Для обучающихся к практическим и семинарским занятиям
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ и СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «Нормальная физиология – физиология челюстно-лицевой области»
для специальности 060201 – Стоматология
(очная форма обучения)
Красноярск
УДК
ББК
С
Сборник методических указаний для обучающихся к практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Нормальная физиология и физиология челюстно-лицевой области» для специальности 060201 – «Стоматология» (очная форма обучения) / сост. проф. Ю.И. Савченковым. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – ___с. ?
Составители: проф. Ю.И. Савченков
Сборник методических указаний к практическим и семинарским занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 г. по специальности 060201 – «Стоматология» (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).
1.Тема занятия №1: «Вводное занятие. Задачи практикума по физиологии, методы физиологических исследований».
2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы):
Физиология человека является одной из основных теоретических наук, фундаментом, на котором основываются все клинические дисциплины. Она практически связана со всеми науками, имеющими прямое отношение к медицине. Физиология человека имеет свою очень интересную историю, ее рождение связано с целой плеядой отечественных и зарубежных ученых, которые ее создавали. Чем же занимается физиология человека? Она изучает процессы жизнедеятельности и регуляцию этих процессов на клеточном, органном и системном уровнях, которые имеют место в организме здорового человека. Проявление этих процессов жизнедеятельности в физиологии характеризуется еще понятием функции различных органов и систем. Физиология человека относится к специальным дисциплинам, играющим большую роль в практической деятельности врача.
4. Цели обучения: глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, а также успешное изучение других дисциплин и применение полученных теоретических знаний в практической деятельности.
Общая цель: сформировать у студента современные представления о нормальной физиологии, ее целях и задачах, методах исследования, понять ее значение для медицины.
Учебная цель: формирование у студентов знаний о методах исследования функций организма в эксперименте, а также проведения исследований на человеке, используемых с целью диагностики в клинической практике; системных знаний о жизнедеятельности организма как целого; представления о закономерностях функционирования органов и систем организма и механизмах их регуляции; научиться решать ситуационные задачи.
Воспитательная цель: привить студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к страдающим различными недугами. Сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.
5. План изучения темы:
5.1. Вопросы для обсуждения на занятии:
1.Физиология как фундаментальная наука, предмет и методы нормальной физиологии.
2. Организм, основные функции организма.
3. Механизмы регуляции жизнедеятельности.
4.Понятие о функциональных системах. Структура ФС.
5. Основные принципы системогенеза.
5.2. Основные понятия и положения темы:
В ходе занятия необходимо усвоить следующие понятия: организм, функция, регуляция, саморегуляция, функциональная система, системогенез и ознакомиться с перечнем практических умений, которыми студент должен овладеть на кафедре физиологии.
Перечень практических умений, которыми студент должен овладеть в курсе нормальной физиологии:
Навыки
1.Заключение о состоянии системы крови.
2.Заключение о физиологических свойствах сердечной мышцы по ЭКГ.
3.Заключение о выделительной функции почек по общему клиническому анализу мочи.
4. Оценка вентиляционной функции легких.
5. Оценка результатов определения основного обмена.
Умения
1. Подсчитать количество лейкоцитов в камере Горяева.
2. Подсчитать количество эритроцитов в камере Горяева.
3. Определять скорость оседания эритроцитов.
4. Определить концентрацию гемоглобина по Сали.
5. Определить групповую принадлежность крови.
6. Наложить электроды для регистрации ЭКГ в стандартных отведениях.
7. Измерить АД методом Рива-Роччи.
8. Измерить АД по Короткову.
9. Провести спирометрию и спирографию.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Нарисовать в протокольной тетради схемы саморегуляции по отклонению и по возмущению, а также общую схему функциональной системы по П.К. Анохину.
1. Тема занятия №2 «ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ»
2. Форма организации учебного процесса - практическое занятие
3. Значение темы: актуальность и значимость изучения этой темы связана с тем, что все их клетки обладают раздражимостью, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды изменением своей структуры или функции. Изменения структуры и функций организма и его клеток в ответ на различные воздействия называют биологическими реакциями. Понятие биологической реакции включает все виды ответной деятельности организма, его клеток и органов на различные воздействия. Реакции клеток проявляются в образовании в них различных химических соединений, преобразовании потенциальной энергии в кинетическую (электрическую, механическую, тепловую, световую), совершении той или иной работы (перемещении в пространстве, выделении тех или иных веществ, работе по концентрированию в клетке определенных электролитов и т.п). Еще более разнообразны реакции целостного организма, в особенности - сложные формы поведения. В процессе их осуществления меняется деятельность многих органов и бесчисленного множества клеток, ибо организм всегда реагирует на различные воздействия как единое целое, как единая сложная система.
4. Цели обучения:
Общая цель: Усвоение студентами понимания организации, осуществления и регуляции физиологических функций организма человека.
Учебная цель: Изучить физиологические механизмы формирования процесса ответной реакции тканей на раздражение возбуждением.
Психолого-педагогическая цель: сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы
5. План изучения темы:
5.1. Контроль входного уровня знаний: