Рекомендации подготовки ответов к практическим (семинарским) занятиям. Общие рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Общие рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

Одной из основных форм учебной работы в вузе являются практические (семинарские) занятия. Они тесно связаны со всеми формами обучения – лекциями, консультациями, самостоятельной работой и играют важную роль в учебно-воспитательном процессе.

Целевое назначение практических (семинарских занятий) – расширить и закрепить знания, полученные на лекциях, в процессе самостоятельной работы и на консультациях; научиться четко и правильно излагать свои мысли; выработать навыки публичных выступлений и дискуссий; оказывать помощь в изучении источников и литературы, в выборе оптимальных вариантов концепций и подходов.

Форма практического (семинарского) занятия определяется его темой. Тематика практических (семинарских) занятий разработана в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине.

Каждый студент обязан активно и творчески продумать содержание ответов на все вопросы, выносимые на занятия. Для облегчения выполнения работы можно рекомендовать составление развернутого плана или тезисов. Это облегчит сбор материала и его систематизацию.

До занятия студенты обязаны изучить минимум рекомендованной литературы и источников. Ответы студентов должны основываться на обстоятельном знании указанной литературы к той или другой теме, а также тех новых публикаций, которые появились позднее и не были включены в список литературы. Это даст возможность глубоко раскрыть содержание темы. При подготовке к ответу необходимо в первую очередь обратить внимание на изучение материала содержащегося в учебных пособиях, монографиях, рекомендованных студентам в списке литературы по той или иной теме. В случае необходимости студент может составить развернутый план ответа и (или) подготовить тезисы устного выступления.

На занятиях нужно внимательно следить за выступлениями однокурсников, ставить неясные вопросы на обсуждение группы, обращаться за разъяснением к преподавателю, делать дополнительные записи в тетради. Внимательное прослушивание выступающих на семинаре дает возможность, опираясь на изученный материал, определить, достаточно ли глубоко изложен вопрос, показано ли его значение в современных условиях, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следует выступить и дополнить сообщения товарищей, уточнить те или иные положения, поставить новые вопросы. В этом случае на семинаре может развернуться дискуссия, споры по обсуждаемой теме.

Рекомендации подготовки ответов к практическим (семинарским) занятиям

Наиболее сложным для студента представляется выступление перед аудиторией. Порой студент может выполнить задание к семинару (читает, конспектирует и др.), но не может преодолеть барьер смущения перед группой и отказывается от выступления, что негативно влияет на его оценки. Поэтому важно овладеть способами публичного выступления.

Вы должны понимать, что настоящее образование – есть самообразование, предполагающее самостоятельное прочтение и анализ литературы. Для этого необходимо уметь работать с литературой: найти необходимую книгу в библиотеке, материал в Интернете; вдумчиво прочитать их и составить собственное размышление по поводу прочитанного, уметь выделить главное в тексте, успешно выступить. Направление к самообразованию вы получаете на лекции. В ходе лекции вам необходимо не только записать за лектором материал, но и продумать услышанное, суметь выделить в лекции самое главное. Важно обратить внимание на рекомендованную лектором литературу.

Ваши выступления могут быть в виде доклада, содоклада, ответ на вопрос, дополнение, высказывания своего мнения и др. Помните, что вы выступаете перед такими же ребятами, как и вы. Почти все они все имеют страх и комплекс перед выступлением. Только одни уверенно борются с ним, а другие – нет. Не бойтесь ошибиться в своем выступлении. Это допустимо.

Знаменитый психолог Д. Карнеги советовал людям, боящимся публичных выступлений следующий приём. Нужно выйти перед аудиторией и начать говорить о проблеме, в которой вы ничего не смыслите. Вас освистают, осмеют, прогонят. Ну и что? Что произошло? Люди, которые вас не знают, подумают о вас, что вы чудак. Но какое вам дело до них? А друзья, во-первых, плохо не подумают о вас; во-вторых, они легко поймут вас; и, в-третьих, весело оценят ваш юмор. В итоге, вы преодолели барьер стеснительности, да ещё и прослыли оригиналом. Человек боится плохого мнения о себе. Чтобы выступать публично, нужно овладеть некоторыми навыками.

При подготовке студента к выступлению на семинаре рекомендуется:

1) прочесть лекционный материал;

2) ознакомиться с соответствующим разделом учебника;

3) законспектировать материал рекомендованной монографии или статьи;

4) составить примерный план выступления по вопросу, поставленному в плане семинара.

В дальнейшем, взглянув на эту запись в ходе семинара, Вы легко вспомните и сформулируете проблему в объеме не только целого абзаца, но даже параграфа учебника или монографии. Для людей, не слишком часто выступающих на семинарах, неплохо бы прорепетировать (желательно вслух) своё выступление. Так вырабатывается навык публичных выступлений, без которых невозможно реализоваться образованному человеку: ни профессионально, ни социально.

Получая опыт выступлений на семинарах, будущий специалист осваивает умение не только абстрактно мыслить, выстраивать систему научных доказательств (или хотя бы систему изложения), представлять и понимать предмет своего выступления, но и учиться заинтересовывать аудиторию своей речью. Лучше, если вы не будите сбиваться на тональность ученического ответа, мучительно вспоминая текст учебника или лекции и отчитываться за полноту его изложения. Высшее образование предполагает не только механическое заучивание материала, сколько умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Уверенность выступающему придаёт именно знание материала.

Способ его донесения можно отрабатывать, на первых порах, на слушателях, которым вы симпатизируете (друг, соседи по комнате, брат, сестра, родители и др.). Разумеется, нельзя превращать эту «репетицию» в скучную процедуру, от которой ваши близкие вскоре будут уклоняться. Делать это надо в форме «случайной» постановки вопроса, ответ на который знаете только Вы. Вы тренируетесь в изложении исторических фактов. А ваш рейтинг в глазах окружающих растёт. Пройдет какое-то время, и вы заметите в себе качественные изменения, свойственные образованному человеку: во-первых, приобретете, уверенность в выступлении, пропадёт застенчивость; во-вторых, научитесь отделять главное от второстепенного, как при чтении литературы, так и в устном выступлении; в-третьих, в лучшую сторону изменится ваше усвоение специальных дисциплин, которые вам казались особенно трудными; в-четвертых, повысите свой авторитет и у однокурсников, и у преподавателей.

Немаловажно, если вы возьмёте за правило по каждой теме на семинаре задавать вопросы себе, преподавателю, студентам. Это полезно для тренировки ума, для рейтинга. Разумеется, нельзя вымучивать вопросы, играть в умного человека. Им вы и так станете при выше перечисленных условиях. Не забывайте, что на семинаре вы можете проявиться не только (а чаще всего, не столько) при выступлении по основному вопросу.

Широкое поле деятельности возникает при дополнениях. Для преподавателя такие студенческие дополнения особенно цены. В них обнаруживается не только знание вопроса, но и умение слушать предыдущего выступающего. А умение слушать, как известно, очень редкое качество, характеризующее мудрого человека.

Нельзя повторять уже сказанное. Тем самым Вы принижаете выступление коллеги. К тому же, это может быть воспринято за плагиат. Правильно будет, если своё дополнение вы начнете не с механического пересказывания материала, а с вступления, в котором покажите достоинства предыдущего выступающего и точно укажете на раскрываемую вами проблему. Это называется постановкой вопроса, наличие которого всегда и везде презентует выступающего как образованного и воспитанного человека.

Семинарское занятие – это диалог. Это не просто опрос «по журналу». Занятие будет полноценным, в том числе, тогда когда студенты проявляют активность (выступают, дополняют, задают вопросы). Помните об этической норме обращения к коллеге. Нельзя в присутствии человека говорить о нём в третьем лице. Местоимения «он», «она» легко заменяются словами «коллега», «предыдущий выступающий», а ещё лучше назвать предшественника по имени.

Навыки дополнительных выступлений формируют в человеке внимательность, остроту ума, мобильность мышления. Это делает вас приятным в общении человеком. Всё это в совокупности образовывает, значит, и воспитывает вас.

Планы практических (семинарских) занятий

Семинарское занятие № 1. Деловое общение: ключевые понятия.

1 Понятие общения (сущность и виды общения, функции общения, уровни общения, средства общения.)

2 Вербальное и невербальное общение.

3 Структура делового общения как единство коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон.

4 Значение общения для человека. Роль и интенсивность общения в современном обществе.

Задания, отмеченные звездочкой необходимо выполнить как домашнее.

*Задания 1. Задумайтесь над тем, какое место занимает общение в вашей жизни. В течение одной недели фиксируйте все межличностные контакты, ситуации общения, в которых вы учувствовали.

Цель наблюдения: проанализировав полученные результаты, понять то, что в разных ситуациях цели общения, а так же его результаты, эффекты могут быть разными. В одном случае в ходе общения мы узнали что-то совсем новое, в другом – пережили много приятных (не приятных) чувств, эмоций, в третьем - повысили свою самооценку и т. д. Для систематизации и дальнейшего анализа используйте таблицу.

Таблица 9

Критерии для наблюдения и оценки Дни
С кем общался              
Предмет общения              
Кто инициатор              
Личностная значимость (по 10-бальной шкале, 10-максимальная оценка, 1-минимальная)              
Моя удовлетворенность              
Предполагаемая удовлетворенность других участников общения              
Моя включенность              
Степень моей активности              
Степень моей заинтересованности              
Уровень конфликтности, напряженности              

Задание 2.Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

- Творчество подобно приготовлению торта.

- Творчество подобно падению в грязь.

- Творчество подобно любви.

- Творчество подобно починке протекающего крана.

- Творчество подобно заточке топора.

Задание 3.Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».

Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

1 Вода для корабля то же, что________для бизнеса.

2 Цветок вызывает радость так же, как_______гнев.

3 Кран для_________ то же, что__________для свободы.

4 Мой дом – это ___________.

5 Моя работа – это ____________.

6 Беспокойство – это _________.

7 Правда – это ______________.

8 Власть – это _______________.

9 Успех – это _____________.

10 Счастье – это ________.

11 Любовь – это ________.

12 Идеалы – это ________.

13 Размышление – это ____.

14 Жизнь – это __________.

Задание 4.Вообразите смешение различных видов восприятия. Например, попробуйте представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

- Чем пахнет слово «участвовать»?

- Каково на ощупь число «семь»?

- Какой вкус у голубого цвета?

- Как выглядит идея свободы?

- Какая форма у вторника?

- Каков вкус радости?

Задание 5. «Импровизация с цветом». Вспомните свой любимый цвет. В течение одной-двух минут составьте текст, убеждающий присутствующих, что этот цвет – лучший в мире!

*Деловой этикет (ответьте на вопросы, используя соответствующую литературу).

1 Встреча с высокопоставленным руководителем назначена на 13:00. Когда вы планируете появиться в его приемной?

2 Во время деловой беседы принесли чай. Вы нечаянно уронили чайную ложку на пол. Ваши действия?

3 Один из участников деловой встречи чихнул. Ваша реакция?

4 К двери лифта одновременно подошли два незнакомых между собой деловых человека (одного пола, возраста, положения). Кнопка вызова нажата до них: открывается дверь – в лифте есть место только для одного из них. Оба спешат, опаздывают. Кто из них имеет преимущество?

5 Вам предлагают пройти в дверь первым. Какие у Вас есть варианты ответа?

Наши рекомендации