Составление текста глоссария по теме.

Литература

Бадмаев, Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству / Б.Ц. Бадмаев, А.А. Малышев. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224с.

Панфилова, А.П. Тренинг педагогического общения : учеб.пособие для вузов / А. П. Панфилова. - Гриф УМО. - Москва : Академия, 2006. - 336 с.

Волков, А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 510с.

Смирнова Е.Е. Психология общения. - СПб- КАРО, 2005. – 336с. ; 219- 223, 215-231.

Лесли Рай. Развитие эффективного общения. СПб.: Питер, 2002. – 288с.

Дэвид Ли. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002. – 224с.

Учебно-исследовательское задание при подготовке к занятию

Задание 1.Составление таблицы «Речевые ошибки и ошибки использования голоса» (возможно выполнение задания в подгруппе 2-3 студента).

Графу «название» по речевым ошибкам следует заполнить самостоятельно

1.1 Заполнение таблицы «Речевые ошибки и ошибки использования голоса» Изучите предложенные источники и текстовой материал. Заполните графы таблицы, сформулировав содержание кратко и четко. Приведите пример, характеризующий данную ошибку.

  Название Характеристика / пути преодоления Пример
речевые ошибки      
     
     
     
     
ошибки использования голоса Уменьшение громкости    
Бормотание    
Нечленораздельная речь    
     
     

1.2. Составление таблицы для контроля знаний по теме «Речевые ошибки и ошибки использования голоса»

Подготовьте для опроса студентов своей группы составленную вами таблицу, в которой представлены характеристики трех любых речевых ошибок и трех ошибок в использовании голоса, но не указывайте названия ошибок (пустая вторая графа «название»). Распечатайте это задание в 5-7 экземплярах.

Речевые ошибки и ошибки использования голоса

  Название Характеристика
речевые ошибки  
 
 
ошибки использования голоса  
 
 

Задание 2. Составление таблицы «Речевые барьеры».

1.1 Заполнение таблицы «Речевые барьеры».

Изучите предложенные источники и текстовой материал. Заполните графы таблицы, сформулировав содержание кратко и четко. Приведите пример, характеризующий данный речевой барьер.

  Название Характеристика / пути преодоления Пример
речевые барьеры Семантические
Неграмотность сообщения    
Тавтология    
Речевые украшения    
Слово и контекст    
Неточность высказывания. Возможность двоякого толкования    
Употребление ругательств (нецензурных выражений)    
Стилистические
Информация плохо структурирована    
Форма коммуникации не соответствует ожидаемой    
Информация передается функционально-книжным языком    
Злоупотребление сложными речевыми конструкциями    
Фонетические
Слова-паразиты    
Неречевые проявления голоса    
Негативные околоречевые звуки-разделители    
Ошибки в произношении слов и постановке ударения    
Барьеры на базе частотных характеристик голосов, тональности    

2.2. Составление таблицы для контроля знаний по теме «Речевые барьеры»

Подготовьте для опроса студентов своей группы составленную вами таблицу, в которой представлены характеристики трех любых речевых барьера каждого вида (стилевые, фонетические, стилистические), но не указывайте их названия (пустая вторая графа «название»). Распечатайте это задание в 5 экземплярах.

Речевые барьеры

Название Характеристика  
Семантические
 
 
 
Стилистические
 
 
 
Фонетические
 
 
 

Задание 3. Составление глоссария по теме.

Составление текста глоссария по теме.

Изучите предложенные источники и текстовой материал. Выделите не менее 10 основных понятий по теме занятия. Составьте и напечатайте на отдельном листе текст глоссария (соблюдайте алфавитный порядок).

3.2. Изготовление блиц-игры для контроля знаний основных понятий по теме.

Распечатайте определение каждого понятия на отдельном листочке размером 1/6 формата А-4. На обороте напечатайте фамилии разработчиков.

Материал для подготовки

Педагог организует педагогическое воздействие и взаи­модействие, пользуясь вербальными (речевыми) средствами общения, т.е. осуществляет речевую коммуникацию.

Речевая коммуникация есть обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания с помощью речи (речевой деятельности).

Педаго­гическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением и теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения.

Давайте проследим, что происходит с информацией.

Возьмем за 100% ту информацию, которую человек намеревался передать другу. Сам он в со­стоянии оформить словесно лишь 90% из этого объема, однако" в реальной жизни озвучивается только 80% (ос­тальное остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник слышит 70%, понимает 60%, в памяти откладывается около 25%. Вот таковы средние размеры потерь при целе­направленно передаваемой информации

Речевая коммуникация это информа­тивная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Речевая деятельность — специализированное употребление языка в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Вспомним четыре вида речевой деятельности. Два из них уча­ствуют в производстве текста (передаче информации) — это гово­рение и написание, а два другие — в восприятии текста и заложен­ной в нем информации — слушание и чтение.

Следует помнить о трех главных различиях между устной и пись­менной речью:

Письменная речь Устная речь
Темп выбирает сам читатель. Темп задает говорящий.
Текст можно перечитать Текст звучит всего один раз.
Может читаться в любом порядке. Речь дается в авторском порядке.

Эффективность речевой коммуникации определяется коммуникативной компетентностью педагога.

Коммуникативная компетентность – способность участника общения координировать собственные речевые действия (т.е.речевую деятельность) с коммуникативными партнерами в соответствии в выбранной целью в условиях конкретной коммуникативной ситуации (О.И. Мятьяш).

В основе коммуникативной компетентности лежит владение языком и другими кодами общения.

Коммуникативные компетенции, которые реализуется посредством речевой деятельности:

- уме­ние выступать с устным сообщением, задавать вопросы, коррект­но вести диалог;

- владение различными видами речевой деятельности (моно­лог, диалог, чтение, письмо), речевыми конструктами;

- умения представлять себя устно и письменно и др.

В ходе общения возникают разнообразные речевые тек­сты, речевые конструкты в зависимости от намерений собеседников (сообщить или уз­нать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.).

!! Речевая коммуникация предполагает использование педагогом различных речевых конструктов, владение речевыми жанрами, культурой речи.

Речевые конструкты: сообщение, мне­ние, суждение, рекомендация, совет, вопрос, ответ, критиче­ское замечание, реплика, комплимент, предложение, выводы, резюме.

Педагогу важно уметь правильно строить и использовать все разнообразие речевых конструктов.

Речевое мастерство педагога предполагает также ис­кусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или ком­ментария до публичной лекции, речи, доклада, информационно­го сообщения. При этом важно не только владеть разнообразными жанрами публичного выступления, но и правильно определить форму выступления.

Доклад — это публичное выступление на совещании, собрании или конференции, представляющее собой развернутое сообщение на определенную тему. В нем излагаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех проблем и решений, ко­торые были обозначены вначале. Доклад предполагает обсуждение, дебаты, критику и дополнения, новые положения. Такое сообще­ние может осуществляться как в научном, так и в публицистичес­ком стиле. На научно-практической конференции зачастую исполь­зуются стендовые доклады или доклады с мультимедиа.

Информация (или лекция) включает, как правило, точные све­дения о ситуации в организации, в стране, в мире, о протекаю­щих процессах, требующих информированности, отклика или при­нятия решений. Сюда относятся сообщения о положении дел, о конкретных проблемах и трудностях, о ситуации, сложившейся на данный момент; представление нового фактического материала, сведений; передача взгляда оратора на проблему, на ее основные характеристики.

Рассказ о ситуации является повествовательным последователь­ным изложением каких-нибудь значимых событий, которое осу­ществляется чаще всего в публицистическом стиле.

Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи педагога, в умении найти наиболее точное, а, следовательно, и наиболее под­ходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.

Вспомните: культура речи предполагает:

- знание норм литературного языка;

- умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уме­стные в данной речевой ситуации слова и выражения;

- выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, метафоры (скрытое сравнение, обра­зы явлений, о которых идет речь), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д.

!! Процесс речевой коммуникации зависит от стратегии и тактики речевого общения.

Стратегии речево­го общения - направлены на достижение долговременных результатов взаимодействия — деловое партнерство и сотрудни­чество.

Тактика речевого обще­ния - совокупность разнообразных приемов ведения большого или малого разговора и линии поведения собеседников на опре­деленном этапе общения.

!! В речевой коммуникации для достижения ожидаемых результатов ис­пользуются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного дей­ствия:

- воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй сло­весного действия имитирует потенциальный диалог, предполага­емую обстановку диалога, что вводит в заблуждение собеседника;

- вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический воп­рос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собесед­ника и вместе с тем вести свою «подспудную линию»;

- эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность собе­седника в коммуникацию;

- эвфемизмы (от гр. хорошо + гово­рю) — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие под­держивать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие не­гативное проявление чувств как реакцию на «красные флажки» слов, обычно вызывающих отрицательные эмоции и экспрессив­ные вспышки (например, вместо «вы должны... использовать» — «хотелось бы», вместо «нужно» — «желательно», вместо «старик» — «человек достойного возраста», вместо «не врите» — «не сочи­няйте» и пр.);

Эвфемизмы

Эвфемизм — это более мягкое, завуалированное выра­жение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным.

Так, некоторые люди, говоря об умерших, вместо «он скончался» предпо­читают выражение «он перешел в мир иной».

Эвфемизмы получили широкое распространение в речи и бывают чрезвычайно полезны в общении. Они позволя­ют, никого не обижая, сказать именно то, что мы хотим. Однако при неправильном использовании эвфемизмы не­редко не только смешны, но и приводят к неловким поло­жениям.

- инверсия (от лат. — переворачивание, перестановка), т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намере­ний собеседника, использующего данный прием;

- «аффинити» — создание такого эмоционального фона обще­ния (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию через психологическое присоединение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.

!! С помощью речевых средства можно установить дистанцию с собеседником. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуж­дение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию. Обратное переключение говорит о положительных сдвигах в общении, о желании сократить формальную дистанцию и общаться более дружелюбно.

Все речевое поведение в педагогическом взаимодействии ори­ентировано на определенную вербальную или невербальную ре­акцию собеседника.

Для того чтобы реакция была адекватной превентивным ожи­даниям участников общения, необходимо соблюдать сле­дующие правила.

Наши рекомендации