Использование средств физического воспитания в системе физического развития
Забота о здоровье детей — это государственная проблема. Здоровые дети — здоровое общество. Однако физическая культура как слагаемое здоровья не стала приоритетным направлением в работе учебно-воспитательных учреждений. По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, каждый шестой школьник нуждается в дополнительных специальных занятиях, чтобы он мог чувствовать себя здоровым человеком, участвовать в любых видах спортивных состязаний.
Физическое воспитание подрастающего поколения — это формирование у подростка знаний, умений и навыков физической культуры и спорта, приобщение к систематическим занятиям физкультурой и спортом, привитие санитарно-гигиенических навыков и привычек с целью обеспечения высокого уровня здоровья, умственной и физической работоспособности.
В каждом конкретном виде учреждений на занятиях физической культурой решаются как общие, так и специальные коррекционно-компенсаторные задачи.
В специальной (коррекционной) образовательной школе, школе-интернате VIII вида обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести: с незначительной умственной отсталостью — дебильностью и умеренной умственной отсталостью — имбецильностью. И те и другие посещают уроки физической культуры, участвуют в спортивных мероприятиях школы, города.
Серьезной причиной неучастия большой группы детей с нарушениями интеллекта в различных физкультурных праздниках является нарушение моторики и физического развития.
Занятия физической культурой входят в программы всех учебных специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с проблемами в развитии. Занятия физической культурой в настоящее время используются как средство развития психомоторики и сенсорных процессов, реабилитации и оздоровления, адаптации и терапии.
Такой комплексный подход к использованию физических упражнений определен необходимостью всесторонней помощи инвалидам, лицам, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Умственная отсталость различается по этиологии, патогенезу, психическим и клиническим проявлениям, времени поражения, течению заболевания. Общей во всех случаях является тотальность нервно-психического недоразвития из-за необратимого поражения ЦНС (Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, В.В.Лебединский). Физическое и психическое развитие протекает как на дефектной, так и на приобретенной основе. В результате недоразвитыми оказываются и соматические функции (возникают пороки сердца, нарушения в деятельности эндокринной, мочеполовой систем, кишечного тракта). Интеллектуальная недостаточность может быть основанием для определения инвалидности (М. Г, Блюмина, Е. М. Мастюкова, Л. М. Шипицына).
Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации в силу особенностей психофизического развития имеют различные нарушения моторики и физического развития. Несформированность более простых движений у детей-олигофренов обусловлена поражением корковых функций; сложные нарушения моторики определены поражением двигательного анализатора и других систем, в том числе речедвигательных (Е. Н. Правдина-Винарская, 1957).
По данным В. М. Мозгового (2001), при обследовании физического развития и моторики (820 учащихся специальной — коррекционной — школы VIII вида) было обнаружено: нарушение осанки (сколиозы, лордозы, кифозы, плоскостопие) — младшие школьники — 20 — 22%, в среднем возрасте показатель уменьшался до 14—18 %, а в старшем вновь резко увеличивался и достигал 23 — 26 %. Видимо, занятия ЛФК (лечебная физическая культура) сыграли положительную роль в исправлении выявленных нарушений как в младшем, так и в среднем школьном возрасте; в старшем подобные занятия не проводятся, увеличивается нагрузка на уроках трудового обучения и других учебных предметах, что приводит к стойкому нарушению осанки и физического развития.
Более всего функциональных отклонений в состоянии здоровья детей наблюдалось в органах:
- мочеполовой системы — 28 %;
- дыхательной системы — 18% (тонзиллиты, риниты, астматическое состояние);
- эндокринной системы — 14 %;
- сердечно-сосудистой системы — 7 %;
- желудочно-кишечного тракта — 9 %.
Следовательно, физическая культура в таком случае должна рассматриваться как лечебный модуль.
Анализ медицинской и учебно-педагогической документации показал, что у многих детей с нарушением интеллекта всех возрастов имеются разнообразные сопутствующие дефекты развития,
которые усугубляют вторичный дефект — стойкое нарушение познавательной деятельности. Наблюдается:
- нарушение речевой функции (в младших классах — 22 % обследуемых, в старших — 14 %). В основном это речевые расстройства в форме алалии, дислалии, общего недоразвития речи (ОНР);
- нарушение слуха (2 — 3% детей). Это нарушение не имеет прямой связи с возрастом, полом учащегося и тотальными нарушениями;
- нарушение зрения (14—18 % обследуемых детей; имеется тенденция к увеличению этого показателя в среднем и особенно в старшем возрасте).
Вот почему в качестве коррекционно-компенсаторного модуля можно использовать физическую реабилитацию, которая будет способствовать восстановлению здоровья и функционального состояния детей и подростков.
По результатам анализа сопутствующих дефектов развития и соматического здоровья, двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта распределяют на физкультурные группы; по медицинской классификации их три: основная, подготовительная и специальная.
Уровень физического и моторного развития определяется морфологическими показателями организма подростка. Такими показателями являются: вес тела (кг), рост (см), окружность грудной клетки в покое и на выдохе (см), отношение силы кистей рук к массе тела (кг), становая сила (кг), пропорциональность телосложения. Уровень физического и моторного развития можно определить, используя традиционные методики (массово-ростовый индекс Кетле, ростово-весовой — Брока, грудно-ростовый — Эрисмана и др.). В результате обследования учащихся коррекционной школы выделено 6 групп по уровню физического развития и моторики. Антропометрические данные дополняются результатами выполнения моторных тестов: прыжка в длину с места толчком двух ног (см); бега 30 м (с) (ученики 1 —4-х классов), 60 м (с) (ученики 5— 10-х классов); метания мячей на дальность (см); метания мячей в цель (количество попаданий); отжимания в положении упора (количество). Полученные данные с учетом границ сигмальных отклонений роста от средней арифметической позволяют разделить детей коррекционной школы на группы по физическому развитию, которое подразделяется на высокое, хорошее, выше среднего, среднее, ниже среднего, плохое.
К первой группе относят детей, которые имеют физическое развитие и двигательные способности выше средних показателей учащихся коррекционных школ и находятся на уровне хороших показателей учеников массовых школ. Таких учащихся оказалось 12,8 % из общего числа детей с нарушением интеллекта.
Во вторую группу включаются дети-олигофрены, которые имеют физическое развитие и двигательные способности выше средних показателей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида и находятся на уровне средних показателей учеников массовой школы. Этих учащихся оказалось 19,4 %.
Третью группу составляют дети с нарушением интеллекта, у которых при тех же показателях роста, что и по второй группе, были высокие показатели веса и окружности грудной клетки или одно из этих показателей достаточно высокое (негармоничность), а показатели выполнения упражнений находятся на уровне средних показателей учащихся массовой школы. Таких детей по всем возрастам и полу оказалось 16,2 %.
К четвертой группе (физическое развитие среднее) относят учащихся, у которых при тех же показателях роста были значительно малыми вес и окружность грудной клетки. Показатели выполнения прыжка в длину с места толчком двух ног равнялись средним и ниже средних результатов нормальных школьников. Таких учеников было 29 % от общего числа.
Пятая группа — учащиеся, у которых показатели физического развития были ниже средних, а результаты выполнения упражнений не могли равняться результатам учащихся массовой школы. Дети с нарушениями интеллекта могли спокойно выполнить прыжок в длину с места и не выполнить с разбега, бросить мяч в кольцо и не выполнить метание в цель. Таких учеников было 17,6 %.
Шестую группу составляют дети с плохим физическим развитием. У этих детей были разные показатели роста, низкие результаты силы кистей рук, становой силы. У них было много сопутствующих соматических заболеваний. Их результаты в прыжке в длину толчком двух ног носили чисто индивидуальный характер и не соответствовали никаким нормативам. Таких учеников было 12 %.
Избранный подход к оценке физического развития и двигательной подготовленности учащихся коррекционной школы дает право утверждать, что в качестве очередного учебно-воспитательного модуля должны быть занятия физической культурой, направленные на общефизическую подготовку детей (ОФП).
Это в равной степени важно и для трудовой подготовки учащихся коррекционной школы.
У детей с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения проявляются также при выполнении упражнений различной координационной сложности. Даже в семнадцать лет качественные показатели выполнения упражнений у них намного хуже, чем у нормальных школьников этого же возраста. Причин несколько. Одна из них наиболее важная — у детей-олигофренов хуже развита кинестетическая чувствительность. Выполняя достаточно успешно прыжок в длину с места, многие подростки не выполняли прыжок в длину с разбега; удачные попытки при выполнении прыжка согнув ноги через «коня» чередовались с неудачными при выполнении этого прыжка через «козла». Успешно передавая друг другу мяч в игре «Салки», они не могли точно передать мяч во время игры в баскетбол. Учащиеся совершали ненужные движения, не могли правильно распределить усилия при выполнении опорных прыжков, в метании.
Картина двигательных проявлений у детей—дебилов и имбецилов полиморфна. У олигофренов в степени дебильности двигательные акты не согласуются с инструкциями, на первое место выступает пространственная и временная дифференцировка движений. Следовательно, страдает корковая организация движений, тогда как у детей-имбецилов с сохранной моторикой статическая координация нарушена меньше, а динамическая — больше.
И даже при использовании специальных упражнений улучшения координационных способностей наблюдаются крайне редко. Главная причина заключается в том, что у данной категории детей разная степень зрелости и функционирования церебральных уровней.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется корригирующая гимнастика (КФГ). При построении занятий с использованием корригирующей гимнастики необходимо определить пораженную структуру, а затем, используя сохранную, воздействовать на утраченную.
Важную роль для коррекции психомоторики и физического развития в коррекционной школе играют уроки физической культуры, занятия ритмикой.
Любая форма проведения занятий может способствовать оптимизации деятельности занимающихся. И если учитель постоянно пользуется одними и теми же стандартными приемами, он задерживает развитие детей. В процессе ведения уроков опытный учитель импровизирует, выбирает такие педагогические приемы, которые являются наиболее эффективными.
Общими показателями эффективности урока как в общей, так и в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются:
1) динамика работоспособности учащихся. Внешние показатели работоспособности: частота дыхания, потоотделение, окраска кожи, частота сердечных сокращений (ЧСС). Эти показатели страдают одним недостатком — большой неточностью. ЧСС отражает в основном работу системы кровообращения и меньше уровень работоспособности;
2) правильность распределения материала (упражнений) по частям урока и целесообразность использования подготовительных и подводящих упражнений.
Урок физической культуры
В общеобразовательной школе урок физической культуры состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной, в коррекционной — из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Во вводной части урока учащихся необходимо подготовить к занятию, построить, дать установку на изучение материала, проверить внешний вид, произвести расчет, а затем выполнить несколько упражнений в построениях и перестроениях, плавно начать подготовительную часть. Вводная часть может длиться в младших классах от 3 до 5 минут, в старших классах — до 7 минут. Это вызвано тем, что в старших классах увеличивается объем теоретических сведений.
Подготовительная часть урока выполняет функцию подготовки организма учащихся к предстоящей двигательной нагрузке. Средствами подготовки должны стать различные физические упражнения общеразвивающего характера — ходьба, бег, прыжки.
Используются в основном подводящие физические упражнения — как средство формирования и закрепления определенного двигательного навыка.
Из предложенных упражнений выбираются три-четыре упражнения, направленные на формирование двигательных качеств. Допустим, тема урока в 7-м классе «Бег с низкого старта на 60 м». Учителю необходимо подобрать упражнения, направленные на развитие скорости.
В подготовительную часть урока включаются упражнения, направленные на коррекцию основного и сопутствующих дефектов. В результате в подготовительной части урока будет 8—12 упражнений различного характера, а сама подготовительная часть может длиться 7 — 8 минут, но не более 14—16 минут.
В третьей, основной части урока решаются общеобразовательные задачи: изучение нового материала, совершенствование ранее изученного, развитие двигательных качеств. Средствами для разрешения этих задач являются упражнения основной гимнастики, легкоатлетические, ритмические упражнения, игры.
Основная часть урока длится 20 — 30 минут. Упражнения, направленные на развитие двигательных качеств, целесообразно выполнять в определенном порядке: сначала — на развитие ловкости, затем — быстроты, далее — выносливости и силы, потом — других качеств.
В заключительной части урока организм детей подготавливается к последующей нагрузке на других уроках, подводится итог урока, оцениваются умения и навыки учащихся.
Таблица 8
Пример плана-конспекта урока по физической культуре во 2-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Части урока | Содержание урока | Дозировка упражнений | Организационно-методические указания | Примечание |
Вводная, 5 мин | 1. Переодевание учащихся в раздевалке в присутствии учителя. 2. Построение в колонну по одному, вход в зал, построение по линии волейбольной площадки. 3. Сдача рапорта дежурным | Обратить внимание на выполнение команды «Смирно!» при сдаче рапорта | ||
Подготовительная, 10 мин | 1. Расчет на первый-второй и перестроение в две шеренги. | 3—4 мин, повторить 5 — 6 раз | Учащиеся построены по линии волейбольной площадки. Вначале проверяется выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!». Только после этого — обучение расчету на первый-второй. По команде «На первый- второй рассчитайсь!» правофланговый, поворачивая голову налево, четко произносит «Первый», следующий говорит | |
2. Перестроение в 2 шеренги. 3.Общеразвивающие и корригирующие упражнения | 3—4 раза | «Второй», далее третий ученик снова говорит «Первый» — и так до конца. Чтобы ученики лучше запомнили свои номера, рекомендуется каждому второму номеру при расчете выносить вперед правую руку. Левофланговый называет номер без поворота головы. Перестроение делается по команде «Первые номера, два шага вперед, шагом марш!». Можно и так: «Первые номера, шаг вперед, вторые номера, шаг назад, шагом марш!» Желательно в дальнейшем менять учащихся номерами. Дозировка для упражнения «прыжки на месте» индивидуальная | ||
Основная, 25 мин | 1. Ходьба в чередовании с бегом: 10м ходьба, 20 м — бег; 10 м — ходьба, 20 м — бег. Ходьба: четыре шага — руки перед грудью; четыре шага — руки вниз. 2. Бег в различном темпе: вдоль коротких сторон площадки идти шагом, а вдоль длинных — пробегать, делая 2 прыжка через набивные мячи, лежащие на расстоянии 4 — 5 м друг от друга. 3. Прыжки через короткую скакалку | З раза 3 раза каждый | Основное внимание обратить на координированные действия при беге и отталкивании для перепрыгивания через мяч. Учащиеся стоят в две шеренги. Для выполнения вызывается одно отделение — 6 человек. По команде «Марш!» первое отделение одновременно делает 7 — 8 прыжков и становится на свое место, а следующее идет выполнять упражнения | Проявить особое внимание к Вите К. |
Заключительная, 5 — 7 мин | 1. Игра «Мяч соседу». 2.Медленная ходьба с хлопками на каждый второй шаг. 3. Итог урока, оценки. 4.Организованный уход в класс | 2 круга | Класс делится на две команды и строится в два круга. Мяч перед носками у одного из учеников. Он передает мяч по кругу. Команде, уронившей мяч меньшее количество раз, присуждается очко |
На заключительную часть отводится 5 —7 минут. Средствами для разрешения задач развития являются строевые, общеразвивающие и коррекционные упражнения, игры на внимание, упражнения на расслабление.
Структуру урока можно изменить. Это зависит от изучаемого материала и состава учащихся конкретного класса. В реализации задач урока очень важен индивидуальный подход.
В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида при организации уроков физической культуры используется годовое и поурочное планирование.
Годовое планирование, цель которого заключается в том, чтобы распределить материал программы по учебным четвертям, учитывая материальную базу, климатические условия и состав учащихся в классах. Примерное распределение учебного материала по разделам программы и возрасту учащихся имеется в программе. На основе этого распределения можно составить годовой план-график изучения всех разделов программы.
Изучение каждого вида упражнений проводится в продолжение серии уроков (3 — 4 и больше), так как дети с нарушением интеллекта очень быстро забывают разучиваемые упражнения. В 9— 10-х классах на занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю, следовательно, сетка часов в этих классах увеличивается на 34 часа и составляет в год 102 часа.
Кроме плана-графика распределения учебного материала по четвертям учитель составляет поурочные планы на каждую четверть (см. табл. 8 ).
Задачи урока.
1. Закрепить навыки построения в шеренгу и колонну по одному с перестроением в две шеренги.
2. Овладеть навыками бега в различном темпе.
- 3. Изучить простейшие способы прыжков через короткую скакалку.
4. Разучить игру «Мяч соседу».
Словарь: ходьба, шеренга, колонна, скакалка, мяч, сосед, прыжок.
Место занятий: спортивный зал.