БИЛЕТ 1 Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками.

БИЛЕТ 1 Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками.

Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являютсяпсихические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являютсяфакты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Задачи психологии:

· изучение механизмов психическихявлений и процессов;

· анализ закономерностей развития психических явленийи процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

· всяческое внедрение знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Отрасли психологии:

1. Общая психология – исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность .С их помощью человек получает и обрабатывает информацию о мире

Общая психология

Психология познавательных процессов Психология личности

(ощущения, восприятие, внимание) (Эмоции, воля, способности)

2. Генетическая – наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа

3. Социальная – человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного вида группах, в частности в семье и школе

4. Педагогическая – объединяет информацию об обучении и воспитании

Связь психологии с другими науками.

Учения Демокрита, Платона, Аристотеля стали отправной точкой и основой развития психологических идей. В 3 веке до н.э. александрийские врачи Геофил и Эразиаст изучили зависимость психических функций от раздражений мозга. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные его органы неразрывно связаны с психикой. Во 2 веке до н.э. римский врач Гален, обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики. Значит психология связана с биологией

Влияние математики, в частности открытие интегрального и дифференциального исчисления сказалось на учении о бессознательной психике. Картина психической жизни выступала теперь в виде интеграла. Психология связана с математикой.

Психология и философия. Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.

БИЛЕТ 2 Методы психологического познания. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Им выделяются следующие четыре группы методов:

Организационные методы

сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Эмпирические методы

наблюдение и самонаблюдение;

экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

анализ продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных

количественный (статистический);

качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Интерпретационные методы

генетический анализ материала в плане развития (динамики) с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов, переходов от одного уровня развития к другому, т. п.);

структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

БИЛЕТ 3 Общие закономерности психического развития. Сущность психического развития в онтогенезе.

Л.С. Выготский выделил следующие законы психического развития:

1. детское развитие имеет логическую организацию во времени: свой ритм, который меняется в разные годы;

2. закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);

3. закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;

4. закон развития высших психических функций: ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.

Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям:

1. Социализация. Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты.

2. Интериоризация – усвоение внешних социальных норм, в ходе которого ребенок усваивает средства деятельности и общения, на основе чего формируется его сознание и личность.

3. Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация, которая поэтому легко усваивается и перерабатывается

4. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики.

5. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий

БИЛЕТ 4 Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.

У человека есть 2 линии развития:

1) натуральная;

2) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное .мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Живопись имеет знаковую систему (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).

Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак.

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и впоследствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Натуральными процессами нельзя управлять, высшими психическими функциями – можно.

Основной путь возникновения высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития.

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

БИЛЕТ 5 Человек как субъект, личность и индивидуальность

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами.

Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Субъект деятельности - человек в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятельность.

Субъект - это человек на высшем уровне своей активности, целостности, автономности. Каждый человек должен уважать другого - его самостоятельность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избирательности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.

Непременный и важный признак личности - индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.

В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.

Билет 6 Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Социальная ситуация психического развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды.

Возрастная периодизация - разделение жизненного цикла человека на отдельные периоды и определения возрастных границ этих периодов.

Социальная ситуация развития была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Социальная ситуация развития - это сложившаяся система взаимоотношений ребенка со средой (со взрослыми) Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность – деятельность ребенка, которую он осуществляет в пределах социальной ситуации развития.

Возраст, Л.С.Выготский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов:

Наглядно – действенное.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в практике, а затем в теории. Наглядно – действенное мышление – это мышление, при котором доминантной деятельностью является практическая деятельность

Наглядно – образное.

В простейшей его форме возникает преимущественно у дошкольников. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не всегда должен прощупать заинтересовавший его предмет. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями

Отвлеченное.

Возникает на основе практического и наглядно – чувственного опыта. Мышление возникает в форме отвлеченных понятий и суждений.

Операции мышления:

Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различий

Анализ (расчленение предмета на образующие его части) и синтез (соединение отдельных частей предметов) – неразрывно связаны между собой. В единстве дают полное и всестороннее знание действительности

Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов при отвлечении от несущественных свойств

Обобщение (связано с абстракцией – предметы и явления соединяются вместе) и конкретизация (мысленное представление чего – либо единичного, что соответствует общему положению)

Формы мышления:

Суждение – высказывание чего – либо о чем – то, утверждение или отрицание каких – либо отношений между предметами или явлениями. Суждение может быть истинным(есть знания об этом предмете) или ложным(суждение выражает незнание). Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза – яркий пример необходимости проверки высказанного суждения.

Предположительные суждения – которые могут быть истинными, а могут быть и ложными («Может быть, завтра будет дождь»)

Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений

Существуют индуктивные(от частного к общему) и дедуктивные(от общего к частному) умозаключения

Понятие– это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Билет 24 Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика.

Речь – это исторически сложившаяся форма людей, посредством языка речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. В свою очередь этот язык – это системы фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык – это сложное диалектическое единство. Т.к. речь под влиянием ряда факторов (пример: развитие науки и т.д.) изменяется и совершенствуется. Речь сама по себе в фонетике – это генерация различных акустических явлений (звуков) на основе работы артикуляционного аппарата. Речь это сложное явление.

Язык должен быть одинаковым для всех людей данного этноса. Язык допускает индивидуальное своеобразие, в речи каждого человека выражается его собственная личность, его психологическая сущность. Язык отражает психологию народа, который его создал, связан с культурно-экологическим аспектом. Язык развивается независимо от конкретного человека, хотя отдельный человек может придумать слово и комбинацию слов, которая в дальнейшем войдет в состав языка (Маяковский придумывал слова).

Виды речи:

1. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная речь. Внутренняя формируется из внешней. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования. Она предикативна: намечает, составляет схему, план. Свернута, протекает короткими вспышками.

2. Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная. Содержание и внутренние ресурсы должны быть очень большими, потому что никто не подскажет и не поможет.

3. Устная и письменная речь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.

4. Описательная речь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.

Функции речи:

1. Коммуникативная – средство общения или сообщения.

2. Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.

3. Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.

4. Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.

Билет 25 Понятие воображения. Функции. Виды воображения и способы создания образов воображения.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Функции:

ü целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;

ü познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

ü приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего

Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.).

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

БИЛЕТ 26 Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на разных
этапах онтогенеза.

Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.

Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) над процессом индивидуализации (Инд.). Для эпохи отрочества - периода среднего школьного возраста - характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности - периода старшего школьного возраста - характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.).

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

В организуемой обществом деятельности - как предметно - практической, так и направленной на развитие взаимоотношений - создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.

Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:

- развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- формирование навыков культурного поведения;

- воспитание любви к родному краю;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:

- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

- освоение знаний об окружающем мире, о человеке;

- воспитание патриотических чувств;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

- развитие потребности проявлять заботу о других;

Задачи воспитательной работы с подростками:

- дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;

- развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

- укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;

Задачи воспитательной работы с юношеством:

- освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;

- формирование умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;

- формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;

- закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;

- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;

- формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям;

БИЛЕТ 27 Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника.
Структура игры, условия для ее возникновения.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

Д. Б. Эльконин в фундаментальном исследовании «Психология игры» (1972 г.) рассматривает эту проблему в исторической перспективе.

Он подчеркивает, что психологическая трактовка игры долгое время держалась на уровне феноменологических описаний, в которых мало-помалу вырисовывались основные характеристики этой деятельности. В. Прейер заметил в ней проявление «...живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей».

Теории игры появились в конце XIX века. Философы (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) видели причину возникновения игры в том, что после удовлетворения естественных потребностей «излишек силы сам побуждает к деятельности». В этом смысле игра есть эстетическая деятельность, поскольку не служит практическим целям. Эту теорию избытка сил развивает позднее К. Гроос в своих трудах «Игра животных» и «Игра человека», подчеркивая сходство одного и другого.

Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»

Основные его идеи сводятся к следующему.

Игра должна быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Но это уже обобщенные желания, позволяющие отсроченную реализацию. Критерий игры - создание мнимой ситуации. В самой аффективной природе игры заложен момент мнимой ситуации.

Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери.

Для возникновения игры необходимо создать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Это можно делать несколькими способами.
Во-первых, через наблюдение за поведением взрослых и сверстников, обсуждения их действий за столом, перед сном, во время умывания, переодевания, на прогулке, комментируя то, что видят дети.

Во-вторых, следует привлекать детей к посильному участию в жизни семьи, ДОО. В-третьих, через чтение им детских книжек, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей и интересных для них эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:
1) роль,
2) игровые действия по реализации роли,
3) игровое замещение предметов,
4) реальные отношения между играющими детьми. Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры.

БИЛЕТ 28 Понятие общения, функции, структура. Типология коммуникаций.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

§ информационная (обмен информацией между людьми)

§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

При характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона - состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Интерактивная сторона -заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания

Коммуникации в организации классифицируются по следующим типам:

1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2. По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3. По каналам общения - формальные и неформальные.

4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

БИЛЕТ 29Межличностные отношения в детском коллективе. Методы изучения
межличностных отношений.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в школьный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в школе. Возрастная группа класса начальной школы не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место.

Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и в . В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным.заимоотношений в группе, что во многом определяется характером. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль.

Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:

А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний». [Н. П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.

В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого человека.

Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают как нужно думать и поступать.

Выделяют следующие методы изучения межличностных отношений

Социометрическийметод - исследование межличностных отношений в группе. Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Референтометрическийметод выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные относительно особенностей межличностных отношений в группе, дает представление о статусной структуре, взаимности предпочтений, группировках, в основании которых лежит ценностный фактор. - Изучение мотивационного ядра межличностных выборов – суть заложена в самом названии данной методики. Методическая процедура выделения мотивационного ядра межличностных выборов предполагает проведение двух основных экспериментальных этапов. На первом из них с помощью либо социометрической, либо референтометрической процедуры выясняется картина (достоверность) внутригрупповых межличностных предпочтений (выявляется статус каждого члена группы). На втором экспериментальном этапе рассматриваемой методической процедуры каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам.

Изучение сплоченности коллектива (методика Р.О.Немова). Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенностей своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т. п.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы.

БИЛЕТ 30Обучение и развитие. Зоны развития по Л.С. Выготскому.

Зона ближайшего развития – термин для определения взаимосвязи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Понятие ввел советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов, оно традиционно выступает в качестве фундаментального положения в педагогической психологии и психологии развития.

Выготский объяснял, что поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку.

В качестве подтверждения своей теории Выготский приводил пример двух восьмилетних мальчиков, которые сначала поодиночке проходили тест интеллекта для их возраста, а затем под руководством экспериментатора решали задачи более сложного уровня. Во втором случае результаты соответствовали ум

Наши рекомендации