Развитие исследовательских умений школьников в условиях новых образовательных стандартов
В условиях модернизации системы образования большое значение приобретает распространение и внедрение в образовательную практику различных форм проектной и исследовательской деятельности учащихся. Ребенок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх наблюдая за окружающим, сравнивает, систематизирует, анализирует события и явления, обобщает их. Часто производит опыты с предметами, которые вызывают у него интерес, т.е. делает то, что характеризует деятельность ученого. Разница заключается только в том, что стихийное исследовательское поведение ребенка, его индуктивные и дедуктивные рассуждения не являются специально организованными исследованиями. Превращение процесса удовлетворения детского любопытства и интереса в полезную и общественно значимую деятельность становится одной из главных задач образовательного учреждения.
Существует две основные разновидности мыслительного процесса – индукция и дедукция. Как пишет известный американский педагог и психолог Дж. Дьюи: «Между тем как индукция переходит от отдельных подробностей (или частного) к связному взгляду на положение (общему), дедукция начинает с последнего и идет обратно к частному, соединяя и связывая его. Индуктивный процесс ведет к открытию связующего принципа, дедуктивный – к его проверке – подтверждению, отвержению, изменению на основании своей способности превращать различные подробности в целостный опыт» [1]. В соответствии с двумя основными разновидностями мыслительного процесса выделяются две основные разновидности методики исследования, которые имеют следующую структуру: - мотивация (создание проблемной ситуации);- исследование (может быть в малых группах);- организация информации и обмен информацией; - связывание информации;- поведение итогов, рефлексия. [2].
И еще два дополнительных этапа – постановка новых вопросов и применение, которые могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивное и дедуктивное исследования направлены на достижение разных целей – открытие связующего принципа в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.
В стандартах нового поколения формирование исследовательской культуры школьника рассматривается как процесс его саморазвития уже с дошкольного возраста и продолжается в течение всей его жизни. Ребенок в процессе обучения приобретает необходимый опыт познания окружающего мира с помощью важных исследовательских умений. В ходе осуществления индуктивных и дедуктивных исследований, на разных этапах занятия-исследования как в урочной, так и внеурочной деятельности, включающей индивидуальную и групповую формы работы, школьники учатся ставить исследовательские вопросы; формулировать проблемы; выдвигать гипотезы; составлять план работы; вести наблюдения; планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы, модели и т.п.); систематизировать информацию; представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.). Темы для исследовательской работы детей условно можно объединить в три основные группы [3]: а) фантастические, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; б) эмпирические, связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; в) теоретические, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах. К последней группе относится тема приобщения младших школьников к историческим событиям Отечественной войны 1812 года, двухсотлетие которой отмечается в следующем году.
Например, рассмотрим следующую тему проекта: Башкирские воины в Отечественной войне 1812 года.
Учебный предмет: познавательная внеурочная деятельность.
Участники: учащиеся 4 классов.
Продолжительность: 9 часов.
Цель: доказать участие башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года.
Задача: сбор материалов о военных подвигах башкирских воинов, создание карты их продвижения.
Продукты: компьютерные слайд-фильмы, фотоальбомы и рисованные карты.
Необходимое оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, видео-, аудиоаппаратура, книги, энциклопедии, музейные материалы – карты, образцы оружия, одежды и др.
Роли: формировуются три экспертные группы, из которых: первая группа собирает и изучает материалы, связанные с войной 1812 года (кто такие Кутузов М.И., Наполеон, вооружение русской армии, обмундирование солдат и др.); вторая группа занимается сбором материалов, подтверждающих участие башкир в Отечественной войне 1812 года. Третья группа составляет карту продвижения башкирских воинов до Парижа.
Ход проекта:
Первое занятие внеурочной деятельности. Детям предлагается в исполнении педагога стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», которое сопровождается иллюстрациями романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Проводится словарная работа и дается необходимая справочная информация - в те годы служба в армии продолжалась двадцать пять лет, вот почему молодой солдат, обращаясь ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать о Бородинской битве, называет его «дядей». «Дядя» не просто солдат, он солдат-артиллерист. Он забивает снаряд в свою пушку, дремлет у лафета. Батарея его защищает редут. Так назывались квадратные полевые укрытия, обнесенные рвом и насыпью. На Бородинском поле такой редут был возведен на невысоком кургане в центре расположения русских войск. Он вошел в историю под названием «редута Раевского», который французы атаковали весь день. Это – драгуны в высоких касках, украшенных конскими хвостами, и уланы с пестрыми значками на пиках – участвовали в атаках как раз на «редут Раевского» [5].
Проводится словарная работа по тексту стихотворения: мусью – насмешливое обращение к французу, как «господину, сударю»; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями (картечь), которым стреляют прямой наводкой на дальность прямого выстрела; лафет – станок под артиллерийское орудие, подставка; бивак – стоянка войск для отдыха или ночлега под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; бусурман – так называли в народе представителей других народов [5].
На этом же занятии осуществляется постановка проблемы – участвовали ли башкиры в войне против Наполеона?
Производится деление участников проекта на группы по интересам и ставится задача перед каждой группой.
2 занятие - в группах проводится распределение тем для каждого участника проекта и составляется план его работы.
3-4 – обсуждение в группах собранного материала, разработка сценария своей части проекта. Подготовка к презентации.
5-6 занятия – оформление проектов каждой группой.
7 занятие – защита проектов каждой группы и подбор материалов для общего проекта.
8 занятие – оформление результатов проекта в целом.
9 занятие - защита общего проекта.
В результате выполнения проектов школьники приобретают навыки «научного мышления». [4]. Дети доказали себе, что действительно в Отечественной войне 1812 года приняли участие башкирские полки [7]. Они были участниками боя на знаменитом Бородинском поле. Вместе со своими мужьями воевали и женщины. При возвращении из Парижа состоялась встреча башкирских воинов со знаменитым немецким поэтом Гёте, которому подарили лук и стрелы. Дети также узнают историю песен, посвященных героям войны «Французская», «Ерян кашка» (Рыжий конь), «Кахым туря», «Хары сяс» (Русоволосая), в том числе легендарному полководцу Кутузову М.И. [6].
Таким образом, в проектной деятельности детей развиваются такие важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки как [4]:
- рефлексивные умения – осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний; отвечать не вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»;
- поисковые (исследовательские) умения - самостоятельно находить недостающую информацию; запрашивать её у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи;
- оценочные умения;
- умения и навыки сотрудничества: коллективного планирования, взаимодействия с партнером, взаимопомощи в группе;
- менеджерские умения и навыки: проектирование процесса, принятие решений и прогнозирование их последствий, анализ и коррекция собственной деятельности;
- коммуникативные умения: ведение диалога, отстаивание своей точки зрения, проведение устного опроса;
- презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Итак, для реализации требований образовательных стандартов нового поколения учителю необходимо знание методики проведения учебного исследования и активно использование её в своей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дьюи ДЖ. Психология и педагогика мышления. – М., 1997. – С. 80.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-ое изд., испр. и доп. – М.; АРКТИ, 2008. – 80 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Изд. «Учебная литература», 2006. – 208 с.
4. Развитие исследовательских умений младших школьников/ [Н.Б.Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с.
5. Лермонтов М.Ю. Стихотворения и поэмы. Башкирское книжное издательство. – Уфа. – 285 с.
6. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С.А.Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А.Кузбекова, Л.Н.Попова. – Уфа: Китап, 2003. – 264 с.: илл.
7. Асфандияров А.З. Народы Башкортостана в Отечественной войне 1812 года // «Любезные вы мои…» - Уфа: Китап, 1992.
Ф.Г. Нургалиев,
учитель истории, обществознания,
культуры Башкортостана (с. Курятмасово)