Дополнительные индивидуальные задания
Планы семинарских занятий
Раздел 1.ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Семинар 1. Понятие психолого-педагогическое исследование. Принципы психолого-педагогического исследования
План
1. Понятие о научном исследовании. Определение понятия научное исследования (по Борытко Н.М. ).
2. Источники и условия исследовательского поиска.
3. Психолого-педагогическое исследование. Виды психолого-педагогического исследования. Психологическое исследование. Педагогическое исследование. Уровни психолого-педагогического исследования.
4. Принципы психолого-педагогического исследования.
5. Современная стратегия обновления и развития образования. Ядро психолого-педагогических концепций.
6. Актуальная проблематика современных психолого-педагогических исследований.
7. Магистерская диссертация как прикладное научное исследование.
Вопросы и задания по учебнику № 1-6 .С.43-44
Семинар 2. Логика психолого-педагогического исследования
1. Понятие о логике исследования.
2. Этапы исследования.
3. Проблема и тема исследования.
4. Сущность проблемы.
5. Актуальность темы исследования.
6. Степень разработанность проблемы.
7. Объект и предмет исследования.
Вопросы и задания по учебнику с. 43-44; № 4,5, № 10
Семинар 3. Логика психолого-педагогического исследования (обзор автореферата)
План
1. Цели и задачи исследования.
2. Группы задач: историко-диагностическая, теоретико-моделирующая, практико-преобразовательная.
3. Частные задачи: разработка цели исследования.
4. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования.
5. Планирование деятельности. Сбор и анализ эмпирических данных.
6. Заключение и выводы исследования.
Вопросы и задания по учебнику с. 43-44. № 7-9.
Семинар-практикум 4.
Индивидуальные задания (по учебнику)
Задания
1. Раскройте связь между общенаучным принципом объективности и психологическим принципом единства сознания и деятельности.
2. Разработайте памятку по организации психолого-педагогического исследования. Проведите в группе защиту памяток, выберите лучшую и доработайте с учетом преимуществ других вариантов.
3. Приведите примерную конкретизацию следующих тем исследования:
а) роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;
б) развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском возрасте;
в) проблемы школьной отметки;
г) отношение сотрудничества в педагогическом процессе.
Семинар-практикум 5
Составление ТЗ
Мини-реферат
1. Используя следующий план-алгоритм, разработайте проект исследовательской работы по выбранной теме и подготовьте презентацию:
ü Тема исследовательской работы.
ü Актуальность исследования.
ü Противоречия
ü Проблема исследования.
ü Объект исследования.
ü Предмет исследования.
ü Цель исследования.
ü Гипотеза исследования.
ü Задачи исследования.
ü Теоретические и методологические основы исследования.
ü Этапы исследования.
ü Ожидаемые научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
2. Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен следующий предмет: педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования к особенностям российской действительности?
Раздел 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Семинар 1. Методология психолого-педагогического исследования
План
1. Общие представления о методологии науки. Значение методологического знания.
2. Определение понятия методология науки и методологии педагогики (по В.И. Загвязинскому).
3. Уровни методологии: Краткая характеристика философского уровня.
4. Уровни методологии: Краткая характеристика общенаучного уровня.
5. Уровень методологии: Краткая характеристика конкретно-научного уровня.
6. Уровни методологии: Краткая характеристика методического (технологического) уровня.
Вопросы и задания по учебнику с.98-99. № 1-7.
Семинар 2. Методологические подходы в психолого-педагогическом исследовании
План
1. Понятие методологический подход.
2. Уровень общенаучный. Системный подход.
3. Синергетический подход.
4. Деятельностный подход.
5. Информационный подход.
6. Квалиметрический подход.
Вопросы и задания по учебнику С .98-99. № 8.
Семинар 3. Методологические подходы в психолого-педагогическом исследовании
План
1. Уровень конкретно-научный. Личностнло-ориентированный подход.
2. Дифференцированный подход.
3. Технологический подход.
4. Аксиологический подход.
5. Интегрированный подход.
6. Программно-целевой подход.
7. Партисипативный подход.
8. Культурологический подход.
9. Компетентностный подход.
Семинар-практикум 4
Индивидуальные задания ( по учебнику)
План
1. Проанализируйте раздел «Теоретико-методологические основы исследования» во введениях к диссертациям по педагогике разного уровня (магистерских, кандидатских, докторских). Какие подходы исследователи выбирают чаще всего? С чем, на Ваш взгляд, это связано?
2. Сопоставьте в выбранных Вами для анализа диссертациях разделы «Методологические основы исследования», «Теоретические основы исследования», «Методы исследования». Соблюдается ли в диссертационных исследованиях требование непротиворечивости уровней методологии образования?
3. В.В. Краевский утверждает: «В настоящее время исследование, как правило, должно быть обосновано еще до его реализации. Нужно обозначить исходные положения, предполагаемый результат и способ получения этого результата». Возможно ли обосновать психолого-педагогическое исследование еще до того, как оно проведено? Не нарушает ли это связей между наукой и практикой образования? Дайте обоснование своей точки зрения.
4. Проведите мини-исследования по теме: «Квалиметрический подход», «Информационный подход», «Синергетический подход».
Семинар-практикум 5
Составление ТЗ
Терминологический диктант
Учебник С. 225-234
Мини-реферат.
Какие из охарактеризованных в тексте методологических подходов вы считаете целесообразным использовать при исследовании выбранной Вами проблемы? Почему?
Раздел 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Семинар 1. Теоретические и эмпирические методы психолого-педагогического исследования
План
1. Понятие метод. Исследовательский метод.
2. Теоретические методы исследования. Анализ и синтез.
3. Теоретические методы исследования. Индукция и дедукция.
4. Диагностические методы.
5. Наблюдение. Его исследовательские возможности.
6. Опрос как метод получения социологической и психологической информации. Опрос и его виды. Специфика анкетирования, интервью, беседы.
Вопросы и задания по учебнику с. 175 № 1-3
Дополнительные индивидуальные задания.
7. Психологические тесты, их виды. Техника организации эксперимента (его различных видов) в рамках магистерской диссертации. Требования к процедуре тестирования. Техника проведения тестирования.
8. Эксперимент и его виды. Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней. Формирующий эксперимент.
9. Психосемантические методы. Проективные методы. Виды проективных методик, их характеристика, ограничения применения. Трудности реализации психосемантических методик и условия их преодоления.
10. Метод экспертной оценки.
11. Метод анализа результатов деятельности. Техника использования метода анализа продуктов деятельности.
Семинар 2. Надежность и валидность психолого-педагогического исследования
План
1. Критерии и показатели в оценке методов исследования.
2. Общие требования к методам исследования.
3. Надежность метода исследования.
4. Валидность метода исследования.
5. Дополнительные требования к методам исследования.
Вопросы и задания по учебнику с. 176-177 № 4-9