Методика развития общих исследовательских умений и навыков дошкольников и младших школьников

Педагогические ситуации помогают развить у детей навык исследовательской деятельности. Поэтому в процессе занятий целесообразно использовать такие ситуации, в которых ребёнок должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие его задавать вопросы учителю (воспитателю), выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Работа по формированию исследовательских способностей начинается с постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований.

С этой целью используют разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса, например:

Задание 1. "Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете?"

Показывают мячик, куклу, яблоко или что-то другое. Предлагают при помощи карточек с символами вопросов "Что, кто, где, когда, для чего, зачем?" задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.

Задание 2."Угадай, о чём спросили".

У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Например: дети получили ответ: "Я люблю конфеты". Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.

Варианты вопросов:

- Какой вкус имеют ириски?

- Почему от конфет болят зубы?

- Существует ли конфеты, которые считают полезными для здоровья? и т.д.

Задание 3."Вопросы домашних животных".

Детей ставят в следующую ситуацию: Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

Начиная с подготовительной группы детского сада, ребёнку на различных занятиях предлагают задания на классификацию по разнымоснованиям:

1. Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин – фрукты.

2. Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб - предметы потребления.

3. Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка - "живут" в дикой природе.

4. По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.

Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы.

Для развития умения видеть проблему используют следующее задание «Изменение точки зрения на объект». (Второй год обучения)

Задание 1.Представь, что ты ребёнок и гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению дождя? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями).

В ходе выполнения задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Следует воздержаться от критики, чаще поощрять и отмечать наиболее яркие, интересные ответы (Приложение № 3). У части детей они будут неизбежно однотипны, но в дальнейшем эти упражнения позволят развить у детей способности мысленного перемещения.

Для детских исследований могут подойти следующие проблемы:

· "Почему светит солнце?"

· "Почему играют котята?"

· "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?"

· "Почему желтеют листья?"

· Почему крокодил зеленый?

· Зачем детей приводят в детский сад?

Метод наблюдения можно использовать как способ выявления проблем. Богатый информационный материал получают дети, наблюдая за питомцами уголка природы (попугаи):

- Все ли они одинакового размера?

- Все ли они имеют одинаковую окраску?

- Все ли они имеют одинаковое оперение?

- Все ли они одинаково кричат?

- Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?

- Все ли они едят одно и то же?

- Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о попугаях?

Один из приёмов развития наблюдательности является рисование с натуры.

Рассматривание неживых и живых объектов также способствует развитию наблюдательности: "Кто больше заметит изменений на школьном участке? В своём дворе? В саду?"

Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу.

Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы - основное умение исследователя. На данном этапе учащимся можно дать для работы таблицу пошаговых действий.



Этапы Содержание
Автор работы, руководитель  
Выбор темы исследования  
Цель исследования (Описание, с какой целью. Для чего была выбрана именно эта тема)
План исследования  
Гипотезы исследования · Предположим, · Допустим, · Возможно, · А что если, · Существует ли, · Сохранились ли, · Влияет ли, · Можно ли,
Методы исследования 1. Опрос одноклассников 2. Беседа с родителями, учителями 3. Интервью со специалистами 4. Изучение различных публикаций 5. Эксперимент
Наблюдения (за кем и как вы наблюдали)
Эксперименты  
Обобщение полученных знаний (игра, мероприятие, урок, защита проекта)
Выводы по исследованию  
Использованная литература  
Текст работы (выступления) Рассказ с опорой на иллюстративный материал

В 3-4 классах для выработки умения конструировать гипотезу используются следующие задания:

Задание 1. "А почему?":

Перед детьми ставится проблема: "Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?". Дети высказывают свои предположения.

В данном случае гипотезами могут быть:

- "возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам".

- "может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта";

- "вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу".

Особое внимание уделяется выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались со слов, выражающих предположение, таких как: "возможно", "вероятно" "допустим", "а может быть:…", "а что, если…".

Гипотезы можно выдвигать по следующим проблемам:

- на улицах звучит музыка,

- дети пошли в лес,

- мама долго не возвращается домой,

- человек споткнулся т.д.

Дети предполагают причину данного события.

Задание 2."Самое логичное (правильное) и самое нелогичное объяснение".

Детям предлагают задание придумать два логичных и два нелогичных объяснения по следующим ситуациям:

Ситуация: "На столе лежит открытая книга".

Возможно, такое самое логичное объяснение: "Девочка сидела за столом, делала уроки. Она захотела попить и вышла на кухню, а книгу не стала закрывать."

Возможно, такое самое нелогичное объяснение: "Девочка сидела за столом и читала книгу. Вдруг налетел вихрь, захватил девочку и унёс в дальние страны. А книга осталась лежать открытой".

Детям можно предложить следующие ситуации:

- "На улицах начал таять снег",

- "Мама сердится".

Задание станет интереснее, если придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. Представьте себе, что мухи стали размером со слонов? Люди во много раз меньше или больше, чем сейчас, летающие деревья, поющую реку, холодное солнце и дождь из конфет и т.д.

Наши рекомендации