V. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения и составление такого текста.

1. Слово учителя.

– Кроме текста-повествования и текста-описания есть еще текст-рассуждение.

2. Чтение сведений по языку, с. 77.

3. Работа над упражнением 542.

4. Сопоставление текста-рассуждения с другими текстами.

Учитель читает начало нескольких текстов, а ученики определяют, какой это текст, отстаивают свое мнение.

1) Как-то раз подложили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд …

2) Мне нравится наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зелёненькие …

3) Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром…

5. Продолжение текста-рассуждения. (упр. 544.)

6. Составление текста-рассуждения.

– Давайте составим текст-рассуждение, который можно будет рассказать маленьким детям. Назовем мы наш текст так: «Почему зверям весело» – и отправим их путешествовать по морю на лодочке, сделанной из старой шляпы.

Примерный текст:

Плывет по морю лодочка, сделанная из старой шляпы. А почему всем зверям в ней очень весело?

Да потому, что в ней плывут друзья. Они выехали на прогулку. А когда они вместе, то любят повеселиться.

VI. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке?

– Что вы знаете о тексте-рассуждении?

Домашнее задание. Упражнение 545.

Урок 147. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ

Цель: познакомить учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте, как вы дополнили предложения.

– Что такое «текст-рассуждение»?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: засв..стит, кр..чит, пос..дит, забл..стит.

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это глаголы в единственном числе. Во всех словах пропущена орфограмма – безударная гласная, проверяемая ударением.)

– Какое слово лишнее? Почему? (1) Лишнее слово – заблестит, пропущена безударная гласная е, проверочное слово – блеск. В остальных словах орфограмма – буква и: засвистит – свист, кричит – крик, посидит – съдя. 2) Лишнее слово – кричит, в нем нет приставки. В остальных глаголах есть приставки: засвистит – за, посидит – по, заблестит – за.)

– Сегодня мы составим цепочку из букв, которые являются окончаниями данных глаголов и безударных гласных в приставках. Какие буквы войдут в цепочку? (Окончание у всех глаголов – ит, безударные гласные в приставках – о, а. Значит, цепочка состоит из букви, т, о, а.)

Итоа Тоаи Оаит …

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

IV. Словарная работа.

Запись под диктовку слов с удвоенными согласными: группа, ванна, грамматика, шоссе, пассажир, аккуратный, суббота, перрон, масса.

V. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

На доске следующая запись:

Самолёт летит.

Дерево растёт.

Птица поёт.

– Что написано на доске? Обоснуйте свое мнение. (На доске написаны предложения. Они выражают законченную мысль.)

– Какими частями речи являются слова в предложениях? (Существительными и глаголами.)

– Назовите существительные. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свое мнение. (Существительные самолёт, дерево, птицаупотреблены в единственном числе, они обозначают один предмет.)

– Назовите глаголы. В каком числе они употреблены? Обоснуйте свой ответ. (Глаголы летит, растёт, поёт употреблены в единственном числе, они обозначают действие одного предмета.)

– На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе? (В единственном числе глаголы отвечают на вопрос что делает?)

Учитель на доске, а ученики в тетрадях выполняют следующую запись:

Ед. ч.

Самолёт (что делает?) летит.

Дерево (что делает?) растёт.

Птица (что делает?) поёт.

– Измените предложения так, чтобы в них действовало несколько предметов. (Самолёты летят. Деревья растут. Птицы поют.)

– В каком числе употребили существительные и глаголы? (Существительные и глаголы употребили во множественном числе.)

– Почему вы так считаете? (Каждое существительное обозначает несколько предметов, и каждый глагол обозначает действия нескольких предметов.)

– На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? (Глаголы во множественном числе отвечают на вопрос что делают?)

Учитель и ученики продолжают запись в тетрадях:

Мн. ч.

Самолеты (что делают?) летят.

Деревья (что делают?) растут.

Птицы (что делают?) поют.

– Сформулируйте вывод по плану:

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе употребляются глаголы?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов.

– Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на с. 79.

V. Наблюдение над особенностями текста-рассуждения и составление такого текста. - student2.ru

Наши рекомендации