся наивысшим расцветом физических и духов­ных сил:

А. Детство.

В. Юность.

С. Зрелость.

27. Изучение факторов, препятствующих геронтогенезу, является одной из задач:

А. Общей психологии.

В. Социальной психологии.

С. Геронтопсихологии.

28. Акмеология - это наука, изучающая:

А. Кризисы возрастного развития.

В. Пожилой и старческий возраст.

С. Взрослых людей.

29. Нормативный кризис «середины жизни» (кризис 35 лет) характеризуется:

А. Переживанием проблем семейной жизни.

В. Профессиональным ростом.

С. Подведением предварительных итогов, с идентификацией «Я» и пересмотром образа жизни.

30. С позиции современной геронтопсихологии пожилой и старческий возраст - это:

А. Возраст мудрости и активного долголетия.

В. «Осень» жизни, физическое «доживание».

С. Возраст болезней, потерь и одиночества.

Вариант 2

1. Глубокие преобразования в психике, происходящие за относительно длительный отрезок времени, определяются как:

А. Ситуационные.

В. Эволюционные.

С. Революционные.

2. Ретардация - это:

А. Сп<

Наши рекомендации