Развитие информационных и интеллектуальных умений школьников при изучении истории

Умения в обучении истории – способность ученика к осуществлению осознанных учебных действий, обеспечивающих ему самостоятельное познание прошлого. Формирование У. обеспечивает развитие познавательных способностей учащихся и, как следствие этого, общих психических качеств личности (памяти, мышления, речи и т.д.). Развитие У. учащихся - одна из ведущих целей современного среднего образования, в том числе – И.О., важнейшее условие повышения эффективности процесса обучения. Познавательные У. и опыт самостоятельной учебной деятельности ученика, возникающий на основе их применения, рассматриваются, как один из основных компонентов содержания среднего И.О. У. выступают как один из прогнозируемых и диагностируемых результатов обучения, являются важнейшим критерием успешности процесса обучения истории.

Проблемы формирования У. в обучении истории являются предметом активных методических исследований и обширных публикаций, начиная с 60-х гг. ХХ в. (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер и др.). Сложилось несколько способов общей классификации учебных У. По масштабу применения У. подразделяются на общеучебные, формируемые и применяемые при изучении всех или значительной части предметов средней школы – речь, чтение, работа с текстом, письмо, счет и т.д. и специальные, предметные. К специальным в обучении истории относятся У.: локализации исторических объектов во времени (хронологические У.) и пространстве, описания исторических объектов, исторического повествования, работы историческими первоисточниками, исторического анализа объектов прошлого, построения версий исторических событий и ряд других

По структуре действий различают простые умения, состоящие из одной-двух операций (выделить главную мысль текста, показать на карте объект) и сложные умения, состоящие из множества операций (составить конспект, выявить причинно-следственные связи). В обучении истории преобладают сложные У.

По видам деятельности различают организационные, речевые, информационные, интеллектуальные умения, умения практической деятельности. В обучении истории преобладают информационные и интеллектуальные умения. Это деление в обучении истории условно, так как приобретение информации всегда связано с мыслительными действиями, а У. практической деятельности, в большинстве случаев, связано с информационными умениями работы с источниками.

Государственные стандарты по истории в основной школе выдвигают цели: овладения элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации, формирование умений применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. В средней школе ставятся цели: развития исторического мышления, овладения умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации; формирования способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

В педагогической литературе существуют критерии определений уровня сформированности У.:

низший уровень предполагает осуществление учебных действий на интуитивном уровне (без их объяснения), при этом выполняются не все операции, входящие в У.;

средний уровень характеризуется знанием учеником определенных способов выполнения учебных действий и их выполнением по образцу в стандартных условиях;

высший уровень характеризуется знанием учеником способов выполнения учебных действий, полнотой их выполнения и способностью применять.

Формирование У. может осуществляться стихийно, «методом проб и ошибок» в процессе самостоятельной учебной деятельности. В этом случае большинство учеников достигают низшего и среднего уровня.

Высший уровень развития У. , как правило, является результатом целенаправленной, спланированной, деятельности учителя и учащихся по поэтапному формированию способов учебной деятельности. В содержание школьных курсов учителем включаются знания о структуре и последовательности рационального выполнения учебных действий в виде алгоритмов, памяток, которыми в процессе обучения овладевают учащиеся (например, как определять причинны исторических событий, как давать характеристику исторической личности и т.д.).

Процесс формирования У. предполагает приемы (этапы):

создания у учащихся мотивационной основы для освоения У.;

объяснения учителем рациональных способов осуществления учебных действий, входящих в умение, работы с соответствующими памятками, составления алгоритмов учебных действий;

показа учителем (сильными учениками) образца правильного выполнения действий, входящих в умение;

использования тренинговых заданий для отработки учебных действий (операций), входящих в умение по образцу (выполнение тренинговых заданий);

выполнения заданий для самостоятельного выполнение умения учениками;

анализа (самоанализа) и коррекции результатов овладения У.

Построение учебного материала по истории подчинено логике раскрытия знаний о прошлом. Программами, как правило, не предусматривается выделение отдельных уроков, на которых будет осуществляться формирование умений. Поэтому требуется специальная проектировочная деятельность учителя по планированию процесса формирования умений.

Наши рекомендации