Добукварный период обучения

ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов
Обследование речи, формулировка логопедического заключения, оформление логопедической документации (речевая карта, журнал первичного обследования, журнал ежедневного учета); индивидуальной планирование логопедической работы (4-6 часов) Формирование произносительной стороны речи, преодоление индивидуальных речевых затруднений (22-26 часов)
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному произношению и восприятию звуков Формирование пра­вильного произноше­ния звуков изолиро­ванно и в слогах Формирование пра­вильного произноше­ния звука в словах в разных фонетичес­ких условиях. Дифференциация оппозиционных звуков и правильно употреблять их в собственной речи. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза
Индивидуальные занятия (до 2 часов в неделю) Анализ педагогической и медицинской документации; оценка компонентов речи (произношение, фонематический слух, слоговая структура, лексическая и грамматическая сторона речи, связная речь) 1. Развитие тонкой моторики. 2. Формирование направленной воздушной струи. 3. Формирование точных движений органов артику­ляции посредством артикуляционной гимнастики. 4. Уточнение артикуляции сохранных звуков, их произношение изолировано и в сочетании. 5. Отработка опорных звуков (звуков сходных с нарушенными по артикуляции (по месту и способу образования) и произносимых ребенком правильно). 6. Развитие фонематических процессов на базе сохранных звуков. 1. Создание артикуляционной базы для сонорных, свистящих, шипящих, заднее- и среднеязычных звуков. 2. Постановка изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, смешанным способом) Введение поставлен­ного звука в слова, предложения Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акусти­ческим признакам — сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слова.  
ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов (44-46 часов)
Формирование произносительной стороны речи Развитие фонематического слуха Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи (5-7 мин. на каждом уроке) Формирование навыков звуко-слогового состава слова (10-15 минут на каждом уроке) Развитие вербальных психических процессов
Уроки (3 часа в неделю) Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, не требующих коррекции: [а], [о], [у], [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х], [э] – 10-14 часов. Дифференциация [к] – [х] – 2-3 часа. Закрепление правильного произношения звуков, требующих коррекции: [и], [л’], [м’], [к’], [п’], [в’], [н’], [ф’] в слогах типа ли, ле - 8-12 часов. Дифференциация [в]-[ф], [в’]-Звук [ф’] – 2-4 часа. Звук [j] – 1-2 часа. Дифференциация [j]-[л’]- 2-3 часа; Звуки [с]-[с’] – 2-3 часа; Дифференциация [с]-[с’] - (2-3 ч.); Звук [ы] (1-2ч.); Дифференциация [ы] –[и] (1-2 час); Звуки [з], [з’] (2-3ч.); дифференциация [з]- [з’] (2-3ч.), дифференциация [с]- [з] (3-4 ч.), дифференциация [с]- [з’] (2-3ч.) Узнавание неречевых звуков; Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; Различение слов, близких по звуковому составу; Дифференциация слогов; Дифференциация поставленных звуков Произнесение слогов: открытых (па); обратных (ап); закрытых (пап); со стечением двух согласных: авт, фта, сочетания сгов ту-ат; ап-та; ту-та-ты; сто-ста-сты и т. д. Четкое и слитное произнесение односложных, двухсложных и трехсложных слов различного слогового состава с правильным ударением. Различие односложных, двухсложных и трехсложных слогов, повторение слоговых рядов с выделением ударных слогов. Вычленение начального ударного гласного из слов (Оля, утка).Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: (а), (у); (а), (и). (у). Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот). Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух, и т. д. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и слогообразующего гласного из слов сани, совы и т. д. Звуковой анализ слов суп, нос и т. д. (составление схем). Членение слов на слоги, составление слоговой схемы). Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный звук», «Согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных. Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний Различение усвоенных звуков в составе слова; Развитие внимания, памяти: запоминание 3-4 инструкций выполнения действий, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (по-пе; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста; и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3-4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата, липа, лента, лимон, малина,; венок, каток и др.)

Букварный период обучения

ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов
Формирование произносительной стороны речи, преодоление индивидуальных речевых затруднений (32-36 часов)
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному произ­ношению и восприя­тию звуков Формирование пра­вильного произноше­ния звуков изолиро­ванно и в слогах Формирование пра­вильного произноше­ния звука в словах в разных фонетичес­ких условиях. Дифференциация оппозиционных звуков и правильно употреблять их в соб­ственной речи. Развитие звуко-слогового анализа и синтеза
Индивидуальные занятия (до 2 часов в неделю) Развитие тонкой моторики. Формирование направленной воздушной струи. Формирование точных движений органов артику­ляции посредством артикуляционной гимнастики. Уточнение артикуляции сохранных звуков, их произношение изолировано и в сочетании. Отработка опорных звуков (звуков сходных с нарушенными по артикуляции (по месту и способу образования) и произносимых ребенком правильно). Развитие фонематических процессов на базе сохранных звуков. Развитие моторики артикуляционного аппарата, выработка движений, необходимых для правильного произнесения звуков [л], [ш], [р], [р’], [ж]. Коррекция звуков первоначальное закрепление поставленных звуков (в составе слогов, предложений). Преодоление затруднений, связанных с произнесением слов сложного слогового состава и предложений на следующем материале: слоги и сочетания типа сас, сапа, пла; с оппозиционными звуками (шос); всевозможные слоговые ряды с ускорением темпа и изменением последовательности звуков в ряду: со-со-шо-со-шо….., шта-шта……, тша-тша….. и т. д.; воспроизведение слоговых рядов с различным ударением. Правильное произношение двусложных и трехсложных слов с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (телефон, спасибо, солнышко) и отдельных четырехсложных, употребление заученных слов в составе предложений, текстов. Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акусти­ческим признакам — сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи Преодоление индивидуальных затруднений учащихся, связанных с анализом и синтезом звукового состава речи, чтением, письмом.  
ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов (44-46 часов)
Формирование произносительной стороны речи Развитие фонематического слуха Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи (5-7 минут на каждом уроке) Формирование навыков звуко-слогового состава слова (10-15 минут на каждом уроке) Развитие вербальных психических процессов
Уроки (3 часа в неделю) Закрепление правильного произношения и различения звуков [б]- [б’] (2 ч.). Дифференциация [б]- [б’] (2ч.), [п]- [б] (3 ч.); [т’], [д], [д’] (3 ч.). Дифференциация [д] – [д’] (2ч.) [т] – [д] (3 ч.); [г], [г’] (2ч.). Дифференциация [г]- [г’]) (2ч.), [к]- [г] (3 ч.); [л] (3 ч.). Дифференциация [л]- [л ‘](2ч.). [ш] (3 ч.). Дифференциация [с] – [ш] (4ч.); [ж] (3ч.). Дифференциация [з] –[ж] (2ч.); [ш]- [ж] (3 ч.); [р], [р’] (6ч.). Дифференциация [р]-[р’] (6ч.). Дифференциация [р]-[р’] (2ч.), [р] – [л] (4ч.). Повторение (2ч.) Развитие навыка правильного произношения изученных мягких звуков в сочетании с гласными (ти, то, тю, тя, те) и в конце слова (ать). Формирование умения, отличать усвоенные звуки от прочих [з] от [с], [ж] от [з], [б] от [п] и т. д.; различение и выделение из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: звонкие, глухие, твердые и мягкие; запоминание 3-4 инструкций доступной сложности (возьми три кубика, один положи на стол, другой под стол, третий в шкаф); повторение в данной последовательности слогового ряда, состоящего из 3-4 сочетаний (спа-зба-спа, пло-плу-пла-плы и т. п.). Усвоение произношения слогов различной слогов различной сложности и сочетаний (см. раздел «Индивидуальные занятия»). Четкое произношение окончания слова в связи с изменением его формы. Выделение ударного слога в дву- трехсложных словах, составление схемы двусложного слова с обозначением места ударения. Включение заученных слов в предложения и тексты.   Выделение мягкого согласного из состава слова. Различение на слух усвоенных звуков и звукосочетаний Различение усвоенных звуков в составе слова; Развитие внимания, памяти: запоминание 3-4 инструкций выполнения действий, повторение в заданной последовательности слоговых рядов (по-пе; ка-жа; ус-ас-ос; спа; ста; и т. д.), запоминание в заданной последовательности 3-4 слов различного и сходного ритмического и звукового состава (муха, кот, вата, липа, лента, лимон, малина,; венок, каток и др.)

I класс

ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов
Обследование речи, уточнение логопедического заключения, оформление логопедической документации (речевая карта, журнал первичного обследования, журнал ежедневного учета); индивидуальной планирование логопедической работы (4-6 часов) Формирование произносительной стороны речи, преодоление индивидуальных речевых затруднений (62-64 часов)
Подготовка речедвигательного анализаторов к правильному произ­ношению звуков Формирование пра­вильного произноше­ния звуков изолиро­ванно и в слогах Формирование пра­вильного произноше­ния звука в словах в разных фонетичес­ких условиях. Дифференциация оппозиционных звуков и правильно употреблять их в соб­ственной речи Развитие звуко-слогового анализа и синтеза
Индивидуальные занятия (до 2 часов в неделю) Обследование компонентов речи (произношение, фонематический слух, слоговая структура, лексическая и грамматическая сторона речи, связная речь). Оценка сформированности навыков письма и чтения. Сравнение показателей речевого развития в 0 и I классах, оценка динамики продвижений Развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших учащихся и школьников с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата. Преодоление индивидуальных затруднений в овладении произношением слов сложного звуко-слогового состава (со стечением двух – трехсложных различного слогового состава и т. п.) и предложений. Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акусти­ческим признакам у вновь поступивших учащихся и школьников с сохранившимися нарушениями фонематического слуха Преодоление затруднений в анализе и синтезе звукового состава слова.  
ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов (68 часов)
Урок (2 часа в неделю) Формирование произносительной стороны речи Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи Развитие навыков звуко-слогового состава слова
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Формирование навыков произношения слов и предложений
Повторение – 32-48 часов: Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э]; твердых согласных [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х]; дифференциация [к] –[х]; мягких согласных [м’], [п’], [в’], [к’], [н’], [ф’], [т’] в сочетании с гласными [и], [е]; дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (Пыль – пили). Правильное произношение и различение звуков [с]- [с’], [б]- [б’], [д]- [д’], [з]- [з’], [г]- [г’], [ш], [л ‘]- [л], [ж] [р]- [р’]. Дифференциация звуков (с) - (ш), (з)- (ж), (р) - (л), звонких и глухих согласных. Правильное произношение звука (j) в начале слова, перед гласной и после разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд) (6-10 ч.). Звук (ц) (1-2 ч). Дифференциация (ц)- (т’), (ц)- (т), (ц) -(с’), (ц) - (с) (4-5 часов). Звук (ч) (1-2ч). Дифференциация ч-т, ч-ш, (ч)- (т’), ч-щ – 4-5 часов. Звук Щ – 1-2 часа Дифференциация (щ) - (с’), (щ) - (ш) (щ) - (ч) (4-5 ч.) Повторение (1-3ч.). Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У …., УИУА У АИУ и т. п. Произнесение различных сочетаний из: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-юры; бра-бра-пра-пра. Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: СА-са-за; бра-бра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча. Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале): Без чередования звуков: тататататата…, тата-татата-тататата…, та-татата-та-татата-та…,т, п,; С чередованием гласных и согланых звуков: татотутатоту, ту- татоту…, ша – саса – ша – саса…, таданатаданатадана,,, и т, д, Правильное произнесение сочетаний со звуком (j): тя- тья- тью; те- тье- тье и т. д. Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из 3-4х слогов.   Произнесение дву- и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.   Правильное выделение ударного слога в двухсложных словах и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога. Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко - логовой сложности. Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в заданной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.

II класс

ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов
Обследование речи, оформление логопедической документации (речевая карта, журнал первичного обследования, журнал ежедневного учета); планирование индивидуальной логопедической работы (4-6 часов) Формирование произносительной стороны речи, Преодоление индивидуальных речевых затруднений (28-34 часов)
Совершенствоване функций речедвигательного анализаторов Закрепление правильного произношения и дифференциации звуков. Формирование пра­вильного произноше­ния звука в словах в разных фонетичес­ких условиях. Коррекция нарушений письменной речи
Индивидуальные занятия (2 часа в неделю) Анализ педагогической и медицинской документации; оценка компонентов речи (произношение, фонематический слух, слоговая структура, лексическая и грамматическая сторона речи, связная речь), оценка навыков письма и чтения. Сравнение показателей речевого развития в 0, I, I II классах, оценка динамики продвижений Развитие речевой и тонкой моторики кистей рук Коррекция недостатков произношения звуков у учащихся с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и первых классах). Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступающих учащихся. Дифференциация смешиваемых звуков по артикуляционным и акусти­ческим признакам у вновь поступивших учащихся и школьников с сохранившимися нарушениями фонематического слуха Преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава. Устранение дисграфии и дислексии
ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов (34 часа)
Урок (1 час в неделю) Формирование произносительной стороны речи Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи Формирование коммуникативной компетенции
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Формирование навыков произношения слов и предложений
Закрепление правильного, четкого произношения гласных звуков (1-2 ч). Закрепление правильного, четкого произношения мягких согласных звуков: М' П', В', К', Н', Ф', Т' Х' С' Б' Д' 3' Г' (3-4ч). Дифференциация твердых и мягких звуков (М-М' П-П' В-В' К-К' Н-Н' Ф-Ф' Т-Т', Х-Х', С-С' Б-Б', Д-Д' 3-3', Г-Г', Л-Л' Р-Р'), различение на слух и выделение из слов доступной сложности мягких и твердых звуков (4-6 ч). Правильное произнесение звука (j) в положении после гласного (красная. Красное) и после разделительного мягкого знака (Ь) (белье). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя – тья, ле – лье (2-3 ч). Закрепление правильного, четкого произношения и дифференциации согласных звуков (ж) – (ш) (1-2 ч); Закрепление правильного и четкого произношения согласных звуков (щ), (ц), (ч) (2-3ч). Дифференциация звуков: Ш-Ж-С-3 – 3-4 часа; Щ-Ч-Т' – 2-3 часа; Ц-Щ-Ч – 2-3- часа; Щ-Ч-С'-С-Ц – 3-5 часов; Р-Р'-Л-Л' – 3-4- часа; Дифференциация звонких и глухих звуков В-Ф; Б-П;Д-Т; Г-К; 3-С; Ж-Ш–5-6 часов; Повторение 0-1 час Произнесение ряда гласных звуков типа ануаиуаиу…, уоэауоэау…. . Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми – ме – мя – мю; све - сви – свя – свю; вле – клее – мле – пле; мя – ня – вя – ря. Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: стя – ста – стя;та - ат– тя – ать; кра – кря – кла – кля. Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук (j): пя – пя – пья; пья – пье – пью; пья – вья – лью. Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: САсошу – сасошу…, татянататяна…, тятанатятана… с разным ударением тата, татата, татата.   Четкое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из правильно произносимых звуков (трех- пятисложных ); из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двухзначное), со стечением двух- трех согласных в составе слова (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый). Выделение ударного слога в словах, состоящих из трех – пяти слогов. Смысловое ударение (мука – мука). Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм (город – города, куплю – купишь, прошу – просишь). Правильное плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать). Слитное произнесение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу и т. п.). Систематическое заучивание в течение года трудно произносимых терминов, связанных с изучением математики, чтения, правописания и других учебных предметов (вопросительный знак, восклицательный знак и др.) Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения. Логическое ударение. Интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная. Работа над четкостью, плавностью, выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений.

ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ I-IV

I класс

Индивидуальные занятия (См. вариант программы подготовительный-IV – подготовительный класс,

добукварный + букварный период обучения)

ФОРМА Содержание курса, примерное количество часов (102 часа)
Урок (3 часа в неделю) Формирование произносительной стороны речи   Развитие навыков звуко-слогового состава слова Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи Развитие вербальных психических процессов
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов Формирование навыков произношения слов и предложений
Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных (а), у, (о). (ы), (и), (э) – 6-8 часов; твердых согласных (м), (п), (в), (к), (н), (ф), (т), (х) – 10-12 часа. Дифференциация (к)–(х) – 2-3 часа; Произношение мягких согласных звуков в сочетании с И – 8-10 часа; Дифференциация твердых и мяг­ких согласных в сочетаниях с Ы-И мягких согласных (м’), (п’), (в’), (к’), (н’), (ф’), (т’), (х’) – 10-12 часов; Правильное произношение и различение звуков (с)- (с’), (б)- (б’), (д)- (д’), (з)- (з’), (г)- (г’ ), (ш), (л ‘)- (л), (ж) (р)- (р’), (с) - (ш), (з)- (ж), (р) - (л), в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш. – 20-22 часов. Правильное произношение звука (j) в конце слога/слова, в середине слова после гласного, в начале слова, перед гласной, дифференциация J-И, J-Л'. Звук j после разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд) (16-20 ч.). Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (СЫ-СИ) и мягким знаком (С—СЬ; АС-АСЬ) – 8-12 часов. Звук (ц) (1-2 ч). Дифференциация (ц) -(с’), (ц)- (т’), (ц) - (с) (ц)- (т), (4-6 часов). Звук Щ – 1-2 часа Дифференциация (щ) - (с), (щ) - (с’), (щ) - (ш) (3-5 ч.) Звук (ч) (1-2ч). Дифференциация ч-т, ч-с, ч-ц ч-ш, (ч)- (т’), ч-щ – 6-8 часов. Повторение (4-6ч.). См. вариант программы 0-IV – 0 класс, добукварный + букварный период обучения
             

II класс (См. вариант программы подготовительный-IV классы)

Примерное поурочное планирование

Класс

ВАРИАНТ ПРОГРАММЫ

Наши рекомендации