Составление текста глоссария по теме.
Литература
Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224с.
Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения : учеб.пособие для вузов / А. П. Панфилова. - Гриф УМО. - Москва : Академия, 2006. - 336 с.
Волков, А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 510с.
Смирнова Е.Е. Психология общения. - СПб- КАРО, 2005. – 336с. ; 219- 223, 215-231.
Лесли Рай. Развитие эффективного общения. СПб.: Питер, 2002. – 288с.
Дэвид Ли. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. – 224с.
Учебно-исследовательское задание при подготовке к занятию
Задание 1.Составление таблицы «Речевые ошибки и ошибки использования голоса» (возможно выполнение задания в подгруппе 2-3 студента).
Графу «название» по речевым ошибкам следует заполнить самостоятельно
1.1 Заполнение таблицы «Речевые ошибки и ошибки использования голоса» Изучите предложенные источники и текстовой материал. Заполните графы таблицы, сформулировав содержание кратко и четко. Приведите пример, характеризующий данную ошибку.
Название | Характеристика / пути преодоления | Пример | |
речевые ошибки | |||
ошибки использования голоса | Уменьшение громкости | ||
Бормотание | |||
Нечленораздельная речь | |||
1.2. Составление таблицы для контроля знаний по теме «Речевые ошибки и ошибки использования голоса»
Подготовьте для опроса студентов своей группы составленную вами таблицу, в которой представлены характеристики трех любых речевых ошибок и трех ошибок в использовании голоса, но не указывайте названия ошибок (пустая вторая графа «название»). Распечатайте это задание в 5-7 экземплярах.
Речевые ошибки и ошибки использования голоса
Название | Характеристика | |
речевые ошибки | ||
ошибки использования голоса | ||
Задание 2. Составление таблицы «Речевые барьеры».
1.1 Заполнение таблицы «Речевые барьеры».
Изучите предложенные источники и текстовой материал. Заполните графы таблицы, сформулировав содержание кратко и четко. Приведите пример, характеризующий данный речевой барьер.
Название | Характеристика / пути преодоления | Пример | |
речевые барьеры | Семантические | ||
Неграмотность сообщения | |||
Тавтология | |||
Речевые украшения | |||
Слово и контекст | |||
Неточность высказывания. Возможность двоякого толкования | |||
Употребление ругательств (нецензурных выражений) | |||
Стилистические | |||
Информация плохо структурирована | |||
Форма коммуникации не соответствует ожидаемой | |||
Информация передается функционально-книжным языком | |||
Злоупотребление сложными речевыми конструкциями | |||
Фонетические | |||
Слова-паразиты | |||
Неречевые проявления голоса | |||
Негативные околоречевые звуки-разделители | |||
Ошибки в произношении слов и постановке ударения | |||
Барьеры на базе частотных характеристик голосов, тональности |
2.2. Составление таблицы для контроля знаний по теме «Речевые барьеры»
Подготовьте для опроса студентов своей группы составленную вами таблицу, в которой представлены характеристики трех любых речевых барьера каждого вида (стилевые, фонетические, стилистические), но не указывайте их названия (пустая вторая графа «название»). Распечатайте это задание в 5 экземплярах.
Речевые барьеры
Название | Характеристика |
Семантические | |
Стилистические | |
Фонетические | |
Задание 3. Составление глоссария по теме.
Составление текста глоссария по теме.
Изучите предложенные источники и текстовой материал. Выделите не менее 10 основных понятий по теме занятия. Составьте и напечатайте на отдельном листе текст глоссария (соблюдайте алфавитный порядок).
3.2. Изготовление блиц-игры для контроля знаний основных понятий по теме.
Распечатайте определение каждого понятия на отдельном листочке размером 1/6 формата А-4. На обороте напечатайте фамилии разработчиков.
Материал для подготовки
Педагог организует педагогическое воздействие и взаимодействие, пользуясь вербальными (речевыми) средствами общения, т.е. осуществляет речевую коммуникацию.
Речевая коммуникация есть обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания с помощью речи (речевой деятельности).
Педагогическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением и теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения.
Давайте проследим, что происходит с информацией.
Возьмем за 100% ту информацию, которую человек намеревался передать другу. Сам он в состоянии оформить словесно лишь 90% из этого объема, однако" в реальной жизни озвучивается только 80% (остальное остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник слышит 70%, понимает 60%, в памяти откладывается около 25%. Вот таковы средние размеры потерь при целенаправленно передаваемой информации
Речевая коммуникация — это информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.
Речевая деятельность — специализированное употребление языка в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
Вспомним четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — это говорение и написание, а два другие — в восприятии текста и заложенной в нем информации — слушание и чтение.
Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:
Письменная речь | Устная речь |
Темп выбирает сам читатель. | Темп задает говорящий. |
Текст можно перечитать | Текст звучит всего один раз. |
Может читаться в любом порядке. | Речь дается в авторском порядке. |
Эффективность речевой коммуникации определяется коммуникативной компетентностью педагога.
Коммуникативная компетентность – способность участника общения координировать собственные речевые действия (т.е.речевую деятельность) с коммуникативными партнерами в соответствии в выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации (О.И. Мятьяш).
В основе коммуникативной компетентности лежит владение языком и другими кодами общения.
Коммуникативные компетенции, которые реализуется посредством речевой деятельности:
- умение выступать с устным сообщением, задавать вопросы, корректно вести диалог;
- владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), речевыми конструктами;
- умения представлять себя устно и письменно и др.
В ходе общения возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты в зависимости от намерений собеседников (сообщить или узнать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.).
!! Речевая коммуникация предполагает использование педагогом различных речевых конструктов, владение речевыми жанрами, культурой речи.
Речевые конструкты: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, вопрос, ответ, критическое замечание, реплика, комплимент, предложение, выводы, резюме.
Педагогу важно уметь правильно строить и использовать все разнообразие речевых конструктов.
Речевое мастерство педагога предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до публичной лекции, речи, доклада, информационного сообщения. При этом важно не только владеть разнообразными жанрами публичного выступления, но и правильно определить форму выступления.
Доклад — это публичное выступление на совещании, собрании или конференции, представляющее собой развернутое сообщение на определенную тему. В нем излагаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех проблем и решений, которые были обозначены вначале. Доклад предполагает обсуждение, дебаты, критику и дополнения, новые положения. Такое сообщение может осуществляться как в научном, так и в публицистическом стиле. На научно-практической конференции зачастую используются стендовые доклады или доклады с мультимедиа.
Информация (или лекция) включает, как правило, точные сведения о ситуации в организации, в стране, в мире, о протекающих процессах, требующих информированности, отклика или принятия решений. Сюда относятся сообщения о положении дел, о конкретных проблемах и трудностях, о ситуации, сложившейся на данный момент; представление нового фактического материала, сведений; передача взгляда оратора на проблему, на ее основные характеристики.
Рассказ о ситуации является повествовательным последовательным изложением каких-нибудь значимых событий, которое осуществляется чаще всего в публицистическом стиле.
Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи педагога, в умении найти наиболее точное, а, следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.
Вспомните: культура речи предполагает:
- знание норм литературного языка;
- умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
- выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д.
!! Процесс речевой коммуникации зависит от стратегии и тактики речевого общения.
Стратегии речевого общения - направлены на достижение долговременных результатов взаимодействия — деловое партнерство и сотрудничество.
Тактика речевого общения - совокупность разнообразных приемов ведения большого или малого разговора и линии поведения собеседников на определенном этапе общения.
!! В речевой коммуникации для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного действия:
- воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй словесного действия имитирует потенциальный диалог, предполагаемую обстановку диалога, что вводит в заблуждение собеседника;
- вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический вопрос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собеседника и вместе с тем вести свою «подспудную линию»;
- эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность собеседника в коммуникацию;
- эвфемизмы (от гр. хорошо + говорю) — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие поддерживать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие негативное проявление чувств как реакцию на «красные флажки» слов, обычно вызывающих отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки (например, вместо «вы должны... использовать» — «хотелось бы», вместо «нужно» — «желательно», вместо «старик» — «человек достойного возраста», вместо «не врите» — «не сочиняйте» и пр.);
Эвфемизмы
Эвфемизм — это более мягкое, завуалированное выражение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным.
Так, некоторые люди, говоря об умерших, вместо «он скончался» предпочитают выражение «он перешел в мир иной».
Эвфемизмы получили широкое распространение в речи и бывают чрезвычайно полезны в общении. Они позволяют, никого не обижая, сказать именно то, что мы хотим. Однако при неправильном использовании эвфемизмы нередко не только смешны, но и приводят к неловким положениям.
- инверсия (от лат. — переворачивание, перестановка), т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намерений собеседника, использующего данный прием;
- «аффинити» — создание такого эмоционального фона общения (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию через психологическое присоединение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.
!! С помощью речевых средства можно установить дистанцию с собеседником. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию. Обратное переключение говорит о положительных сдвигах в общении, о желании сократить формальную дистанцию и общаться более дружелюбно.
Все речевое поведение в педагогическом взаимодействии ориентировано на определенную вербальную или невербальную реакцию собеседника.
Для того чтобы реакция была адекватной превентивным ожиданиям участников общения, необходимо соблюдать следующие правила.