III. Составление текста описания.

– А сейчас попробуйте сами придумать текст-описание.

– Представьте, в день рождения вашему товарищу подарили аквариум. В нем вы увидели рыбку, которая вас поразила и удивила. Дома вы рассказали маме и папе о рыбке и попросили купить такую же.

– Запишите этот рассказ с описанием рыбки. А помогут вам с л о в а: хвост, глаза, плавники, чешуя, брюшко; золотистые, нежный, оранжево-красный, прозрачный, блестящий.

(Эту работу дети могут выполнять в группах.)

– Затем каждая группа зачитывает свой текст.

– Выбирается лучшее описание рыбки.

IV. Итог урока.

– О каких типах текстов вы узнали?

– О чем говорится в тексте-повествовании? Рассуждении? Описании?

Домашнее задание:составить и записать небольшой текст-описание: I в а р и а н т – о любом животном; II в а р и а н т – о любом растении.

У р о к 160
образное сравнение. эпитеты

Цели:представление понятия «эпитеты»; развитие умения находить образные сравнения.

Ход урока

I. Словарно-орфографическая работа.

1. Выпишите общую букву слов.

III. Составление текста описания. - student2.ru

– Объясните написание слов.

2. – Напишите объявление о том, что вы нашли тетрадь со словарными словами.

– Какой речью вы пользовались?

II. Работа над темой.

1. У п р а ж н е н и е 474, с. 119 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

– Назовите словосочетания, которые вы подчеркнули.

– Для чего автор использует эти словосочетания?

– Как называют такие выражения?

Чтение сведений о языке в учебнике на с. 119.

III. Составление текста описания. - student2.ru

2. У п р а ж н е н и е 475, с. 119 – коллективный разбор.

– Прочитайте четверостишия.

– Как вы думаете, есть здесь эпитеты?

– В каком значении употреблены прилагательные: в прямом или переносном?

– Определите род и число прилагательных.

– К какому стилю речи относятся эти тексты?

3. У п р а ж н е н и е 477, с. 120 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

III. Итог урока.

Домашнее задание:упражнение 483, с. 125.

У р о к 161
сочинение-рассуждение «что такое мир?»

Цели: развитие умения составлять текст-рассуждение; определять тему (главную мысль) текста; грамотно записывать составленный текст.

У р о к 162
анализ и редактирование сочинений

Цели: развитие умения анализировать текст; находить и исправлять ошибки.

У р о к 163
итоговая контрольная работа (диктант)

Цели: выявление, в какой степени сформировался навык правописания слов на основе изученных правил, как овладели учащиеся умением распознавать орфограммы, находить способ проверки написания.

Ход урока

Подружились

Каждый день лесник косил траву на лугах. Он подъезжал на лошади. Старая лошадь стояла в тени и грустила.

На покос приходила девочка из соседней деревни. Она варила еду и приносила лошади. Лошадка ждала Лену. Грустные глаза становились радостными.

Съест весь хлеб и ищет крошки в ладонях губами. Потом кладет голову подружке на плечо и вздыхает.

С л о в а д л я с п р а в о к: плечо, становились, подружке, из соседней, грустные, радостными.

Г р а м м а т и ч е с к и е з а д а н и я

1. Восьмое предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Записать существительное, прилагательное и глагол с корнем -груст-.

3. Подобрать и записать слово, противоположное по значению (антоним): радостный – … .У р о к 164
работа над ошибками,
допущенными в диктанте

У р о к и 165–170
повторение пройденного

На уроках повторить темы: «Безударные гласные в корне слова», «Парные согласные на конце слов», «Разделительные Ь и Ъ», «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных» и др.

литература

1. Александрова, Г. Занимательный русский язык / Г. Александрова. – СПб. : Тритон, 1997. – (Серия «Нескучный учебник»).

2. Бакулина, Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина. – М. : Владос, 2001.

3. Бетенькова, Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: кн. для учителя / Н. М. Бетенькова. – М. : Просвещение, 1994.

4. Вахрушева, Т. Диктанты по русскому языку: учеб. пособие для начальной школы / Т. Вахрушева. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.

5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. – М. : АСТ, 1996.

6. Волина, В. Русский язык (учимся играя) / В. Волина. – Екатеринбург : Арго, 1996.

7. Волина, В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь / В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996.

8. Волина, В. Веселая грамматика / В. Волина. – М. : Знание, 1995.

9. Занимательная грамматика / сост. Е. Е. Семенова. – М. : Омега, 1996.

10. Матвеева, А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: метод. пособие / А. Н. Матвеева. – М. : Дрофа, 1995.

11. Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы: уроки русского языка / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. – М. : Аквариум, 1996.

12. Практический курс по русскому языку для начальной школы: справочник школьника. – М. : Филологическое общество «Слово», 1998.

13. Синицын, В. В. Путь к слову. Из записок учителя : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. В. Синицын. – М. : АО «Столетие», 1996.

14. Удзенкова, А., Сагирова, О. Русский язык с увлечением!: сб. занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 1997.

Наши рекомендации