Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
выпускник должен:
в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
в области отечественной истории:
- иметь представление об основных этапах истории Отечества;
- знать тенденции становления и развития российской государственности;
- уметь самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях, выделять существенное в историческом процессе;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области экономики[3]:
- знать общие положения экономической теории;
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальной мобильности, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом);
в области мировой художественной культуры:
- иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств;
- знать основные этапы истории отечественной художественной культуры, ее выдающиеся достижения и их связь с мировым художественным процессом;
в области литературы:
- иметь представление о целостности мирового литературного процесса, об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном процессе, об основных литературных направлениях;
- знать основные этапы истории мировой литературы.
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
выпускник должен:
в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
- знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;
в области информатики:
- иметь представление о сущности информации, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации, реализуемых на ЭВМ;
- знать и уметь использовать базовые понятия и основные методы информатики, основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;
- иметь опыт использования информационных технологий при решении задач в сфере профессиональной деятельности;
в области экологических основ природопользования:
- иметь представление о взаимосвязи организма и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен:
в области психолого-педагогической и медико-биологической подготовки:
- знать закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, его возрастные и индивидуальные особенности;
- знать теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, психологической и педагогической науки;
- знать особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
- знать основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;
- знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса;
- знать цели, задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания и обучения;
- знать современные инновационные технологии в сфере образования;
- знать закономерности межличностных и внутригрупповых отношений;
- знать содержание и формы коррекционно-развивающего образовательного процесса;
- знать основы педагогического мастерства;
- знать основы управления образовательными системами;
- знать основные общенаучные характеристики исследования в области образования;
- знать анатомо-физиологические особенности и основы гигиены детей;
- знать основополагающие принципы здорового образа жизни;
- знать наиболее распространенные заболевания, являющиеся главной причиной ранней инвалидности и смертности детей и подростков;
- знать основные факторы риска и основные способы профилактики заболеваний детей с учетом анатомо-физиологических особенностей развития их организма, функциональных нарушений;
- уметь создавать психологически комфортную развивающую среду;
- уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- уметь организовывать образовательно-воспитательный процесс в различных социокультурных условиях;
- уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- уметь осуществлять педагогическое общение с воспитанниками, родителями, коллегами;
- уметь использовать современные инновационные технологии в сфере образования;
- уметь осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы и вести ее в соответствии с программно-методической документацией;
- уметь осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ дезадаптаций и отклонений в развитии ребенка;
- уметь реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль собственной педагогической деятельности, уметь ее представить;
- уметь осуществлять исследовательскую, опытно-экспериментальную работу в сфере образования;
- уметь оказывать социальную помощь и психологическую поддержку воспитанникам;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь детям и взрослым;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление об основах государственной политики и права в области образования;
- знать права и обязанности работников в сфере управления образованием;
- знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе образовательной деятельности;
- знать аспекты регулирования трудовых отношений в области образовательного права: коллективный договор, трудовой договор;
- знать Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» и механизм реализации данного закона;
- знать основы семейного права;
- знать основное содержание международных документов и российского законодательства о правах ребенка;
- уметь использовать нормативно-правовые документы в работе;
- уметь осуществлять сотрудничество с органами правопорядка и социальной защиты населения;
- уметь оказывать практическую правовую помощь ребенку в области социальной защиты;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики образовательного учреждения:
- иметь представление об основных принципах рыночной экономики, аспектах экономической деятельности образовательного учреждения и его структурных подразделений;
- знать хозяйственный механизм, формы и структуры организации экономической деятельности в образовательном учреждении;
- знать состав и особенности сметного финансирования и бюджетного нормирования расходов на содержание образовательного учреждения;
- знать виды внебюджетных средств, источники их поступления, формы организации предпринимательской деятельности;
- знать методику бизнес-планирования;
- знать организацию труда и заработной платы в образовательном учреждении, единую тарифную сетку;
в области менеджмента:
- иметь представление о современном менеджменте;
- знать функции, виды и психологию менеджмента;
- знать основы организации работы коллектива исполнителей;
- знать принципы делового общения в коллективе;
- знать информационные технологии в сфере управления производством;
- знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите учащихся, работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- знать организацию медицинской службы гражданской обороны;
- уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах, несчастных случаях, радиационных поражениях отравляющими веществами.
По дисциплинам предметной подготовки
выпускник должен:
- знать основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства;
- знать теорию и историю социальной педагогики;
- знать основы специальной психологии и педагогики;
- знать закономерности взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности;
- знать цели, принципы, содержание, методы, формы социально-педагогической деятельности в институциональной и открытой среде;
- знать закономерности воспитания, образования, развития личности на всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процесс социализации личности;
- знать основы методики и технологии социально-педагогической работы с разными категориями детей и подростков, в различных сферах микросреды, в различных социальных институтах;
- знать современные технологии в сфере социально-педагогической работы;
- знать основы профессиональной этики социального педагога;
- знать основы управления системой социальной защиты населения;
- уметь применять психолого-педагогические знания в разных видах социально-педагогической деятельности;
- уметь организовывать социально-педагогическую работу в различных социо-культурных условиях;
- уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать социально-педагогическую работу и ее результаты;
- уметь выбирать социально-педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков, создавать условия для развития их способностей;
- уметь осуществлять социально-педагогическую диагностику, коррекцию, профилактику и консультирование;
- уметь оказывать социальную помощь и поддержку детям и подросткам;
- уметь взаимодействовать с педагогами, родителями, специалистами социальных и других служб в оказании помощи детям и подросткам.