Задания для самостоятельной работы, магистры «Социология», 2013/14 г.

· Написание эссе на тему «Компетентный выпускник университета: что это значит?» или «Инновации в высшем образовании: необходимость и возможности»

· Разработка рекомендаций самому себе по развитию готовности к работе преподавателя высшей школы;

· Подготовка текстов научного стиля (план, конспект, тезисы, аннотация) по педагогической статье;

· Анализ педагогической статьи в технологии «Шесть шляп мышления».

· Подготовка опорного конспекта по теме «Технология создания опорного конспекта»

· Выполнение проекта по педагогике высшей школы (тема – по выбору студентов и согласованию с преподавателем)

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Эссе содержит собственное мнение (личностный смысл) автора по обсуждаемому вопросу (проблеме), его отношение. Рекомендуется следующая структура: вводная часть (около 30 слов), основная часть (около 60 слов), заключительная часть (около 30 слов). Учебное эссе может занимать примерно 1–2 страницы печатного текста. В эссе могут быть использованы разные точки зрения по обсуждаемому вопросу, с которыми автор эссе выражает согласие или несогласие, и то. и другое должно аргументироваться.

План - самая краткая запись основных положений готового или вновь создаваемого научного текста. План не передает фактического содержания, лишь указывая на него и схему его подачи.

При составлении плана готового научного текста осуществляется:

· установление членения текста на смысловые блоки;

· определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;

· формулирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.

При составлении плана создаваемого научного текста выполняется следующее:

· прогнозирование структуры создаваемого текста через его трехчастность (введение, основная часть, заключение);

· определение главной мысли каждой части;

· установление круга важных вопросов в составе каждой части;

· формулирование пунктов и подпунктов, составляющих в целом логическое единство.

Конспект – вид текста научного стиля:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

· показывает внутреннюю логику изложения;

· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

· отражает отношение составителя к материалу;

· может использоваться не только составителем, но и другим читателем.

О ЧЕМ говорится

В конспекте важно отразить ЧТО утверждается

КАК доказывается

При составлении конспектов важно сохранить логику изложения, следует избегать многословия, излишнего цитирования.

Аннотация - краткая информация о каком-либо издании, характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чем говорится в первичном документе.

Текст аннотации может содержать сведения о типе и назначении текста; о задачах, поставленных автором; методах; описание структуры аннотируемого труда; предмета и темы, основных положений текста, указание рекомендуемой читательской аудитории.

При составлении аннотации можно использовать следующие распространенные выражения:

В статье рассмотрены...

Показан...

Большое место занимает характеристика...

Приводится общирный материал...

Исследование ведется через рассмотрение таких важных проблем, как...

Вскрывая сущность..., автор впервые дал научное определение... и т. д.

Статья представляет интерес (может быть полезна) для…

Тезис – 1. положение, требующее доказательства.

2. положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

основных мыслей сочинения.

Тезисы (по Н.Н.Соловьёвой):

Ø Повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

Ø Всегда имеют доказательства;

Ø Выявляют суть содержания;

Ø Позволяют обобщать материал;

Ø Ценны для критического анализа сочинения.

Виды тезисов: простые (чаще всего составляются из цитат); основные (формулируются обычно самостоятельно); сложные (совмещают в себе записи двух видов).

Схема построения тезиса

Учебный проект по педагогике высшей школы – разновидность учебно-исследовательской работы. Предполагает анализ литературных источников по избранной теме педагогического проекта, изучение опыта работы преподавателей, разработку рекомендаций практического применения результатов (в идеале с их апробаций в период научно-педагогической практики).

Наши рекомендации