Огород Валентины Михайловны, деревня Ручки
Дом местной жительницы, Валентины Михайловны.
Пенсионерка Валентина Михайловна ведет на луг свою единственную скотину - лошадь Нежданку. Делает она это рано утром, потому что днем животное мучают слепни.
Вот уже 20 лет Валентина Михайловна – вдова, живет одна, дети переехали в Тверь. Раньше работала в местном магазине, а теперь трудится в качестве соцработника – разносит продукты и лекарства тем, кто не может передвигаться самостоятельно. За это она получает ежемесячную прибавку к пенсии – 1 000 рублей.
Дарья Бородыня
Поле, деревня Ручки.
Валентина Михайловна косит траву на зиму для лошади Нежданки. Раньше зимой она кормила её опилками с пилорамы, но сейчас пилорама не работает.
Коровья ферма, деревня Ручки.
Пастух Саша выпускает коров с территории фермы для выпаса на полях. Стадо небольшое всего 70 голов, но еще несколько лет назад их было гораздо больше - около 200. Второй пастух Олег задерживается, и Саша справляется один с двумя мохнатыми помощниками — собаками Диной и Лёшей. Дина — молодая рыжая сука с игривым нравом и выразительной мордой, Лёша — уменьшенная копия гончей, с кротким карим взглядом и лаем с сипотцой. Обе собаки молодые, поджарые, но пока не опытные.
Всё идёт по плану — солнце занимает своё место на небосводе, коровы послушно выходят, собаки внимательно следят за происходящим, а Саша периодически окрикивает стадо легким русским матерком.
Александра Голубцова
Коровья ферма, деревня Ручки.
К стаду фермерских коров присоединяются еще две, которые живут у местных жителей на подворье. Одну из них привёл житель села Коля. Ему 34, он не женат, живёт с пожилыми родителями и всю жизнь провёл на этой земле. Его корова белая с черными отметинами на голове, хорошо отличимая в стаде, чаще всего держится чуть в стороне от остальных, задумчиво щипая траву и наблюдая за остальными. На вопрос как зовут корову, Коля посмеиваясь, и с легкой бранью, как и положено сельскому мужичку, отвечает: «А как себя ведёт, так и зову».
Александа Голубцова
Огород Валентины Михайловны, деревня Ручки.
Валентина Михайловна показывает свой огород. На 20 сотках растут капуста, картофель, свекла, лук. Маринованные огурцы и помидоры женщина отсылает детям в город. Ещё у неё есть 3 курицы 1 петух. Курицы уже несутся редко – старые. Похоже, скоро их отправят в суп.
Дарья Бородыня
Деревня Ямники.
Дядя Толя – мужчина предпенсионного возраста. Тридцать лет назад он купил в Ямниках колхозный дом, где все эти годы живёт с семьёй. По молодости работал шофёром, потом несколько лет пастухом. Сейчас, по словам дяди Толи, он живёт шабашками - помогает по хозяйству одиноким бабушкам.
- Кому дров наколоть надо, - говорит дядя Толя, - кому кран починить. Я всё могу.
Олёна Жолобова
Коровья ферма, деревня Ручки.
Со стороны деревни немного неуверенно и сонно выходит пастух Олег. Он молчалив: немного запаздывает с помощью другу и коллеге Саше подгонять стадо. В работе неспешен и без лидерских задатков. Собаки узнают его и, улыбаясь, подходят поздороваться с товарищем. Затем вся компания усаживается на пригорок у дороги, с которого лучше всего видно поле с пасущимся на нем стадом. Пастухи будут находиться с животными весь день, присматривая за их безопасностью и благополучием.
Александра Голубцова
Деревня Ямники
К дяде Толе заходят соседи - Виктор (он живёт в Санкт-Петербурге, а в Ямники приезжает с женой на лето) и Николай Петрович (много лет все в деревне его звали Фёдор, пока не выяснилось, что он никакой не Фёдор, а очень даже Николай) «поправить здоровье». Николай решает сходить вместе с дядей Толей за черникой.
Олёна Жолобова
Деревня Ямники
Тракторист Алексей выходит из дома.
- Интересно, разрешат ли мне сегодня заправиться и работать? – задаёт он риторический вопрос соседям на улице.
Два дня назад воры украли солярку, заготовленную для уборки. Преступников пока не нашли.
Олёна Жолобова
огород Валентины Михайловны, деревня Ручки
Чаще всего жители деревни жалуются на всеобщее пьянство и безработицу. Валентина Михайловна тоже жалуется:
- Наши алкоголики на водку как зарабатывают - обкрадывают соседские огороды, а наворованное продают дачникам.
Дарья Бородыня
Деревня Ямники
Дядя Толя надевает сапоги-заброды, а мне и Веронике (преподавателю Социологического отделения Летней школы) выдаёт по ведёрку и паре резиновых сапог:
- В вашей обуви ходить в лес нельзя: росы много, змеи. Хотя я пойду впереди и основную росу приму на себя.
Олёна Жолобова
Деревня Ямники.
По дороге в лес дядя Толя замечает, что Николай неправильно обул сапоги.
- Переобувайся, давай. А то не дойдёшь до леса.
У деревенских есть примета: если заблудился в лесу, надо переобуть обувь: правый сапог на левую ногу и наоборот. Тогда обязательно выберешься на нужную тропинку и найдёшь обратную дорогу.
Олёна Жолобова